Восприятие пространственных представлений

Знание частей тела_____________лица________________

Ориентировка в сторонах собственного тела_______________________________________

Зеркальное отображение ____________________________

Дифференцирование пространственных понятий

Выше-ниже____________________________ дальше-ближе_____________

справа-слева___________________________ впереди-сзади____________

в центре _______________

Целостный образ предмета_________________________________________________________________

Собрать предмет из функционально значимых частей__________________________________________

(чайник носик, крышка, ручка, емкость для воды)

Складывание разрезных картинок из 2-3-4 частей (по вер­тикали, горизонтали)______________________________________________________________________________

Временные представления

Части суток _______________________________________________________________________________

Времена года ______________________________________________________________________________

Исследование тактильного восприятия (стереогнозис)

(«Чудесный мешочек»)

Угадывание предмета по контуру_____________________________________________________________

Угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам __________________________________________________________________________________________

Слуховое восприятие _______________________________________________________________________

(опознание и дифференцировка шумов)

Речеслуховое восприятие____________________________________________________________________

(связывает ли каждое услышанное слово с конкретным предмет­ным значением)

Исследование произвольного запоминания

Без нацеливания на запоминание______________________________________________________________

Смешанный ряд____________________________________________________________________________

Линейный ряд______________________________________________________________________________

Исследование непроизвольного запоминания

С установкой на запоминание

Исследование после нарушения порядка предметов ______________________________________________

Исследование после изменения количества предметов ___________________________________________

Добавление предмета в линейный ряд_________________________________________________________

Уменьшение предметов в линейном ряду_______________________________________________________

Обследование процесса мышления

Обследование операции обобщения

1 ур. Обобщение словом___________________________________________________________________

2 ур. Группировка по субъективным общим признакам (синкретизм) ________________________________________________________________________________________

3 ур. Формирование родовидовых обобщений _________________________________________________

4 ур. Логическое мышление ________________________________________________________________

Обследование операции сериации

Расположение предметов в ряду (3-4, составная матрешка) на основе

нарастания признака ______________________________________________________________________

убывания признака________________________________________________________________________

Сопоставление двух рядов на основе нарастания признака:

Обследование операции сравнения

VIII. Особенности развития игровой и перцептивной дея­тельности:

Интерес к игрушкам

• Интерес к игрушкам не проявляет: с игрушками никак не действует. В совместную игру с взрослым не включается. Самостоятельной игры не организует

• Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к иг­рушкам

• Проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам

Адекватность употребления игрушек

• Совершает неадекватные действия с предметами: нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета дей­ствия

• Игрушки использует адекватно (предметы использует адек­ватно в соответствии с их назначением)

Характер действий с предметами-игрушками

• Неспецифические манипуляции: со всеми предметами дей­ствует одинаково, стереотипно постукивает, тянет в рот, сосет, бросает

• Специфические манипуляции: учитывает только физичес­кие свойства предметов

• Предметные действия: использует предметы в соответствии с их функциональным назначением

Процессуальные действия____________________________________________________________________

Цепочка игровых действий ___________________________________________________________________

Игра с элементами сюжета ___________________________________________________________________

Сюжетно-ролевая игра_______________________________________________________________________

Складывание матрешки(3-составная: 3—4 года; 4-х состав­ная: 4-5 лет)

Действия: неадекватные ____________________ адекватные_______________________________

Способ выполнения задания:

действие с силой_____________________________________________________________________

перебор вариантов___________________________________________________________________

целенаправленные пробы _____________________________________________________________

примеривание_______________________________________________________________________

зрительное соотнесение (N к 6 г.)_______________________________________________________

Складывание пирамидки(до 4-х лет — 4 кольца; с 4-х лет — 5-6 колец)

Действия неадекватные ________________________________адекватные____________________________

Способ выполнения задания

без учета величины колец____________________________________________________________________

целенаправленные пробы____________________________________________________________________

С учетом величины колец

пробы____________________________________________________________________________________

примеривание______________________________________________________________________________

зрительное соотнесение_____________________________________________________________________

Кубики-вкладыши

Действия неадекватные________________________ адекватные ______________________________

Способ выполнения задания

действие с силой___________________________________________________________________________

перебор вариантов__________________________________________________________________________

целенаправленные пробы____________________________________________________________________

примеривание_____________________________________________________________________________

зрительное соотнесение (N к 6 г.)_____________________________________________________________

«Почтовый ящик»

Действие силой (допустимо в N до 3,5 лет)____________________________________________________

перебор вариантов________________________________________________________________________

примеривание____________________________________________________________________________

зрительное соотнесение (N с 6 лет)

Парные картинки

(выбор по образцу 2-х, 4-х, 6-ти картинок)

Конструирование

Конструирование из строительного материала

по подражанию ____________________________________________________________________________

по образцу ________________________________________________________________________________

по представлению Складывание фигур из палочек

по подражанию____________________________________________________________________________

по образцу________________________________________________________________________________

по представлению__________________________________________________________________________

Обучаемость. Использование помощи(во время обследова­ния)

• Помощь не использует. Нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания

• Обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен

• Ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (перехо­дит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа дей­ствия на аналогичное задание (N)

IX. Обследование артикуляционного аппарата:

Губы:толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно

подвижные: «трубочка»_________ «улыбка»___________

попеременно ________

Зубы:редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с боль­шими промежутками, отсутствуют резцы: верхние, ниж­ние _______________________________________________________________________

Прикус:открытый передний/боковой: двусторонний/одно­сторонний, глубокий, мелкий, нормальный___________________________________________________________________________

Челюсти:норма, прогения, прогнатия_____________________________________________________

Подвижность нижней челюсти___________________________________________________________

Нёбо:узкое, высокое («готическое»), плоское, низкое, куполо­образное, субмукозная расщелина. Мягкое нёбо (подвиж­ное, малоподвижное, нарез)____________________________________________________

Язык:форма и размер: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка _____________________________________________________________

Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный _______________________________________

Подъязычная связка:норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области______________________________________________________________________________

Позиция в полости рта:правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении ________________________________________________________

Тонус:норма, повышен, понижен ________________________________________________________

Подвижность:достаточная, недостаточная, тремор, отклоне­ния в сторону (вправо, влево)________________________________________________________________________________

Движения: вперед_________________назад________________вверх____________________

вниз____________________вправо_____________________влево ________________________

Кинестетическая апраксия (невозможность произвести

произвольно артикуляционное движение) ________________________________________________

Переключаемость:достаточная, недостаточная___________________________________________

Саливация:норма, повышенная________________________________________________________

Щеки:тонус __________________ надуть _____________________ втянуть ___________________

надуть попеременно щеки _____________________________________________________________

Дыхание:ключичное, ключично-грудное, костоабдоминальное ______________________________

Носовое дыхание:норма, затруднено, отсутствует_________________________________________

Ротовой выдох:сформирован, не сформирован ___________________________________________

При фонации выдох:ротовой, смешанный _______________________________________________

Голос:тихий, слабый, глухой, сдавленный, сиплый, неполет­ный, нормальный__________________________________________________________________________

Речь:назализованная, с незначительной назализацией, сма­занная, разборчивая, неразборчивая, разборчивость сниже­на, выразительная ___________________________________________________

Темп речи: норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заика­ние (степень заикания, форма)_______________________________________________________________________________

Ритм речи: норма, растянутый, скандированный ___________________________________________

Патологическая активность лицевой и мимической муску­латуры:не наблюдается, синкинезии при артикуляции зву­ков _____________________________________________________________

X. Общая характеристика речи:

Понимание обращенной речи (импрессивная речь) и вос­произведение ______________________________________________________________________________________

Понимание слов, обозначающих предметы, действия, при­знаки ______________________________________________________________________________________

Исследование, сформированное предметной соотнесенностью (исследование предметного гнозиса): показать, взять, отдать

предмет ________________________________________________________________________________

Игрушки: кукла ______________ мишка _____________________ мяч______________________

Посуда: чашка _____________ тарелка ___________________ ложка __________________

Одежда: шапка _______________ пальто __________________ ботинки ____________________

Мебель: стол ________________ стул _____________________ шкаф ______________________

Домашние животные: собака ________ кошка _______________ пе­тух ____________________

Растения: дерево______________ цветок___________________ листочки____________________

Фрукты: яблоко _________________ груша _________________ персик _______________________

Овощи: морковь_________________ огурец___________________ помидор____________________

Транспорт: машина________________ автобус___________________ метро____________________

Части тела животного: голова__________ лапы________________ хвост _____________________

Действия: улыбаться_______есть _______ одеваться

______ рисовать ______ читать ______

Положение предмета: близко ______ далеко ______

Наши рекомендации