НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ — ЭТО ВЫБОР ОБИДЧИКА
Многие люди склонны считать, что бытовое насилие и жестокое обращение является следствием потери контроля обидчика (агрессора) над его/ее поведением. Однако, несмотря на это, на самом деле насилие является осознанным выбором, направленным на получение контроля над вами и вашим поведением.
Обидчики используют различные тактики, чтобы манипулировать вами и показывать свою власть:
Доминирование – агрессоры должны чувствовать себя ответственными за отношения. Они будут принимать решения за вас и других членов семьи, будут говорить вам, что делать , и ожидают от вас, что вы будете слушаться их беспрекословно. Ваш обидчик может относиться к вам как к прислуге, ребенку или даже как к его собственности .
Унижение – обидчик будет делать все, что он или она может, чтобы заставить вас чувствовать себя несовершенными, униженными. В такой ситуации он/она рассчитывает, что, если вы считаете, что ничего не стоите, и что никто не захочет с вами создавать другие отношения, у вас будет меньше шансов, чтобы принять для себя решение уйти. Оскорбления, брань, порицание и общественное унижение — оружие злоупотребления, направленные на то, чтобы подорвать вашу самооценку и заставить вас чувствовать себя беспомощными .
Изоляция – для того, чтобы повысить вашу зависимость от него или нее, агрессор будет пытаться отрезать вас от внешнего мира. Он или она могут запрещать вам видеться семьей или друзьями, или даже запрещать вам идти на работу или учебу. Возможно, вам придется спрашивать разрешения , чтобы сделать что-либо, сходить куда-либо или увидеться с кем-либо .
Угрозы – агрессоры обычно используют угрозы, чтобы вы не смогли уйти от него/ее, или пытаются напугать вас, чтобы вы не смогли пожаловаться на него/нее. Ваш обидчик может угрожать обидеть или убить вас, ваших детей, других членов семьи или даже домашних животных. Он или она также могут угрожать покончить жизнь самоубийством, подать ложные обвинения против вас или донести на вас в социальные службы по защите детей.
Запугивание – обидчик может использовать различные тактики запугивания, направленные на то, чтобы подчинить вас. Такая тактика включают угрожающие взгляды или жесты, погромы на ваших глазах, уничтожение собственности, причинение боли домашним животным. Это сигнал того, что если вы не подчинитесь, могут быть жестокие последствия.
Отрицание и вина – обидчики очень хорошо прибегают к извинениям, даже за то, что не может быть прощено. Они будут винить их оскорбительное и агрессивное поведение как следствие плохого детства, плохого дня и даже могут обвинять вас в этом. Обидчик может минимизировать насилие или даже опровергать, что это произошло . Он или она будет пытаться переложить ответственность на вас: так или иначе, его или ее жестокое и оскорбительное поведение — это ваша вина.
Своевременная диагностика этих тактик позволит вам сделать правильный выбор для выхода из насильственных отношений!
Помните, агрессоры в состоянии контролировать свое поведение-они делают это все время:
• Агрессоры выбирают в отношении кого применять насилие. Они не оскорбляют, не угрожают или нападают на всех, кто расстраивает их. Как правило, они применяют насилие в отношении близких им людей, тех, кого по их утверждению, они любят.
• Агрессоры тщательно выбирают, когда и где применять насилие. Они контролируют себя, пока вокруг есть люди, которые могут увидеть их насильственное поведение. Они могут вести себя, как ни в чем не бывало в общественных местах, но применяют насилие, как только остаются наедине со своей жертвой.
• Агрессоры в состоянии прекратить свое насильственное поведение, когда они видят, что это может принести для них выгоду. Большинство агрессоров на самом деле в состоянии прекратить насильственное поведение, когда это может затронуть их интересы (например, когда приезжает милиция).
• Агрессоры чаще всего применяют насилие таким образом, чтобы не было видимых следов. Вместо того чтобы действовать в порыве ярости, многие агрессоры, которые применяют физическое насилие, тщательно направляют свои пинки и удары в те места, где не будет видно синяков.
Тема: НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ
Школьное насилие — это вид насилия, при котором по отношению к ученикам происходит применение силы со стороны учителей или других учеников. Кроме того, хоть и крайне редко, но бывает применение силы учеников по отношению к учителю. Школьное насилие, как и насилие в других сферах межличностных отношений, подразделяется на физическое и психологическое.
Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению кученику или учителю, в результате которого возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение ударов, шлепки, подзатыльники, порча и отнятиевещейидр.
Психологическое насилие можно определить как действие, совершенное в отношении ученика или учителя, которое направлено на ухудшение эмоционального самочувствия и благополучия жертвы. К основным видам психологического насилия в школе можно отнести насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других, отторжение, изоляция, отказ от общения (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).
Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу и в совокупности могут быть квалифицированы как издевательства. Издевательства могут продолжаться долгое время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.
Издевательство обычно расценивается как одна из разновидностей агрессии. Чаще всего под издевательством понимают длительно протекающее физическое или психологическое насилие против человека [Е. Roland, 1989]. Поскольку издевательство — это поведение, которое травмирует кого-то, оно всегда предполагает причинение вреда тому, кто не способен защититься.
Удивительно, что данные о распространенности издевательств почти не отличаются друг от друга [Е. Roland, 1999; С. Smithetal., 1999]. К общим выявленным тенденциям можно отнести следующие: по крайней мере 5% учеников подвергаются издевательству в школах еженедельно или более часто; учащиеся средней школы реже подвергаются издевательствам, чемучащиеся начальной школы (5% младших школьников испытываюттакого рода насилие регулярно); мальчики чаще становятся жертвами издевательства, чем девочки [Е. Roland, 1999; С. Smithetal., 1999]. Как было установлено, эти тенденции остаются стабильными довольно длительное время [D. Olweus, 1977, 1979, 1993; RК. Salmivallietal., 1998]. Это означает, что миллионы учеников регулярно подвергаются насилию и агрессии.
Исследование 7000 школьников в возрасте от 7 до 18 лет [М. Eslea, Р. К. Smith, 1994] показало, что количество детей, подвергающихся издевательствам, снижается с 30% в 7—8 лет приблизительно до 10% в 11 — 12 лет и стремится к нулю у школьников старше 16 лет (рис. 29).
Рис. 29. Ретроспективная оценка подверженности запугиванию в различных возрастах
[поМ. Eslea, Р. К. Smith, 1994]
Одни считают такое снижение вполне закономерным, полагая, что с возрастом жертвы издевательств становятся более адаптивными, совершенствуя тактику приспособления, предотвращения или избегания насилия. Кроме того, с возрастом уменьшается и риск подвергнуться издевательству со стороны более старших школьников.
Другие считают, что такая тенденция связана с тем, что происходит смена форм проявления издевательств с открытых физических и вербальных агрессивных реакций в младшем школьном возрасте на косвенные агрессивные реакции в более старшем возрасте [L. D. Owens, 1996; I. Rivers, Р. К. Smith, 1994], что делает сам факт издевательства более скрытым и не подлежащим соответствующей оценке. Проведенные кросскультурные исследования и подтверждают, и опровергают такую точку зрения [К. Oster- manetal., 1998]. Так, выраженная возрастная динамика различных видов виктимизации характерна только для девочек и практически отсутствует у мальчиков.
Третьи считают, что не всегда можно доверять данным ретроспективных ретроспективных исследований, так как в них, возможно, просто срабатывает эффект памяти. С одной стороны, можно было бы ожидать, что детские переживания, связанные с агрессией и насилием, являясь более значимыми и травматичными, будут запоминаться лучше. С другой стороны, более поздний опыт насилия может «записываться поверх» детских воспоминаний, делая доступными для воспроизведения лишь недавние травматические события, связанные с издевательством. Возможно, этот процесс и является главной причиной такого забывания переживаний детства.
Результаты исследования этого процесса [М. Eslea, J. Rees, 2001] продемонстрировали, как по-разному оценивают события, связанные с издевательствами в школе, 18—21-летние и 22-42-летние испытуемые (рис. 31). Так, например, 78% респондентов из первой группы и только 58% из второй вспомнили и сообщили, что были жертвами издевательств в период обучения в школе.
Возраст—♦—Первая группа, возраст 18-21 —*—Вторая группа, возраст 22-42
Рис. 31. Динамика воспоминаний-сообщений о запугивании
в различных возрастах [по М. Eslea, J. Rees, 2001]
Опрос, проведенный X. Майнард и С. Джозефом среди 11—16-летних детей, показал, что 43% из них время от времени подвергались издевательствам. При этом 78% мальчиков и 23% девочек отметили, что стали жертвой преследования со стороны мальчиков, 5% и 40% соответственно — со стороны девочек и 17% и 37% соответственно — со стороны и мальчиков, идевочек [Н. Mynard, S. Joseph, 2000]. Затем более детально была изучена возрастная динамика физической и вербальной виктимизации, а также социального манипулирования и нападения на собственность у 7—11-летних детей (рис. 32, 33). Было установлено, что вербальная виктимизация является доминирующей вне зависимости от пола; мальчики в большей мере подвержены виктимизации, чем девочки, вне зависимости от ее формы.
Существенно, что в зависимости от пола и возраста меняется соотношение использования агрессорами тех или иных видов насильственных действий против жертвы [К. Ostermanetal., 1998]. Проведенные масштабные кросскультурные исследования подтверждают это (табл. 10).
Таблица 10 Соотношение видов виктимизации детей различных возрастов [по: К. Ostermanetal., 1998]
|
ЛИЧНОСТЬ ЖЕРТВЫ
Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся следующие дети.
• Дети, имеющие физические недостатки— носящие очки, имеющие пониженный слух, нарушения осанки или координации движений (например, при ДЦП), то есть те, кто не может адекватно ответить обидчику и защитить себя.
• Дети, имеющие особенности поведения.Мишенью для физических и вербальных издевательств часто становятся необщительные, застенчивые и замкнутые дети или, наоборот, дети с импульсивным поведением. Жертвы издевательства обычно описываются как застенчивые, пассивные, покорные, интровертированные дети [D. Olweus, 1973, 1978, 1991]. Часто гиперактивные дети бывают чрезмерно назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и гнев сверстников, становясь жертвами агрессии. Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и агрессорами, а нередко и теми и другими одновременно.
• Дети с особенностями внешности.Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.
Дети с плохими социальными навыками.Некоторые дети не способнызащититься от вербального и физического насилия вследствие недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению со сверстниками,у которых социальные навыки развиты достаточно хорошо, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику.
• Дети, испытывающие страх перед школой.Чаще всего страх возникает у детей, которые идут в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх передается от родителей, которые сами имели проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице или постоянная угроза наказания за плохие оценки. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче становится объектом для издевок одноклассников.
• Дети, у которых отсутствует опыт жизни в коллективе («домашние дети»).Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад.
• Дети, страдающие от различных болезней.Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез, энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.
• Дети с низким интеллектом и испытывающие трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую успеваемость ребенка, которая, в свою очередь, способствует формированию низкой самооценки. Низкая самооценка в одном случае может вызвать принятие роли жертвы, а в другом — привести к насильственному поведению как варианту компенсации [S. R. Asher, К. A. Dodge, 1986]. Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, гак и насильником. Поскольку физические наказания в школах запрещены, психологическое насилие становится специфической формой воспитательного воздействия на детей [F. Briggs, R. М. F. Hawkins, 1996]. Различные исследования показывают, что достаточно большой процент учителей использует психологическое насилие в соединении с другими карательными методами дисциплинирования как средства давления и контроля [S. N. Hart, R. В. Germain, М. R. Brassard, 1987; F. Briggs, R. М. F. Hawkins, 1996].
К различным формам психологического насилия, используемого учителями, относятся: ограничение посещения туалета для маленьких детей; угрозы сообщить родителям о плохом поведении ребенка или о неудовлетворительных оценках; лишение ребенка возможности выполнить задание или принять участие в каком-либо классном мероприятии; вербальные оскорбления детей; приставания; стигматизация, то есть навешивание ярлыков, таких как «трудновоспитуемый», «глухой» или «тупой»; повышение голоса и крик; принуждение детей выполнять задания, которые не соответствуют уровню их развития и пр.
Ф. Бридже и Р. Хоукинс [F. Briggs, R. М. F. Hawkins, 1996] к действиям, относящимся к психофизическому насилию, причисляют также ущемление прав, хватание и дерганье детей за уши; использование устрашающих методов контроля и пр.
ЛИЧНОСТЬ АГРЕССОРА (ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ)
Чаще всего преследователи агрессивны не только по отношению к своей жертве в школе, но также и к другим сверстникам, сиблингам, взрослым. Агрессоры позитивно относятся к насилию [К. Lagerspetzetal., 1982], имеют потребность доминировать над другими и низкий уровень эмпатии [D. Olweus, 1978], а стремление запугивать сверстников отличает как детей с реактивной, так и проактивной агрессией [A. Pellegrinietal., 1999].
В формировании личности агрессора большую роль играют внутрисемейные факторы. Дети, воспитывающиеся в следующих семьях, имеют большой риск оказаться склонными к насилию.
Неполные семьи.Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем девочки из неполной семьи достоверно чаще, чем мальчики, применяют к другим эмоциональное насилие.
Семьи, в которых матери негативно относятся к жизни.Женщины, недоверчиво и враждебно относящиеся к окружающим, обычно не желают сотрудничать с учителями своего ребенка. Они не осуждают и не корректируют насильственные действия ребенка в школе и склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».
Авторитарные семьи.Воспитание в условиях авторитарной и доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением ребенка воле родителей. Поэтому для детей из таких семей школа зачастую служит одним из каналов, через который они выплескивают подавленные гнев и страх.
Конфликтные семьи.В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются в присутствии ребенка, срабатывает модель научения. Фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, относятся к насилию иначе, чем другие дети.
Семьи с родительской депривацией. Исследования показывают, что дети, воспитанные в условиях родительской депривации, дети-социальные сироты позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных условиях.
Кроме того, одним из факторов, влияющих на развитие личности агрессора, является низкая успеваемость.
Низкая успеваемость. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам положительно коррелируют с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них более важно быть успешным в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и других видах деятельности. Неуспевающие в школе девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.
Школьному насилию также способствуют анонимность больших школ и отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений, плохой микроклимат в учительском коллективе, равнодушное и безучастное отношение учителей.
М. Е. Солберг и Д. Олвеус изучили возрастную динамику виктимизации школьников. Было установлено, что вне зависимости от возраста мальчики чаще выступают в качестве преследователя, а девочки в качестве жертвы издевательств. Кроме того, у жертв был обнаружен более высокий уровень социальной дезадаптации, негативной самооценки и депрессивных тенденций, а у преследователей — агрессивности и асоциального поведения [М. Е. Solberg, D. Olweus, 2003].
Е. Роландом и др. [Е. Roland, Т. Idsoe, 2001] были проведены исследования по изучению зависимости между издевательствами и двумя различными видами агрессивности: реактивной — тенденцией демонстрировать насильственное поведение, мотивированное гневом, и проактивной — тенденцией проявлять насилие к кому-то с целью получения материальной или социальной выгоды [L. Berkowitz, 1993; К. A. Dodge, 1991; R. Lazarus, 1991; J. Suttonetal., 1999].
Чтобы разработать модель взаимозависимости между издевательствами и агрессивностью, проводились исследования с участием учеников пятых и восьмых классов. Было установлено, что влияние реактивной агрессивности на подверженность издевательству и стремление проявлять такого рода насилие снижается от пятого класса к восьмому. Приэтом на поведение агрессоров влияние проактивной агрессивности усиливается, а на поведение жертвы – уменьшается. Эти результаты доказывают, что указанные виды агрессивности дают возможность предсказать, кто в дальнейшем может стать агрессором, а кто – жертвой издевательства.
Взаимосвязь между реактивной агрессивностью и подверженностью издевательствам для мальчиков и девочек отличается несущественно. Проактивная агрессивность, ориентированная на получение власти, позволяет прогнозировать наклонности к издевательству у мальчиков в большей степени, чем у девочек, в то время как проактивная агрессивность, ориентированная нааффилиацию (привязанность, дружескую поддержку, симпатию), — наоборот, у девочек.
Возможным объяснением выявленных закономерностей является то, что школьники, склонные к издевательствам, могут быть физически более сильными, чем их жертвы, и имеют меньше ограничителей к проявлению агрессии в отношении к окружающим [D. Olweus, 19781. Кроме того, как показывают исследования, агрессоры менее тревожны, имеют более высокое интеллектуальное развитие, более высокую уверенность в себе и более высокий социометрический статус, чем жертвы [К. Bjorkqvistetal., 1982; D. Olweus, 1978, 1993]. Помимо этого, полученные данные хорошо согласуются с результатами некоторых гендерных исследований агрессивности: власть и доминирование более значимы для мальчиков и мужчин, чем для девочек и женщин, в то время как близкие отношения и привязанность более важны для женщин, чем для мужчин [Н. Holter, 1982; Е. Е. Maccoby, С. N. Jacklin, 1975, 1980].
Большинство исследований посвящено изучению личности и поведения «классических» агрессоров и жертв. Вместе с тем существуют и другие группы школьников, которые отличаются смешанным поведением — провоцирующие жертвы [D. Olweus, 1973, 1978], преследователи-жертвы [I. Whitney, Р. К. Smith, 1993] или агрессивные жертвы [A. Pellegrinietal., 1999; D. Perryetal., 1988]. Эти дети не только являются объектом агрессии других, но и сами проявляют агрессию. Их главной отличительной особенностью поведения является комбинация тревоги и агрессивности [D. Olweus, 1991], а также высокой эмоциональности и неуравновешенности [К. A. Dodge, 1991; D. Schwartzetal., 1998]. Кроме того, они отличаются от «классических» жертв тем, что, например, имея те же психологические и психосоматические проблемы, преследователи-жертвы демонстрируют высокий уровень экстернальных поведенческих реакций и гиперактивности fK. Kumpulainenetal., 1998]. Именно поэтому они могут достаточно длительное время быть вовлеченными в ситуацию, связанную с издевательством.
В исследованиях X. Салмивалли и Е. Ниеминен [С. Salmivalli, Е. Ni- eminen, 2002] проводилась оценка школьников по показателям реактивной и проактивной агрессии с точки зрения их одноклассников и учителей. Было установлено, что самые высокие показатели как по оценкам одноклассников, так и учителей имеют школьники категории «преследователь- жертва» и чуть более низкие — «преследователь» (рис. 36). Более того, было зафиксировано, что для детей 10—13 лет более характерны реактивные, нежели проактивные агрессивные реакции.
С. Монке и др. провели исследование с целью изучить особенности ролевого поведения детей в ситуации издевательства [С. Monks, R. OrtegaRuiz, Е. TorradoVal, 2002]. Они выделили следующие роли:
• агрессор — человек, который преследует, запугивает жертву;
• жертва — человек, который подвергается агрессии;
• защитник — человек, который находится на стороне жертвы и пытается оградить или защитить ее от агрессии;
• сторонник — человек, который находится на стороне агрессора, но непосредственно не участвует в издевательствах;
• наблюдатель — человек, который соблюдает в ситуации издевательства нейтралитет и делает вид, что ничего не происходит.
Учащимся начальной школы в возрасте 4—6 лет демонстрировали
мультфильмы со сценами агрессии между сверстниками. Сюжеты включали прямую межличностную агрессию (когда один ребенок говорит другому, что они не могут играть вместе), прямую физическую агрессию (когда один ребенок бьет, пинает или толкает другого), косвенную межличностную агрессию (когда один ребенок распространяет неприятные слухи о другом) и прямую вербальную агрессию (когда один ребенок кричит и обзывает другого). После этого детей просили определить для себя и сверстников ту или иную роль. Учителей также просили определить для детей из их класса роль, которую они играют в агрессивной ситуации. Как показали исследования, дети по-разному оценивают свою роль и роли сверстников в ситуации издевательства. Кроме того, были обнаружены и половые различия: мальчики чаще выступали в роли «агрессора», а девочки в роли «защитника» и «наблюдателя».
Затем детям демонстрировали мультфильмы, в которых были изображены сцены с различными копинг-стратегиями жертвы в ситуации издевательства. К таким стратегиям совладеющего поведения были отнесены: ответная агрессия (дать сдачи), бегство, обращение к другу за помощью, плач, бросание предметов в агрессора, жалобы взрослым. После этого детей спрашивали о типичных действиях в предъявленных ситуациях сверстников, для которых они определяли роль жертвы. Существенных различий в выборе копинг-стратегий мальчиками и девочками обнаружено не было.
Независимо от формы агрессии, издевательства в школе — источник серьезного психического напряжения для многих детей, который сказы-
вается на их самочувствии. Вред издевательства для психического здоровья неоднократно подвергающихся агрессии школьников доказывается многими исследованиями. Например, было выявлено, что виктимизация сверстников положительно связана с депрессией, одиночеством, тревогой и отрицательно связана с уровнем самооценки и позитивностью «Я»-кон- цепции в целом [О. S. J. Hawker, М. J. Boulton, 2000]. Ощущение себя несчастным и появление суицидальных мыслей также тесно связаны с виктимизацией [К. Rigby, 1996].
Школьное насилие оказывает на детей как прямое, так и косвенное влияние.
Нарушение дружеских отношений. Длительные школьные издевательства сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот — другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя старой логике: «Каков твой друг — таков и ты». В результате этогоформирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко переносится и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может претерпевать жизненные неудачи.
Снижение статуса. Исполнение роли жертвы часто является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.
Нарушение процесса идентичности. У подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения суицидальных мыслей.