Тема 1.1 Исследования и их роль в практической деятельности

Человека

Студент должен

иметь представление:

- об исследованиях и их роли в практической деятельности человека.

Место и роль научных исследований в познавательной деятельности студента. Общее понятие о науке. Классификация наук. Наука и практика. Характеристика поисковой и исследовательской работы, анализ ее содержания и особенностей. Динамика развития исследования и практика (материальное производство, управленческая деятельность и научный эксперимент).

Тема 1.2 Основные методы и этапы исследовательского

Процесса

Студент должен

знать:

- классификацию методов исследования;

- этапы исследовательского процесса.

Понятие «методы исследования». Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, описание, изучение документации.

Этапы исследовательского процесса: аналитический, прогностирующий, организаторский, обобщающий, внедренческий, их специфика.

Тема 1.3 Планирование и организация исследовательской

Деятельности

Студент должен

знать:

- методику разработки программы исследований;

- порядок планирования исследований;

уметь:

- прогнозировать результаты исследования;

- сформировать гипотезу исследования;

- систематизировать знания и умения;

- производить анализ полученных результатов.

Ступени работы над научным исследованием ((НИ): обоснование актуальности и новизны; выявление объекта (предмета) исследования; выбор метода проведения НИ; описание процесса НИ (эксперимента); обсуждение результатов НИ; формулировка выводов. Структурная схема НИ (научного исследования).

Практическое занятие

Тема 1.4 Способы представления результатов

Исследовательской деятельности

Студент должен

знать:

- основные формы представления результатов исследовательской деятельности;

- логику устного сообщения;

- требования к стилю и языку;

уметь:

- выбрать логику доклада, устного сообщения по проблеме исследования;

- написать реферат, статью, тезисы статьи;

- оформлять результаты исследовательской деятельности в различных формах.

Доклад, научное сообщение. Логика устного сообщения. Требования к стилю и языку. Статья, тезисы научного доклада (сообщения). Требования к содержанию, структуре, языку, стилю. Составление рефератов, обзоров и отчетов. Требования к оформлению и содержанию.

Практическое занятие

Раздел 2 Методы научного познания

Студент должен

иметь представление:

- об особенностях научного гуманитарного исследования;

знать:

- определение методологии науки;

- уровни методологического анализа;

- содержание понятий методологической базы, отрасли научных знаний осваиваемой специальности;

- методологический аппарат научного исследования;

- теоретические и эмпирические методы.

Понятие «научного познания». Методы теоретических и эмпирических исследований. Элементы теории и методологии научно-экспериментального творчества. Особенности исследований в области гуманитарных наук.

Раздел 3 ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА

В ПРАКТИКЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Студент должен

знать:

- основные формально-логические законы и их требования к изложению содержания научной работы;

уметь:

- применять законы и формы правильного мышления в процессе решения исследовательских задач.

Основные законы логики (принципы мышления). Основные формы логического мышления. Применение логических законов и правил в процессе решения исследовательских задач.

Практическое занятие

Раздел 4 НАКОПЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА НАУЧНОЙ

ИНФОРМАЦИИ

Тема 4.1 Поиск научной информации

Студент должен

знать:

- способы получения и фиксации информации;

- возможности информатики как науки;

- базы данных избранного научного направления;

- информационные ресурсы региональных библиотек;

- правила библиографического описания источника и составления списка литературы.

Информатика и информационное обеспечение научного исследования. Научные документы и издания. Информационно-поисковые системы. Научно-техническая патентная информация. Организация работы с научной литературой.



Наши рекомендации