Методики для изучения психологической готовности к школе.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКА
1.Общие сведения о ребёнке
§ Астахов Артем Александрович.,
§ 23 декабря 2005 года
§ 6 лет
§ Орловская обл., Урицкий район.,пгт Нарышкино
2.Сведения о семье
Семья полная, высокого достатка. На мой взгляд семья благополучная. В её состав входят:
- Андрей Андреевич(Отец).,1983г.рождения.
Имеет высшее профессиональное образование, работает служащим банка по Урицкому району.
- Юлия Владимировна(мать),1983г. рождения, домохозяйка, воспитывает детей.
- Юлия Андреевна (младшая сестра), 2011г. рождения.
3.Первое впечатление о ребёнке
На первый взгляд ребёнок общительный, активный,жизнерадостный. Любит играть и собирать конструктор. Проявляет интерес к самостоятельному чтению и у него получается. На вопросы воспитателя высказывает своё мнение.
Методики для изучения психологической готовности к школе.
Методика «Графический диктант» (разработана Д.Б. Элькониным)
Цель: направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, то есть действовать по правилу, произвольно управлять своей деятельностью.
Ход исследования: Ребёнку был дан тетрадный лист в клетку с нанесенными на нём четырьмя точками, чтобы он нарисовал узоры, слушая инструкции.
Оценка результатов: 14 баллов - показатель графического диктанта.
Вывод: После проведённого исследования можно предположить, что ребёнок умеет действовать по правилам, произвольно управлять своей деятельностью, точно следовать инструкции взрослого.
Ориентировочный тест школьной зрелости Керна –Йирасека
Субтест №1. Вербальное мышление
Цель: определить уровень развития мышления ребёнка 6-7 лет, умение устанавливать причинно-следственные связи, процессы анализа, обобщения, сравнения.
Ход исследования: проведение беседы по вопросам с ребёнком.
Вопрос | Ответ ребёнка |
1.Какое животное больше – лошадь или собака? | Лошадь |
2.Утром мы завтракаем, а в полдень?. | Смотрим ТВ |
3.Днём светло, а ночью…? | Темно |
4.Небо голубое, а трава -…? | Зелёная |
5.Черешни, груши, сливы, яблоки –это что? | Фрукты |
6.Почему раньше, чем пройдёт поезд, вдоль пути опускается шлагбаум? | Чтобы не столкнуться |
7.Что такое Москва, Киев, Орёл? | Города |
8.Который час? | Не знает часов |
9.Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это…, маленькая овечка - это…? | Щенок и маленький детёныш |
10.Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем? Что у них одинакового? | Я думаю, что на кошку. Потому что похожи глаза, ушки и лапы |
11.Почему у всех автомобилей есть тормоза? | Чтобы тормозить и остановиться |
12.Чем похожи друг на друга молоток и топор? | Они деревянные |
13.Чем похожи друг на друга белка и кошка? | У них одинаковый цвет, лапки, ушки и голова |
14.Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали тут рядом на столе? | Гвоздь надо отшурупывать, а винтик руками вертеть |
15.Футбол, прыжки в высоту, плавание – это…? | Игры |
16.Какие ты знаешь транспортные средства? | Машины, самолёт,автобус,вертолет |
17.Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? | Молодой человек может работать, а также молодая девушка может быть беременной |
18.Почему люди занимаются спортом? | Чтобы не болеть и держать фигуру |
19.Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-то уклоняется от работы? | Потому что они уморились |
20.Почему на письмо нужно наклеивать марку? | Чтобы было красиво |
Оценка результатов: Прежде чем ответить на вопрос Артем задумывался, потом отвечал. 14 баллов – средний уровень готовности к школе.
Вывод: После проведенного исследования можно предположить, что ребёнок умеет обобщать материал, владеет такими мыслительными операциями как анализ, синтез, сравнение.
Но есть и проблемы с ориентированием во времени.
Субтест № 2. Рисунок мужской фигуры.
Цель: направлена на овладение изображения фигуры с использованием, так называемого синтетического способа.
Ход исследования: Ребёнку предлагается чистый лист бумаги и карандаш, чтобы нарисовать мужскую фигуру.
Оценка результатов: 2 балла – результат рисунка.
Вывод: После проведенного исследования можно предположить, что ребенок выполнил все требования и овладел изображением фигуры.
Протокол опыта
лес | конь | хлеб | окно | вода | брат | гриб | мед | игла | стул | |
проба1 | + | + | + | + | + | + | ||||
проба2 | + | + | + | + | + | + | ||||
проба3 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
проба4 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
проба5 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Отсроченное воспроизв. | + | + | + | + | + | + |
Вывод:После проведённого исследования можно предположить, что уровень развития кратковременной слуховой памяти ниже возрастной нормы, долговременная слуховая память развита по возрасту.
Методика «Классификация».
Цель:изучение процесса классификации.
Ход исследования:Артему были предложены предметные картинки для составления классификационных групп: мебель,профессии, то,что часто можно увидеть в магазине, то,что находится у нас дома, фрукты и овощи.
Вывод:После проведённого исследования можно предположить, что ребёнку легче выделять группы: фрукты и овощи,профессии,выделяя существенные признаки. То,что часто можно увидеть в магазине и то,что находится у нас дома не различает.
Методика «Четвёртый лишний»
Цель: изучить некоторые элементы логического мышления (анализ, синтез, обобщение, выделение лишнего).
Ход исследования: Артему были предложены 5 карточек с изображением 4-х предметов, 3 из которых относятся к одной группе, а 1 к этой группе не подходит.
Вывод:После проведённого исследования можно предположить, что ребёнок может мотивировать свой ответ.
Корректурная проба.
Цель: определить уровень устойчивости внимания в условиях длительной и однообразной работы с преобладающей ориентировкой на скорость или точность выполнения.
Ход исследования: Даётся бланк с геометрическими фигурами, состоящий из 18 строк по 12 фигур в каждой. Вычёркивать фигуры на время.
Обработка полученных данных: Зачёркивание кружков – 5мин., ромбики- 10мин., треугольников – 10мин.
Вывод: После проведённого исследования можно предположить, что уровень устойчивости внимания у ребёнка в длительной и однообразной работе высокий.
Методика О.М.Дьяченко.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКА
1.Общие сведения о ребёнке
§ Астахов Артем Александрович.,
§ 23 декабря 2005 года
§ 6 лет
§ Орловская обл., Урицкий район.,пгт Нарышкино
2.Сведения о семье
Семья полная, высокого достатка. На мой взгляд семья благополучная. В её состав входят:
- Андрей Андреевич(Отец).,1983г.рождения.
Имеет высшее профессиональное образование, работает служащим банка по Урицкому району.
- Юлия Владимировна(мать),1983г. рождения, домохозяйка, воспитывает детей.
- Юлия Андреевна (младшая сестра), 2011г. рождения.
3.Первое впечатление о ребёнке
На первый взгляд ребёнок общительный, активный,жизнерадостный. Любит играть и собирать конструктор. Проявляет интерес к самостоятельному чтению и у него получается. На вопросы воспитателя высказывает своё мнение.
Методики для изучения психологической готовности к школе.