ПРОГРАММА научно-исследовательской работы
ПРОГРАММА научно-исследовательской работы
по направлению подготовки
40.04.01 Юриспруденция
Гражданское право; семейное право; международное частное право
Форма обучения заочная
Распределение часов по курсам (по учебному плану)
Количество ЗЕТ | |||||||||
Недель по РУП | |||||||||
Виды контроля в семестрах (на курсах): | 5 курс – зачет 6, 7 курсы дифференцированные зачеты | ||||||||
№ курсов 5,6,7 | |||||||||
Итого | |||||||||
ЗЕТ по курсам | |||||||||
Часы | |||||||||
Недели | |||||||||
Тольятти, 2016
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления подготовки магистратуры 40.04.01 Юриспруденция, направленность (профиль) Гражданское право; семейное право; международное частное право
Рецензирование рабочей программы дисциплины:
Отсутствует
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «Гражданское право, гражданский процесс и трудовое право» (протокол заседания № 7 от «29» января 2016 г.).
Рецензент
_________________________ _____________ __________________
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О. Фамилия)
«___»________20___г.
Срок действия рабочей программы дисциплины до «29» января 2019 г.
Информация об актуализации рабочей программы дисциплины:
Протокол заседания кафедры № ___от «__»________________ 20__ г.
Протокол заседания кафедры № ___от «__»________________ 20__ г.
СОГЛАСОВАНО | |||||
Начальник учебно-методического управления «___»________20___г. Л.Р. Хамидуллова | |||||
Аннотация
Программы научно-исследовательской работы
НИР.Б.1 Научно-исследовательская работа в семестре
40.04.01 Юриспруденция
Гражданское право; семейное право; международное частное право
Целью научно-исследовательской работы студентов является формирование у выпускника способности и готовности к выполнению профессиональных функций в научных и образовательных организациях, в аналитических подразделениях, компетенций в сфере научно-исследовательской и инновационной деятельности и др.
В результате освоения программ магистерской подготовки выпускники должны быть подготовлены к выполнению следующих задач профессиональной научно-исследовательской работы:
· уметь обобщать и критически анализировать результаты, полученные отечественными и зарубежными учеными, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы;
· уметь обосновывать актуальность, теоретической и практической значимости темы научного исследования, разрабатывать план и программу проведения научного исследования;
· уметь проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;
· уметь разрабатывать теоретические модели исследуемых процессов, явлений и объектов;
· уметь выбирать методы и средства, разработки инструментария эмпирического исследования, сбор, обработка, анализ, оценка и интерпретация полученных результатов исследования/
Место научно-исследовательской работы в структуре ОПОП ВО
Научно-исследовательская работа в семестре согласно ФГОС ВПО и учебного плана относится к базовой части профессионального цикла.
Дисциплины, учебные курсы, на освоении которых базируется данная Научно-исследовательская работа основывается на таких дисциплинах как философия права; история и методология юридической науки, актуальные проблемы гражданского права и других дисциплинах.
НИР необходима для изучения таких дисциплин как: проблемы юридической ответственности и правонарушений; правовое регулирование органов государственной власти и также для написания магистерской диссертации, защиты диссертации и сдачи междисциплинарного экзамена.
Основные этапы выполнения НИР
Разделы (этапы) НИР | |
1. Ознакомление студента с тематикой исследовательских работ по профилю магистерской программы | |
2. Формирование библиографии и источниковой базы | |
3. Написание реферата по избранной теме исследования | |
4. Подготовка статей, тезисов и докладов для выступления на научных конференциях, семинарах |
Содержание научно-исследовательской работы
Курс № 5.
1. Составление или актуализация тематики исследовательских работ. Тематика научно-исследовательских работ составляется в соответствии с научным профилем магистерской программы и должна соответствовать таким наукам как: теория государства и права; история государства и права; история учений о праве и государстве. Тематика магистерских диссертаций утверждается на заседании кафедры из числа наиболее актуальных проблем теории государства и права, истории государства и права, истории учений о праве и государстве. Преподаватели, за которыми закреплены магистранты представляют на утверждение примерную тематику магистерских диссертаций
2. Выбор темы исследования. После утверждения примерной тематики диссертационных исследований они вывешиваются на информационном стенде кафедры (института). Магистрант по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедры может предложить собственную тему исследования. Утверждение тем магистерских диссертаций происходит на заседании кафедры в октябре месяце.
3. Составление библиографии по теме.После утверждения темы исследования студент приступает к составлению библиографического списка по данной проблеме. Кроме научной библиотеки ТГУ студенту необходимо обратиться к электронным каталогам «Юридической библиотеки Спарк», Федеральному образовательному порталу «Юридическая Россия», Российской государственной библиотеки, Самарской областной библиотеки. Настоятельно рекомендуется просмотреть такие периодические издания как «Государство и право», «Правоведение», «Юрист», «Журнал Российского права», «Российская юстиция», «Законность», «Конституционное и муниципальное право и др» за последние 5 лет. Большую помощь в подборе литературы могут оказать также и информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант+». Основной акцент в подборе литературы должен быть сделан на научную литературу, использование учебников допускается только в исключительных случаях. Список подобранной литературы должен состоять из следующих основных разделов: нормативно-правовые акты; монографии; научные статьи; авторефераты диссертаций; диссертации; литература на иностранных языках.
4. Обоснование темы исследования и составление плана работы. Магистрант в декабре месяце предоставляет научному руководителю обоснование темы магистерской диссертации, в котором содержится: а) актуальность; б) объект и предмет исследования; в) цели и задачи; г) методология; д) планируемые результаты. Совместно с научным руководителем составляется план диссертации, который утверждается на заседании кафедры.
5. Подготовка реферата по теме исследования. Тема реферата исследования должна соответствовать теме диссертационного исследования. Реферат в данном случае представляет «мини» магистерскую диссертацию, в котором в сжатом виде излагаются основные проблемы исследования и возможные пути их разрешения. Реферат по теме диссертации оценивается научным руководителем. Объем реферата 25-30 страниц машинописного текста.
6. Корректировка плана исследования.Корректировка плана исследования происходит на основе реферата, в котором магистрант выявил наиболее спорные и проблематичные аспекты. Возможен и такой вариант, когда корректировка плана не требуется. Скорректированный план диссертации подлежит утверждению на заседании кафедры.
7. Зачет по НИР.Зачет принимается на основе отчета по НИР на научно-исследовательском семинаре
8. Научно-исследовательская работа студента проводится согласно индивидуального плана и включает: анализ нормативно-правовых актов; выявление пробелов в нормативном регулировании общественных отношений; анализ имеющийся научно литературы; обзор научных позиций по наиболее спорным проблемам; выработка рекомендаций, направленных на устранение пробелов правового регулирования; выработку обобщений, свойственных наукам теории государства и права; истории государства и права. Формулирование указанных проблем непосредственно в тексте диссертационной работы.
Курс № 6
9. Участие в конференциях. Составной частью научной работы студента является участие в проводимых конференциях. В качестве обязательных определяются конференции «Студенческие дни науки в ТГУ», ежегодная городская научно-практическая конференция «Молодежь, наука, общество». В конференциях магистрант может участвовать как в очной, так и в заочной формах. В иных конференциях магистрант участвует по согласованию с научным руководителем. Тематика докладов на конференциях, семинарах согласовывается с научным руководителем.
10. Корректировка планаисследования. Корректировка плана исследования является факультативным элементом и проводится по мере необходимости с научным руководителем с учетом выявленных магистратом в ходе исследования проблем.
11. Зачет по НИР. Для приема зачета по научно-исследовательской работе в семестре (НИР) на зачетной неделе организуется научно-исследовательский семинар для студентов магистратуры. К участию в семинаре могут привлекаться представители работодателей и ведущие исследователи по профилю магистерской программы. В работе семинара принимают участие все сотрудники кафедры. На научно-исследовательском семинаре магистрант докладывает о основных результатах исследования, после чего следует их обсуждение, дополнительные вопросы и выставление оценки.
Курс № 6.
12. Проведение НИРстудента проводится согласно индивидуального плана и включает: анализ нормативно-правовых актов; выявление пробелов в нормативном регулировании общественных отношений; анализ имеющийся научной литературы; обзор научных позиций по наиболее спорным проблемам; выработка рекомендаций, направленных на устранение пробелов правового регулирования; выработку обобщений, свойственных науки теории государства и права; истории государства и права. Формулирование указанных проблем непосредственно в тексте диссертационной работы.
13. Подготовка научных публикаций.По наиболее проблемным аспектам магистерской диссертации студент обязан подготовить одну публикацию, объемом 0,5 печатных листа. Публикация должна содержать указание на актуальность проблемы, ее описание и возможные пути разрешения, собственные выводы и рекомендации.
14. Завершение написания диссертации. К концу первого семестра второго года обучения у магистранта должен быть готов черновик диссертации, который сдается научному руководителю на проверку. Черновик диссертационного исследования обязательно должен включать введение, основную часть, заключение и библиографический список. Основная часть должна состоять из глав, а главы из параграфов. В исключительных случаях допускается наличие одной главы без деления на параграфы
15. Составление отчета о проделанной НИР и его представление на научно-исследовательском семинаре.Данный пункт тесно взаимосвязан с пунктом 14. По черновому варианту диссертации, магистрант составляет отчет о проделанной НИР. В отчете должны содержаться основные итоги диссертационного исследования. Отчет докладывается на научно-исследовательском семинаре. Для приема зачета по научно-исследовательской работе в семестре (НИР) на зачетной неделе организуется научно-исследовательский семинар для студентов магистратуры. К участию в семинаре могут привлекаться представители работодателей и ведущие исследователи по профилю магистерской программы. В работе семинара принимают участие все сотрудники кафедры. На научно-исследовательском семинаре магистрант докладывает о основных результатах исследования, после чего следует их обсуждение, дополнительные вопросы и выставление оценки.
Курс 7.
Подготовка и защита магистерской диссертации
16. Предварительная защита диссертации.Для предварительной защиты диссертации создается комиссия. Предварительная защита диссертации проводится в марте месяце. На предварительной защите диссертант излагает основные положения диссертации, после чего членами комиссии задаются вопросы, просматривается текст диссертации, заслушивается также и научный руководитель, который дает предварительный отзыв на диссертационное исследование. По итогам предварительной защиты может быть сделан одни из следующих выводов: «Допустить к защите без замечаний»; «допустить к защите с замечаниями»; «не допустить к защите». Исправление замечаний контролируется научным руководителем в рабочем порядке.
17. Подготовка автореферата магистерской диссертации.На основе диссертации составляется ее автореферат, который включает: актуальность, методологию исследования, степень разработанности проблемы, объект и предмет исследования, новизну, научно-практическую значимость, апробацию исследования, а также основное содержание работы. Объем автореферата до 1 п.л.
18-20.Подготовка отзыва научного руководителя, защита магистерскойдиссертации проводятся в соответствии с требованиям Министерства образования и науки РФ, а также локальных нормативно-правовых актов ТГУ
Вопросы к промежуточной аттестации
№ п/п | Вопросы |
| Общая характеристика методов юридических исследований |
Формально-юридический метод исследования | |
Логический метод исследования | |
Историко-правовой метод исследования | |
Структурно-правовой метод исследования | |
Функциональный метод исследования | |
Философские законы в юриспруденции | |
Диалектический метод исследования | |
Юридическая техника при написании нормативных правовых актов | |
Приемы толкования нормативных правовых актов | |
Правовое воспитание | |
Методика проведения социолого-правовых исследований | |
Аналитическая юриспруденция | |
Концепции правопонимания | |
Законодательство в области образования и научно-исследовательской деятельности | |
Правовое регулирование научно-исследовательской деятельности | |
Логические приемы и правила в научных исследованиях | |
Методика обоснования актуальности | |
Правила оформления библиографического аппарата | |
Методика поиска библиографических источников | |
Гражданско-правовая ответственность: понятие и виды | |
Методика постановки целей, задач исследования | |
Методика выбора темы исследования | |
Методика структурирования диссертационного исследования | |
Методика написания научной статьи | |
Методика написания реферата | |
Виды и правила цитирования в научных исследованиях | |
Общая характеристика законодательства о науке | |
Правила постановки целей и задач исследования | |
Виды научных работ | |
Методика написания научной статьи |
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
8.1. Паспорт фонда оценочных средств
№ п/п | Контролируемые разделы (этапы) практики | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
Ознакомление с тематикой, изучение проблем, связанных с диссертацией | ПК-11, ПК-14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Выбор темы исследования | ПК-11, ПК-14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Составление библиографии по теме | ПК -11, ПК - 14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Обоснование актуальности, целей, задач темы исследования и составление плана работы | ПК - 11, ПК - 14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Подготовка реферата по теме исследования | ПК-7 | Реферат | |
Корректировка плана исследования | ПК-11, ПК-14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Зачет по НИР | ОК-5, ПК-1, ПК-11, ПК-14 | Отчет по НИР, вопросы к промежуточной аттестации | |
Доклады на конференциях, семинарах | ОК-5, ПК-1, ПК-11, ПК-14 | Доклад, тезисы выступления | |
Корректировка плана исследования | ПК-11, ПК-14, | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Написание 1 главы | ПК-7, ПК-1 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Зачет по НИР | ПК-7, ПК-11, ПК-14 | Отчет, вопросы к промежуточной аттестации | |
Подготовка научных публикаций | ПК-7, ПК-11, ПК-14 | Научная статья | |
Написание 3 главы диссертации | ПК-1, ПК-7, ПК-11, ПК-14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Составление отчета о проделанной НИР и его представление на научно-исследовательском семинаре | ПК-7, ПК-11, ПК-14 | Отчет | |
Ознакомление с локальными документами ВУЗа, регламентирующими научную деятельность | ПК-7, ПК-11, ПК-14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Обсуждение диссертации, предварительная защита | ПК-7, ПК-11, ПК-14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Исправление замечаний | ПК-7, ПК-11, ПК-14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Исправление замечаний | ПК-7, ПК-11, ПК-14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Исправление замечаний | ПК-7, ПК-11, ПК-14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Исправление замечаний | ПК-7, ПК-11, ПК-14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Обсуждение реферата | ПК-7, ПК-11, ПК-14 | Вопросы к промежуточной аттестации | |
Представление исправленной диссертации | ПК-7, ПК-11, ПК-14 | Вопросы к промежуточной аттестации |
8.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Задания на НИР
Задание №1:
Отчет по НИР.
Отчет должен быть четко структурирован и должен содержать описание проделанной работы: обзор литературы; обоснование проблемы; дача рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства и практики его применения; выводы по первой, второй или третьей главе диссертационной работы
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если отчет обладает четкой структурой, в нем отражены результаты исследования, сделан объемный обзор литературы (научной) и нормативной по исследуемой проблеме
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если отчет обладает четкой структурой, но обладает отдельными незначительными недочетами; в целом сделан обзор литературы, даны рекомендации по совершенствованию законодательства
- оценка «удовлетворительно» выставляется при «размытой» структуре отчета; некоторая часть литературы «упущена» из виду, а студент изучил не все проблемы по заданной теме
- оценка «неудовлетворительно» если не представлен отчет, либо у него отсутствует структура, либо не изучено менее половины литературы по проблеме, либо если не даны рекомендации по совершенствованию законодательства
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если если отчет обладает четкой структурой, в нем отражены результаты исследования, сделан объемный обзор литературы (научной) и нормативной по исследуемой проблеме
- оценка «не зачтено» если не представлен отчет, либо у него отсутствует структура, либо не изучено менее половины литературы по проблеме, либо если не даны рекомендации по совершенствованию законодательства
Задание № 2.
Написание реферата по теме исследования. Реферат может быть посвящен обоснованию актуальности темы исследования, обоснованию целей, задач, исследования, методологии исследования, либо отдельной научной проблеме, являющейся составной частью диссертационного исследования.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если реферат четко структурирован, цели и задачи обоснованы, раскрыта методология исследования и обоснована, раскрыта отдельная часть научной проблемы
- оценка «хорошо» если студент выполнил критерии, указанные при оценке отлично, но реферата имеет незначительные недочеты, например, есть несущественные ошибки при формулировании целей задач, незначительные ошибки при оформлении библиографического списка и т п.
- оценка «удовлетворительно» выставляется если в целом задание выполнено, но студент допустил ошибки при формулировании целей, задач, слабо описал актуальность, допустил существенные нарушения при оформлении библиографического аппарата
- оценка «неудовлетворительно» выставляется если реферат не представлен, либо представлен, но поставленные в нем задания не выполнены по существу, отражены поверхностно, либо студент продемонстрировал неумение формулировать собственные мысли, вести научную дискуссию и т.п.
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если , если реферат четко структурирован, цели и задачи обоснованы, раскрыта методология исследования и обоснована, раскрыта отдельная часть научной проблемы
- оценка «не зачтено» реферат не представлен, либо представлен, но поставленные в нем задания не выполнены по существу, отражены поверхностно, либо студент продемонстрировал неумение формулировать собственные мысли, вести научную дискуссию и т.п.
Образовательные технологии и методические указания по выполнению научно-исследовательской работы
При реализации различных видов научно-исследовательской работы используются следующие современные образовательные технологии:
· Информационно-коммуникационные технологии
· Исследовательские методы в обучении
· Проблемное обучение
Эффективность применения различных форм исследования обеспечивается реализацией следующих условий:
· создание диалогического пространства;
· использование принципов социально-психологического обучения в учебной деятельности;
· мониторинг личностных особенностей и профессиональной направленности магистрантов;
Использование интерактивных форм и методов обучения направлено на достижение ряда важнейших образовательных целей:
· стимулирование мотивации и интереса в области теории государства и права в общеобразовательном, общекультурном и профессиональном плане;
· повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
· развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
саморазвитие и развитие обучаемых, благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Важную роль при этом и играет самостоятельная работа. Самостоятельная работа способствует:
· углублению и расширению знаний;
· формированию интереса к познавательной деятельности;
· овладению приёмами процесса познания;
· развитию познавательных способностей.
К самостоятельной работе относятся:
· самостоятельная работа на аудиторных занятиях;
· внеаудиторная самостоятельная работа.
В процессе обучения предусмотрены следующие виды самостоятельной работы обучающегося:
· Работа с конспектами лекций.
· Проработка пройденных лекционных материалов по конспекту лекций, учебникам и пособиям на основании вопросов, подготовленных преподавателем;
· Проработка дополнительных тем, не вошедших в лекционный материал, но обязательных согласно учебной программе;
· Самостоятельное решение сформулированных задач
· Изучение обязательной и дополнительной литературы.
· Подготовка к текущему и промежуточному контролю знаний.
· Подготовка эссе, рефератов, магистерской диссертации
Могут быть использованы следующие формы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос,
· другие по выбору преподавателя.
· Реферат
· Эссе
· Научный отчет
· Научная статья
· Поэтапный контроль магистерской диссертации
ПРОГРАММА научно-исследовательской работы
по направлению подготовки
40.04.01 Юриспруденция
Гражданское право; семейное право; международное частное право
Форма обучения заочная
Распределение часов по курсам (по учебному плану)
Количество ЗЕТ | |||||||||
Недель по РУП | |||||||||
Виды контроля в семестрах (на курсах): | 5 курс – зачет 6, 7 курсы дифференцированные зачеты | ||||||||
№ курсов 5,6,7 | |||||||||
Итого | |||||||||
ЗЕТ по курсам | |||||||||
Часы | |||||||||
Недели | |||||||||
Тольятти, 2016
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления подготовки магистратуры 40.04.01 Юриспруденция, направленность (профиль) Гражданское право; семейное право; международное частное право
Рецензирование рабочей программы дисциплины:
Отсутствует
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «Гражданское право, гражданский процесс и трудовое право» (протокол заседания № 7 от «29» января 2016 г.).
Рецензент
_________________________ _____________ __________________
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О. Фамилия)
«___»________20___г.
Срок действия рабочей программы дисциплины до «29» января 2019 г.
Информация об актуализации рабочей программы дисциплины:
Протокол заседания кафедры № ___от «__»________________ 20__ г.
Протокол заседания кафедры № ___от «__»________________ 20__ г.
СОГЛАСОВАНО | |||||
Начальник учебно-методического управления «___»________20___г. Л.Р. Хамидуллова | |||||
Аннотация