Пошаговая работа с текстом при написании сочинения 15.3.

1. Читаем задание. Соотносим слово и тему, данные в задании

2. Читаем текст. Разбираемся в сюжете, композиции и ищем в нём героев, их поступки, мнение автора или рассказчика о них, чтобы более полно сформулировать определение значения слова и прокомментировать его.

3. Сформулируй ответ на предложенный тебе вопрос (что это такое?...Доброта?...Милосердие?...Человечность?... и т.д.)

4. Подбери материал для первого аргумента

— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм…) в конкретном случае;

— необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;

5. Подумай над вторым аргументом:

— вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

— запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!);

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…

6.Вывод. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.

Композиция сочинения – рассуждения по толкованию лексического значения слова

Вступление. Определение предложенного в задании слова
Комментарий определения. Первый пример – аргумент из текста
Второй пример – аргумент из вашего жизненного опыта
Вывод

Дать толкование значения слова – значит определить смысл слова, раскрыть понятие, дать характеристику тому или иному предмету (абстрактные существительные, связанные с категориями нравственности)

Типовые фразы-клише для сочинения по заданию 15.3.

Типовые конструкции для вступления Типовые конструкции для основной части (аргументации) Типовые конструкции для заключения
ü Попробуем разобраться в смысле этого понятия. ü Попробуем определить значение данного слова ü На мой взгляд, милосердие – это… ü По моему мнению, доброта – это… ü Мне кажется, что человечность – это… ü Я думаю, что доброта – это… ü Что такое доброта? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что… ü Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста ü Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. ü В тексте … можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса). ü Предложение … подтверждает мысль о том, что… ü Примеры (называем слово – понятие из задания) можно встретить и в жизни. ü В подтверждение приведу пример из жизни ( из художественной литература и т.д.). ü Таким образом, итак, в заключение, как мы видим… ü Итак, можно увидеть, что… ü Мне удалось проиллюстрировать примерами(назвать источник) верность данного мной объяснения фрагмента текста… ü В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… ü Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моего определения.


Упражнение 1

Прочитайте текст, который был дан для написания по нему сжатого изложения. Подчеркните предложения, необходимые для определения значения слова доброта.

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека.
Добрые чувства, эмоциональная культура это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
Учить чувствовать и сочувствовать это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. (По В.А. Сухомлинскому)

1) Сформулируйте и запишите значение слова доброта

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Какими примерами из художественной литературы можно подтвердить ответ на вопрос: «Что такое доброта?»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 2

Наши рекомендации