Лекции диалогического характера
Диалог — это:
1) «вид речи в форме разговора между непосредственно общающимися двумя или несколькими лицами, обусловленный данной конкретной обстановкой взаимного восприятия, воздействия друг на друга, связью с ранее высказанными участниками диалога мыслями и отличающийся преобладанием кратких предложений, использованием жестов и мимики, как правило, известной степенью неорганизованности, не направленности, наличием вопросительных предложений и частых повторов»;
2) «разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами (при зрительном и слуховом восприятии собеседника)».
«Диалогический» — «имеющий... форму диалога». В переводе с греческого диалог означает «беседа». В русском языке «беседа» рассматривается как: «взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах»; «сообщение на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями».
Лекции диалогического характера подразделяются на два основных типа:
информативно-диалогические и проблемные.
Их сходство заключается в наличии достаточно интенсивного общения между лектором и слушателями на занятии, обеспечивающем коллективное учебное взаимодействие.
Различие между лекциями предложенных типов:
информативно-диалогическая лекция | проблемная лекция |
- на диалог строится на постановке лектором констатирующих и лишь иногда продуктивно-познавательных вопросов и соответствующих им ответах-репликах учащихся, содержащих, как правило, вспомнившиеся готовые знания | - предполагает постановку лектором вопросов (задач), создающих проблемную ситуацию, которая в свою очередь требует поиска, выхода из нее (разрешения) за счет напряженной мыслительной деятельности. |
Подготовка учащихся к диалогической лекции.
Для того чтобы диалогическая лекция при ее изложении соответствовала названию, учащимся необходимо предварительно готовиться к ней. В противном случае возможно возникновение недопонимания между субъектами учебного занятия.
Предварительная подготовка учащихся к прослушиванию лекции повышает интерес к предстоящему занятию. Прочитанные накануне материал учебника по заданной теме (выполнение опережающего задания) позволяют учащимся на лекции больше слушать и размышлять, включаться совместно с учителем и одноклассниками в процесс поиска и усвоения материала, т.е. работать в режиме констатирующего участия, размышления и проблемного диалога.
В ходе предварительной подготовки обязательно ознакомление учащихся с терминологией, являющейся базовой для предстоящей лекции. Учащийся, предварительно подготовившийся к прослушиванию лекции, знает часть материала темы и чувствует себя полноценным участником занятия, может сверить приобретенные ранее знания с теми, которые содержатся в лекции, в ходе разрешения учебных проблем может изложить дополнительно самостоятельно полученную информацию и т. д. Такое состояние позволяет учителю удерживать внимание аудитории.
Предварительная подготовка к прослушиванию диалогической лекции может включать следующие виды работы:
Правоведение | Чтение материала предстоящей темы (по учебнику) |
Словарь по праву | Изучение основополагающих терминов (по словарю, энциклопедии и т.д.) |
Книги, журналы, газеты | Чтение учебной литературы в соответствии со списком в программе |
Подготовка учителя к диалогической лекции.
Подготовка учащихся к лекции (беседе) является достаточно инновационным для преподавания права в школе. В связи с тем, что диалогическая лекция сама по себе не стандартна, подготовка к ней также предусматривает творческий подход и специфические этапы.
- Ознакомление с материалом учебника. Изучение вопросов темы по дополнительным источникам.
-Разработка проблемных задач, продуктивно-познавательных и репродуктивных вопросов.
-Выработка ответов на предназначенные для лекции вопросы и ситуации.
-Разработка сценария изложения материала с использованием вопросов и ситуаций (задач) на лекции.
-Расчет времени.
-Варианты продолжения лекции в случае неподготовленности учащихся к диалогическому общению.
При этом, для поддержания мотивации слушания лекционного материала учитель не должен ограничиться пересказом учебника, так как учащиеся его уже изучили заранее. Для диалогической лекции проблемного характера необходимо заранее разработать (подобрать) проблемные задачи, продумать содержательные паузы для их включения в работу. Для информативно-диалогической лекции подобная работа проделывается с осмыслением вопросов репродуктивного и частично продуктивного типа. Лекции диалогического характера требуют строго следить за временем. «Потеря» времени приводит к тому, что учитель не успевает раскрыть запланированные вопросы.