Лекции диалогического характера

Диа­лог — это:

1) «вид речи в форме разговора между непосредственно об­щающимися двумя или несколькими лицами, обусловленный данной конкретной обстановкой взаимного восприятия, воздей­ствия друг на друга, связью с ранее высказанными участника­ми диалога мыслями и отличающийся преобладанием кратких предложений, использованием жестов и мимики, как правило, известной степенью неорганизованности, не направленности, наличием вопросительных предложений и частых повторов»;

2) «разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами (при зри­тельном и слуховом восприятии собеседника)».

«Диалогический» — «имеющий... форму диалога». В переводе с греческого диалог означает «беседа». В русском языке «беседа» рассматривается как: «взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах»; «сообщение на какую-либо тему с участием слушателей в об­мене мнениями».

Лекции диалогического характера подразделяются на два ос­новных типа:

информативно-диалогические и проблемные.

Их сходство заключается в наличии достаточно интенсивного общения меж­ду лектором и слушателями на занятии, обеспечивающем кол­лективное учебное взаимодействие.

Различие между лекциями предложенных типов:

информативно-диалогическая лекция проблемная лекция
- на диалог строится на постановке лектором констатирующих и лишь иногда продуктивно-познавательных вопросов и соответствующих им ответах-репликах учащихся, содержащих, как правило, вспом­нившиеся готовые знания - предполагает постановку лектором вопросов (задач), создающих проблемную ситуацию, которая в свою очередь требует поиска, выхода из нее (разрешения) за счет напряженной мыслительной деятельности.

Подготовка учащихся к диалогиче­ской лекции.

Для того чтобы диалогическая лекция при ее изложении соответствовала названию, учащимся необходимо предварительно готовиться к ней. В противном случае возможно возникновение недопонимания между субъектами учебного занятия.

Предварительная подготовка учащихся к прослуши­ванию лекции повышает интерес к предстоящему занятию. Прочитанные накануне материал учебника по заданной теме (выполнение опережающего задания) позволяют учащимся на лекции больше слушать и размышлять, включаться совместно с учителем и одноклассниками в процесс поиска и ус­воения материала, т.е. работать в режиме конста­тирующего участия, размышления и проблемного диалога.

В ходе предварительной подготовки обязательно ознакомление учащихся с терминологией, являющейся базовой для предстоящей лекции. Учащийся, предварительно подготовившийся к прослушива­нию лекции, знает часть материала темы и чувству­ет себя полноценным участником занятия, может сверить приобретенные ранее знания с теми, кото­рые содержатся в лекции, в ходе разрешения учебных проблем может изложить дополнительно самостоятельно полученную информацию и т. д. Такое состояние позволяет учителю удерживать внимание аудитории.

Предварительная подготовка к прослушиванию диалогической лекции может включать следующие виды ра­боты:

Правоведение Чтение материала предстоящей темы (по учебнику)
Словарь по праву Изучение основополагающих терминов (по словарю, энциклопедии и т.д.)
Книги, журналы, газеты Чтение учебной литературы в соответствии со списком в программе

Подготовка учителя к диалогической лекции.

Подготовка учащихся к лекции (беседе) является достаточно инновационным для преподавания права в школе. В связи с тем, что диалогическая лекция сама по себе не стандартна, подготовка к ней также предусматривает творческий подход и специфические этапы.

- Ознакомление с материалом учебника. Изучение вопросов темы по дополнительным источникам.

-Разработка проблемных задач, продуктивно-познавательных и репродуктивных вопросов.

-Выработка ответов на предназначенные для лекции вопросы и ситуации.

-Разработка сценария изложения материала с использованием вопросов и ситуаций (задач) на лекции.

-Расчет времени.

-Варианты продолжения лекции в случае неподготовленности учащихся к диалогическому общению.

При этом, для поддержания мотивации слушания лекционного материала учитель не должен ограничиться пе­ресказом учебника, так как учащиеся его уже изучили заранее. Для диалогической лекции проблемного характера необ­ходимо заранее разработать (подобрать) проблемные задачи, продумать содержательные паузы для их включения в работу. Для информативно-диалогической лекции подобная работа проделывается с осмыслением вопросов репродуктивного и частично продуктивного типа. Лекции диалогического характера требуют строго следить за временем. «Потеря» времени приводит к тому, что учитель не успевает раскрыть запланированные вопросы.



Наши рекомендации