Выраженность факторов личности (мужчина, 30 лет)

Факторы A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
Стены

В данном случае основным противоречием является низкая самооценка, слабая воля, ведомость, зависимость, с одной стороны ("O+", "E-", "Q3–", "Q–"), и желание быть свободным и независимым – с другой ("Q2+"). Это противоречие выливается в серьезные невротические проявления, депрессию, пониженный контроль эмоций и поведения. (Все факторы контроля ("C", "Q", "Q3") имеют значение ниже среднего.) Подход, основанный на анализе критических точек, позволяет представить личность в целом, выделить ее ведущие тенденции и обычно облегчает ситуацию консультирования, т.к. открывает психологу наиболее значимые для личности проблемы. Появляется повод для конкретной беседы и, возможно, даже коррекции личности.

Исходя из выявленной проблемы, самая реальная рекомендация для этого испытуемого – обратиться к психотерапевту. Поводом для обращения может служить тревожность, высокая степень которой подтверждается на уровне фактора второго порядка, имеющего то же название: QII = 9 (см. формулу в приложении П.6.). На основании этого показателя можно говорить о высокой невротизации личности, вызывающей низкую продуктивность деятельности и соматические расстройства, причиной которых может быть склонность сдерживать свои чувства, не выражать их в момент возникновения ("F–").

Выраженность факторов личности (мужчина, 30 лет) - student2.ru

Рис.1. Профиль личности мужчины 30 лет

В тех случаях, когда требуется более нейтральное, "легкое" описание личности, делающее акцент на ее позитивных (с точки зрения заказчика) проявлениях, можно воспользоваться концепцией личности, в которой выделяются 4 группы качеств (12):

1) коммуникативные (факторы "A", "F", "H", "L", "N", "Q2", "E");

2) эмоциональные (факторы "C", "I", "O", "Q4");

3) волевые (факторы "E", "C", "G", "Q3");

4) интеллектуальные (факторы "B", "M", "Q1").

В качестве примера описания, составленного, исходя из этой модели, можно привести психологическую характеристику женщины 25 лет, составленную с целью профессионального отбора. Выраженность факторов по методике 16PF представлена в таблице 21, Профиль личности – на рисунке 2.

Таблица 21

Выраженность факторов личности (женщина, 25 лет)

Факторы AA BB CC EE FF GG HH II LL MM NN OO QQ1 QQ2 QQ3 QQ4
Стены


  Выраженность факторов личности (мужчина, 30 лет) - student2.ru

Рис. 2. Профиль личности женщины 25 лет

Психологическая характеристика А.П.

Очень общительна. Любит иметь дело с людьми, предпочитает занятия, в которых важны отношения, умение устанавливать контакт, находить общий язык с собеседником. Внимательно относится к людям, умеет быть корректной и дипломатичной. Благодаря хорошо развитой интуиции и способности анализировать, ей удается быть гибкой, легко приспосабливаться к различным ситуациям, в том числе и совершенно новым. А.П. не стремится к соперничеству, конфликты предпочитает решать мирным путем, может пойти на компромисс, если этого требуют обстоятельства.

А.П. обладает богатым воображением, хорошо развитым эстетическим вкусом и высокой чувствительностью. Однако это не мешает ей реалистично относиться к жизни, трезво оценивать обстоятельства и людей. Если необходимо принять важное решение, А.П. обычно взвешивает все обстоятельства и следует голосу разума, а не эмоциональным порывам.

Неплохо развиты волевые качества. Умеет держать себя в руках, доводить начатое до конца. В делах аккуратна, старается выполнять их качественно и в срок. Для нее важны порядок и последовательность. Привыкла отвечать за свои поступки.

Хорошо обучается. Новая информация представляет для нее определенный интерес. Умеет решать абстрактные задачи.

Справится с работой, требующей общения с людьми, ответственности, исполнительности. Ограничивающий фактор – подозрительность – может способствовать возникновению конфликтов и в отдельных случаях затруднять общение, т.к. является основой скептицизма, упрямства и излишней сосредоточенности на себе. С другой стороны, в сочетании с разумным подходом к жизни это качество может быть очень полезно в делах, требующих способности принимать самостоятельные решения и быть критичной к себе и результатам своей работы.

8. Другие примеры интерпретаций личностного Профиля, составленного на основании результатов тестирования по методике 16PF, можно найти в руководстве по использованию методики, опубликованном А.А. Рукавишниковым и М.В. Соколовой (19), а также в книге А.Н. Капустиной (12).


ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  2. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированый вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла: Методические рекомендации. – М., 1993, 1995.
  3. Аминов Н.А. и др. Экспресс-диагностика профессиональной пригодности в педагогической деятельности // Психологические проблемы профориентации учащихся: Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск, 1990 – С.68–83.
  4. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982.
  5. Балцар К. Личностный опросник для подростков /Перевод с чешского, Л.Н. Щербинин. – М., 1974.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.
  7. Выбойщик И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла: Учебное пособие. – Челябинск, 2000.
  8. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – Спб, 1997.
  9. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, 1994.

10. Жамкочьян М.С., Палей И.М. Сопоставление некоторых коммуникативных свойств личности с показателями интеллекта. В кн.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований/ Под ред. А.А. Бодалева. – Л., 1973.

11. Капустина А.Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности. Автореф. канд. дис. – Л., 1985.

12. Капустина А.Н., Панферов В.Н., Посохова С.Т. Динамика психических особенностей человека. В кн. «Психология человека в условиях социальной нестабильности». – М., 1998.

13. Капустина А.Н., Чикер В.А. К вопросу о социально-психологической диагностике профессионально значимых качеств личности. – Вестник СПбГУ. Сер 6. Вып.1. 1994.

14. КапустинаА.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб, 2001.

15. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. – ЛГУ, 1991.

16. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск, 1992.

17. Мельников В.Д., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.

18. Мургулец Л.В. Социально-психологическая диагностика личности. – М., 1988.

19. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987.

20. Психологические методы в работе с кадрами на АЭС / В.Н. Абрамова, В.В. Белехов, Е.Г. Бельская и др. – М., 1998.

21. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла-95: Руководство по использованию. – СПб, 1995.

22. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M, Handbook of the sixteen personality factor questionnaire (16PF) – Compaign Illinois, 1970.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации