Тема 1.1 Исследования и их роль в практической деятельности
Человека
Студент должен
иметь представление:
- об исследованиях и их роли в практической деятельности человека.
Место и роль научных исследований в познавательной деятельности студента. Общее понятие о науке. Классификация наук. Наука и практика. Характеристика поисковой и исследовательской работы, анализ ее содержания и особенностей. Динамика развития исследования и практика (материальное производство, управленческая деятельность и научный эксперимент).
Тема 1.2 Основные методы и этапы исследовательского
Процесса
Студент должен
знать:
- классификацию методов исследования;
- этапы исследовательского процесса.
Понятие «методы исследования». Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, описание, изучение документации.
Этапы исследовательского процесса: аналитический, прогностирующий, организаторский, обобщающий, внедренческий, их специфика.
Тема 1.3 Планирование и организация исследовательской
Деятельности
Студент должен
знать:
- методику разработки программы исследований;
- порядок планирования исследований;
уметь:
- прогнозировать результаты исследования;
- сформировать гипотезу исследования;
- систематизировать знания и умения;
- производить анализ полученных результатов.
Ступени работы над научным исследованием ((НИ): обоснование актуальности и новизны; выявление объекта (предмета) исследования; выбор метода проведения НИ; описание процесса НИ (эксперимента); обсуждение результатов НИ; формулировка выводов. Структурная схема НИ (научного исследования).
Практическое занятие
Тема 1.4 Способы представления результатов
Исследовательской деятельности
Студент должен
знать:
- основные формы представления результатов исследовательской деятельности;
- логику устного сообщения;
- требования к стилю и языку;
уметь:
- выбрать логику доклада, устного сообщения по проблеме исследования;
- написать реферат, статью, тезисы статьи;
- оформлять результаты исследовательской деятельности в различных формах.
Доклад, научное сообщение. Логика устного сообщения. Требования к стилю и языку. Статья, тезисы научного доклада (сообщения). Требования к содержанию, структуре, языку, стилю. Составление рефератов, обзоров и отчетов. Требования к оформлению и содержанию.
Практическое занятие
Раздел 2 Методы научного познания
Студент должен
иметь представление:
- об особенностях научного гуманитарного исследования;
знать:
- определение методологии науки;
- уровни методологического анализа;
- содержание понятий методологической базы, отрасли научных знаний осваиваемой специальности;
- методологический аппарат научного исследования;
- теоретические и эмпирические методы.
Понятие «научного познания». Методы теоретических и эмпирических исследований. Элементы теории и методологии научно-экспериментального творчества. Особенности исследований в области гуманитарных наук.
Раздел 3 ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА
В ПРАКТИКЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Студент должен
знать:
- основные формально-логические законы и их требования к изложению содержания научной работы;
уметь:
- применять законы и формы правильного мышления в процессе решения исследовательских задач.
Основные законы логики (принципы мышления). Основные формы логического мышления. Применение логических законов и правил в процессе решения исследовательских задач.
Практическое занятие
Раздел 4 НАКОПЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА НАУЧНОЙ
ИНФОРМАЦИИ
Тема 4.1 Поиск научной информации
Студент должен
знать:
- способы получения и фиксации информации;
- возможности информатики как науки;
- базы данных избранного научного направления;
- информационные ресурсы региональных библиотек;
- правила библиографического описания источника и составления списка литературы.
Информатика и информационное обеспечение научного исследования. Научные документы и издания. Информационно-поисковые системы. Научно-техническая патентная информация. Организация работы с научной литературой.