ПРОГРАММА научно-исследовательской работы

ПРОГРАММА научно-исследовательской работы

по направлению подготовки

40.04.01 Юриспруденция

Гражданское право; семейное право; международное частное право

Форма обучения заочная

Распределение часов по курсам (по учебному плану)

Количество ЗЕТ  
Недель по РУП  
Виды контроля в семестрах (на курсах): 5 курс – зачет 6, 7 курсы дифференцированные зачеты
№ курсов 5,6,7
Итого
ЗЕТ по курсам        
Часы        
Недели              
                   

Тольятти, 2016

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления подготовки магистратуры 40.04.01 Юриспруденция, направленность (профиль) Гражданское право; семейное право; международное частное право

Рецензирование рабочей программы дисциплины:

Отсутствует

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «Гражданское право, гражданский процесс и трудовое право» (протокол заседания № 7 от «29» января 2016 г.).

Рецензент

_________________________ _____________ __________________

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О. Фамилия)

«___»________20___г.

Срок действия рабочей программы дисциплины до «29» января 2019 г.

Информация об актуализации рабочей программы дисциплины:

Протокол заседания кафедры № ___от «__»________________ 20__ г.

Протокол заседания кафедры № ___от «__»________________ 20__ г.

  СОГЛАСОВАНО  
Начальник учебно-методического управления   «___»________20___г. Л.Р. Хамидуллова
           

Аннотация

Программы научно-исследовательской работы

НИР.Б.1 Научно-исследовательская работа в семестре

40.04.01 Юриспруденция

Гражданское право; семейное право; международное частное право

Целью научно-исследовательской работы студентов является формирование у выпускника способности и готовности к выполнению профессиональных функций в научных и образовательных организациях, в аналитических подразделениях, компетенций в сфере научно-исследовательской и инновационной деятельности и др.

В результате освоения программ магистерской подготовки выпускники должны быть подготовлены к выполнению следующих задач профессиональной научно-исследовательской работы:

· уметь обобщать и критически анализировать результаты, полученные отечественными и зарубежными учеными, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы;

· уметь обосновывать актуальность, теоретической и практической значимости темы научного исследования, разрабатывать план и программу проведения научного исследования;

· уметь проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;

· уметь разрабатывать теоретические модели исследуемых процессов, явлений и объектов;

· уметь выбирать методы и средства, разработки инструментария эмпирического исследования, сбор, обработка, анализ, оценка и интерпретация полученных результатов исследования/

Место научно-исследовательской работы в структуре ОПОП ВО

Научно-исследовательская работа в семестре согласно ФГОС ВПО и учебного плана относится к базовой части профессионального цикла.

Дисциплины, учебные курсы, на освоении которых базируется данная Научно-исследовательская работа основывается на таких дисциплинах как философия права; история и методология юридической науки, актуальные проблемы гражданского права и других дисциплинах.

НИР необходима для изучения таких дисциплин как: проблемы юридической ответственности и правонарушений; правовое регулирование органов государственной власти и также для написания магистерской диссертации, защиты диссертации и сдачи междисциплинарного экзамена.

Основные этапы выполнения НИР

Разделы (этапы) НИР  
 
 
1. Ознакомление студента с тематикой исследовательских работ по профилю магистерской программы  
2. Формирование библиографии и источниковой базы  
3. Написание реферата по избранной теме исследования  
4. Подготовка статей, тезисов и докладов для выступления на научных конференциях, семинарах  

Содержание научно-исследовательской работы

Курс № 5.

1. Составление или актуализация тематики исследовательских работ. Тематика научно-исследовательских работ составляется в соответствии с научным профилем магистерской программы и должна соответствовать таким наукам как: теория государства и права; история государства и права; история учений о праве и государстве. Тематика магистерских диссертаций утверждается на заседании кафедры из числа наиболее актуальных проблем теории государства и права, истории государства и права, истории учений о праве и государстве. Преподаватели, за которыми закреплены магистранты представляют на утверждение примерную тематику магистерских диссертаций

2. Выбор темы исследования. После утверждения примерной тематики диссертационных исследований они вывешиваются на информационном стенде кафедры (института). Магистрант по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедры может предложить собственную тему исследования. Утверждение тем магистерских диссертаций происходит на заседании кафедры в октябре месяце.

3. Составление библиографии по теме.После утверждения темы исследования студент приступает к составлению библиографического списка по данной проблеме. Кроме научной библиотеки ТГУ студенту необходимо обратиться к электронным каталогам «Юридической библиотеки Спарк», Федеральному образовательному порталу «Юридическая Россия», Российской государственной библиотеки, Самарской областной библиотеки. Настоятельно рекомендуется просмотреть такие периодические издания как «Государство и право», «Правоведение», «Юрист», «Журнал Российского права», «Российская юстиция», «Законность», «Конституционное и муниципальное право и др» за последние 5 лет. Большую помощь в подборе литературы могут оказать также и информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант+». Основной акцент в подборе литературы должен быть сделан на научную литературу, использование учебников допускается только в исключительных случаях. Список подобранной литературы должен состоять из следующих основных разделов: нормативно-правовые акты; монографии; научные статьи; авторефераты диссертаций; диссертации; литература на иностранных языках.

4. Обоснование темы исследования и составление плана работы. Магистрант в декабре месяце предоставляет научному руководителю обоснование темы магистерской диссертации, в котором содержится: а) актуальность; б) объект и предмет исследования; в) цели и задачи; г) методология; д) планируемые результаты. Совместно с научным руководителем составляется план диссертации, который утверждается на заседании кафедры.

5. Подготовка реферата по теме исследования. Тема реферата исследования должна соответствовать теме диссертационного исследования. Реферат в данном случае представляет «мини» магистерскую диссертацию, в котором в сжатом виде излагаются основные проблемы исследования и возможные пути их разрешения. Реферат по теме диссертации оценивается научным руководителем. Объем реферата 25-30 страниц машинописного текста.

6. Корректировка плана исследования.Корректировка плана исследования происходит на основе реферата, в котором магистрант выявил наиболее спорные и проблематичные аспекты. Возможен и такой вариант, когда корректировка плана не требуется. Скорректированный план диссертации подлежит утверждению на заседании кафедры.

7. Зачет по НИР.Зачет принимается на основе отчета по НИР на научно-исследовательском семинаре

8. Научно-исследовательская работа студента проводится согласно индивидуального плана и включает: анализ нормативно-правовых актов; выявление пробелов в нормативном регулировании общественных отношений; анализ имеющийся научно литературы; обзор научных позиций по наиболее спорным проблемам; выработка рекомендаций, направленных на устранение пробелов правового регулирования; выработку обобщений, свойственных наукам теории государства и права; истории государства и права. Формулирование указанных проблем непосредственно в тексте диссертационной работы.

Курс № 6

9. Участие в конференциях. Составной частью научной работы студента является участие в проводимых конференциях. В качестве обязательных определяются конференции «Студенческие дни науки в ТГУ», ежегодная городская научно-практическая конференция «Молодежь, наука, общество». В конференциях магистрант может участвовать как в очной, так и в заочной формах. В иных конференциях магистрант участвует по согласованию с научным руководителем. Тематика докладов на конференциях, семинарах согласовывается с научным руководителем.

10. Корректировка планаисследования. Корректировка плана исследования является факультативным элементом и проводится по мере необходимости с научным руководителем с учетом выявленных магистратом в ходе исследования проблем.

11. Зачет по НИР. Для приема зачета по научно-исследовательской работе в семестре (НИР) на зачетной неделе организуется научно-исследовательский семинар для студентов магистратуры. К участию в семинаре могут привлекаться представители работодателей и ведущие исследователи по профилю магистерской программы. В работе семинара принимают участие все сотрудники кафедры. На научно-исследовательском семинаре магистрант докладывает о основных результатах исследования, после чего следует их обсуждение, дополнительные вопросы и выставление оценки.

Курс № 6.

12. Проведение НИРстудента проводится согласно индивидуального плана и включает: анализ нормативно-правовых актов; выявление пробелов в нормативном регулировании общественных отношений; анализ имеющийся научной литературы; обзор научных позиций по наиболее спорным проблемам; выработка рекомендаций, направленных на устранение пробелов правового регулирования; выработку обобщений, свойственных науки теории государства и права; истории государства и права. Формулирование указанных проблем непосредственно в тексте диссертационной работы.

13. Подготовка научных публикаций.По наиболее проблемным аспектам магистерской диссертации студент обязан подготовить одну публикацию, объемом 0,5 печатных листа. Публикация должна содержать указание на актуальность проблемы, ее описание и возможные пути разрешения, собственные выводы и рекомендации.

14. Завершение написания диссертации. К концу первого семестра второго года обучения у магистранта должен быть готов черновик диссертации, который сдается научному руководителю на проверку. Черновик диссертационного исследования обязательно должен включать введение, основную часть, заключение и библиографический список. Основная часть должна состоять из глав, а главы из параграфов. В исключительных случаях допускается наличие одной главы без деления на параграфы

15. Составление отчета о проделанной НИР и его представление на научно-исследовательском семинаре.Данный пункт тесно взаимосвязан с пунктом 14. По черновому варианту диссертации, магистрант составляет отчет о проделанной НИР. В отчете должны содержаться основные итоги диссертационного исследования. Отчет докладывается на научно-исследовательском семинаре. Для приема зачета по научно-исследовательской работе в семестре (НИР) на зачетной неделе организуется научно-исследовательский семинар для студентов магистратуры. К участию в семинаре могут привлекаться представители работодателей и ведущие исследователи по профилю магистерской программы. В работе семинара принимают участие все сотрудники кафедры. На научно-исследовательском семинаре магистрант докладывает о основных результатах исследования, после чего следует их обсуждение, дополнительные вопросы и выставление оценки.

Курс 7.

Подготовка и защита магистерской диссертации

16. Предварительная защита диссертации.Для предварительной защиты диссертации создается комиссия. Предварительная защита диссертации проводится в марте месяце. На предварительной защите диссертант излагает основные положения диссертации, после чего членами комиссии задаются вопросы, просматривается текст диссертации, заслушивается также и научный руководитель, который дает предварительный отзыв на диссертационное исследование. По итогам предварительной защиты может быть сделан одни из следующих выводов: «Допустить к защите без замечаний»; «допустить к защите с замечаниями»; «не допустить к защите». Исправление замечаний контролируется научным руководителем в рабочем порядке.

17. Подготовка автореферата магистерской диссертации.На основе диссертации составляется ее автореферат, который включает: актуальность, методологию исследования, степень разработанности проблемы, объект и предмет исследования, новизну, научно-практическую значимость, апробацию исследования, а также основное содержание работы. Объем автореферата до 1 п.л.

18-20.Подготовка отзыва научного руководителя, защита магистерскойдиссертации проводятся в соответствии с требованиям Министерства образования и науки РФ, а также локальных нормативно-правовых актов ТГУ

Вопросы к промежуточной аттестации

№ п/п Вопросы
Общая характеристика методов юридических исследований
Формально-юридический метод исследования
Логический метод исследования
Историко-правовой метод исследования
Структурно-правовой метод исследования
Функциональный метод исследования
Философские законы в юриспруденции
Диалектический метод исследования
Юридическая техника при написании нормативных правовых актов
Приемы толкования нормативных правовых актов
Правовое воспитание
Методика проведения социолого-правовых исследований
Аналитическая юриспруденция
Концепции правопонимания
Законодательство в области образования и научно-исследовательской деятельности
Правовое регулирование научно-исследовательской деятельности
Логические приемы и правила в научных исследованиях
Методика обоснования актуальности
Правила оформления библиографического аппарата
Методика поиска библиографических источников
Гражданско-правовая ответственность: понятие и виды
Методика постановки целей, задач исследования
Методика выбора темы исследования
Методика структурирования диссертационного исследования
Методика написания научной статьи
Методика написания реферата
Виды и правила цитирования в научных исследованиях
Общая характеристика законодательства о науке
Правила постановки целей и задач исследования
Виды научных работ
Методика написания научной статьи

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

8.1. Паспорт фонда оценочных средств

№ п/п Контролируемые разделы (этапы) практики Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
Ознакомление с тематикой, изучение проблем, связанных с диссертацией   ПК-11, ПК-14 Вопросы к промежуточной аттестации
Выбор темы исследования ПК-11, ПК-14 Вопросы к промежуточной аттестации
Составление библиографии по теме ПК -11, ПК - 14 Вопросы к промежуточной аттестации
Обоснование актуальности, целей, задач темы исследования и составление плана работы ПК - 11, ПК - 14 Вопросы к промежуточной аттестации
Подготовка реферата по теме исследования ПК-7 Реферат
Корректировка плана исследования ПК-11, ПК-14 Вопросы к промежуточной аттестации
Зачет по НИР ОК-5, ПК-1, ПК-11, ПК-14 Отчет по НИР, вопросы к промежуточной аттестации
Доклады на конференциях, семинарах ОК-5, ПК-1, ПК-11, ПК-14 Доклад, тезисы выступления
Корректировка плана исследования ПК-11, ПК-14, Вопросы к промежуточной аттестации
Написание 1 главы ПК-7, ПК-1 Вопросы к промежуточной аттестации
Зачет по НИР ПК-7, ПК-11, ПК-14 Отчет, вопросы к промежуточной аттестации
Подготовка научных публикаций ПК-7, ПК-11, ПК-14 Научная статья
Написание 3 главы диссертации ПК-1, ПК-7, ПК-11, ПК-14 Вопросы к промежуточной аттестации
Составление отчета о проделанной НИР и его представление на научно-исследовательском семинаре ПК-7, ПК-11, ПК-14 Отчет
Ознакомление с локальными документами ВУЗа, регламентирующими научную деятельность ПК-7, ПК-11, ПК-14 Вопросы к промежуточной аттестации
Обсуждение диссертации, предварительная защита ПК-7, ПК-11, ПК-14 Вопросы к промежуточной аттестации
Исправление замечаний ПК-7, ПК-11, ПК-14 Вопросы к промежуточной аттестации
Исправление замечаний ПК-7, ПК-11, ПК-14 Вопросы к промежуточной аттестации
Исправление замечаний ПК-7, ПК-11, ПК-14 Вопросы к промежуточной аттестации
Исправление замечаний ПК-7, ПК-11, ПК-14 Вопросы к промежуточной аттестации
Обсуждение реферата ПК-7, ПК-11, ПК-14 Вопросы к промежуточной аттестации
Представление исправленной диссертации ПК-7, ПК-11, ПК-14 Вопросы к промежуточной аттестации

8.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Задания на НИР

Задание №1:

Отчет по НИР.

Отчет должен быть четко структурирован и должен содержать описание проделанной работы: обзор литературы; обоснование проблемы; дача рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства и практики его применения; выводы по первой, второй или третьей главе диссертационной работы

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если отчет обладает четкой структурой, в нем отражены результаты исследования, сделан объемный обзор литературы (научной) и нормативной по исследуемой проблеме

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если отчет обладает четкой структурой, но обладает отдельными незначительными недочетами; в целом сделан обзор литературы, даны рекомендации по совершенствованию законодательства

- оценка «удовлетворительно» выставляется при «размытой» структуре отчета; некоторая часть литературы «упущена» из виду, а студент изучил не все проблемы по заданной теме

- оценка «неудовлетворительно» если не представлен отчет, либо у него отсутствует структура, либо не изучено менее половины литературы по проблеме, либо если не даны рекомендации по совершенствованию законодательства

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если если отчет обладает четкой структурой, в нем отражены результаты исследования, сделан объемный обзор литературы (научной) и нормативной по исследуемой проблеме

- оценка «не зачтено» если не представлен отчет, либо у него отсутствует структура, либо не изучено менее половины литературы по проблеме, либо если не даны рекомендации по совершенствованию законодательства

Задание № 2.

Написание реферата по теме исследования. Реферат может быть посвящен обоснованию актуальности темы исследования, обоснованию целей, задач, исследования, методологии исследования, либо отдельной научной проблеме, являющейся составной частью диссертационного исследования.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если реферат четко структурирован, цели и задачи обоснованы, раскрыта методология исследования и обоснована, раскрыта отдельная часть научной проблемы

- оценка «хорошо» если студент выполнил критерии, указанные при оценке отлично, но реферата имеет незначительные недочеты, например, есть несущественные ошибки при формулировании целей задач, незначительные ошибки при оформлении библиографического списка и т п.

- оценка «удовлетворительно» выставляется если в целом задание выполнено, но студент допустил ошибки при формулировании целей, задач, слабо описал актуальность, допустил существенные нарушения при оформлении библиографического аппарата

- оценка «неудовлетворительно» выставляется если реферат не представлен, либо представлен, но поставленные в нем задания не выполнены по существу, отражены поверхностно, либо студент продемонстрировал неумение формулировать собственные мысли, вести научную дискуссию и т.п.

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если , если реферат четко структурирован, цели и задачи обоснованы, раскрыта методология исследования и обоснована, раскрыта отдельная часть научной проблемы

- оценка «не зачтено» реферат не представлен, либо представлен, но поставленные в нем задания не выполнены по существу, отражены поверхностно, либо студент продемонстрировал неумение формулировать собственные мысли, вести научную дискуссию и т.п.

Образовательные технологии и методические указания по выполнению научно-исследовательской работы

При реализации различных видов научно-исследовательской работы используются следующие современные образовательные технологии:

· Информационно-коммуникационные технологии

· Исследовательские методы в обучении

· Проблемное обучение

Эффективность применения различных форм исследования обеспечивается реализацией следующих условий:

· создание диалогического пространства;

· использование принципов социально-психологического обучения в учебной деятельности;

· мониторинг личностных особенностей и профессиональной направленности магистрантов;

Использование интерактивных форм и методов обучения направлено на достижение ряда важнейших образовательных целей:

· стимулирование мотивации и интереса в области теории государства и права в общеобразовательном, общекультурном и профессиональном плане;

· повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;

· развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

саморазвитие и развитие обучаемых, благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Важную роль при этом и играет самостоятельная работа. Самостоятельная работа способствует:

· углублению и расширению знаний;

· формированию интереса к познавательной деятельности;

· овладению приёмами процесса познания;

· развитию познавательных способностей.

К самостоятельной работе относятся:

· самостоятельная работа на аудиторных занятиях;

· внеаудиторная самостоятельная работа.

В процессе обучения предусмотрены следующие виды самостоятельной работы обучающегося:

· Работа с конспектами лекций.

· Проработка пройденных лекционных материалов по конспекту лекций, учебникам и пособиям на основании вопросов, подготовленных преподавателем;

· Проработка дополнительных тем, не вошедших в лекционный материал, но обязательных согласно учебной программе;

· Самостоятельное решение сформулированных задач

· Изучение обязательной и дополнительной литературы.

· Подготовка к текущему и промежуточному контролю знаний.

· Подготовка эссе, рефератов, магистерской диссертации

Могут быть использованы следующие формы контроля самостоятельной работы:

· устный опрос,

· другие по выбору преподавателя.

· Реферат

· Эссе

· Научный отчет

· Научная статья

· Поэтапный контроль магистерской диссертации

ПРОГРАММА научно-исследовательской работы

по направлению подготовки

40.04.01 Юриспруденция

Гражданское право; семейное право; международное частное право

Форма обучения заочная

Распределение часов по курсам (по учебному плану)

Количество ЗЕТ  
Недель по РУП  
Виды контроля в семестрах (на курсах): 5 курс – зачет 6, 7 курсы дифференцированные зачеты
№ курсов 5,6,7
Итого
ЗЕТ по курсам        
Часы        
Недели              
                   

Тольятти, 2016

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления подготовки магистратуры 40.04.01 Юриспруденция, направленность (профиль) Гражданское право; семейное право; международное частное право

Рецензирование рабочей программы дисциплины:

Отсутствует

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «Гражданское право, гражданский процесс и трудовое право» (протокол заседания № 7 от «29» января 2016 г.).

Рецензент

_________________________ _____________ __________________

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О. Фамилия)

«___»________20___г.

Срок действия рабочей программы дисциплины до «29» января 2019 г.

Информация об актуализации рабочей программы дисциплины:

Протокол заседания кафедры № ___от «__»________________ 20__ г.

Протокол заседания кафедры № ___от «__»________________ 20__ г.

  СОГЛАСОВАНО  
Начальник учебно-методического управления   «___»________20___г. Л.Р. Хамидуллова
           

Аннотация

Наши рекомендации