Раздел V. Проведение высокотехнологичных лабораторных исследований. Управление качеством лабораторных исследований.
Общая продолжительность производственной (преддипломной) практики – 144 часа.
Производственная (преддипломная) практика проводится на базе клинико-диагностических лабораторий городских поликлиник, больниц и других лечебных учреждений в г. Ульяновске и Ульяновской области и других регионах России, утверждённых в качестве баз производственной (преддипломной) практики, в которых оснащение, объём работы и квалификация руководителей - специалистов позволяет обеспечить рабочее место для самостоятельной работы и полное выполнение программы преддипломной практики.
Продолжительность рабочей недели обучающихся при прохождении производственной (преддипломной) практики составляет не более 36 академических часов.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство производственной практикой:
практикующие специалисты лабораторной службы с высшим и средним профессиональным образованием, имеющие высшую квалификационную категорию и стаж работы в клинико-диагностической лаборатории не менее 3 лет, обладающие необходимыми организационными способностями.
Методическое руководство осуществляется преподавателями колледжа.
В период практики студенты работают под контролем общего руководителя практики и непосредственных руководителей: врачей клинической лабораторной диагностики или биологов.
Аттестация по итогам производственной (преддипломной) практики проводится на основании результатов, подтвержденных отчетами и дневниками практики студентов. Производственная (преддипломная) практика завершается зачетом студентам освоенных общих и профессиональных компетенций.
На методического руководителя - преподавателя колледжа и непосредственных руководителей практики - представителей КДЛ в г. Ульяновске и Ульяновской области возлагается обязанность по контролю выполнения программы производственной (преддипломной) практики и графика работы студентов.
В период прохождения практики студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка КДЛ и медицинской организации, структурным подразделением которой является КДЛ и строго соблюдать требования охраны труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности и проводить мероприятия по профилактике профессиональных отравлений и заболеваний.
В период производственной (преддипломной) практики студенты выполняют все виды работ, предусмотренные программой практики.
В период производственной практики студенты должны ежедневно вести дневник производственной (преддипломной) практики, согласно приложения № 4, где записывается вся проводимая работа и её результаты.
Работа студентов оценивается ежедневно, её результаты заносятся в дневник практики с постановкой оценки по пятибалльной системе. Это обеспечивает проведение текущего контроля и управление освоения студентами их будущей профессиональной деятельности.
Критерии оценки за работу на производственной (преддипломной) практике:
1. Теоретическая подготовка.
2. Владение практическими умениями в объеме программы практики.
3. Активность и интерес к выполняемой работе.
4. Коммуникативные умения.
5. Соблюдение всех требований, предъявляемых к внешнему виду.
6. Соблюдение внутреннего распорядка и графика работы.
По окончании каждого раздела производственной (преддипломной) практики непосредственный руководитель совместно с общим руководителем составляют характеристику, отражающую результаты работы студента и заполняет аттестационный лист.
По окончании производственной (преддипломной) практики студент представляет для аттестации заместителю директора по практическому обучению отчетную документацию:
- характеристику с места прохождения практики, подписанную непосредственным и общим руководителями, заверенную печатью ЛПО;
- аттестационный лист, подписанный общим руководителем практики, в котором приводится аттестация всех видов деятельности, которые предусмотрены программой практики;
- оформленные дневники производственной (преддипломной) практики, заполненные согласно требованиям приложений 4.1, 4.5, проверенные и подписанные непосредственным и общим руководителями практики;
непосредственными и общим руководителями практики;
- отчёты о проведении производственной (преддипломной) практики с оценкой работы (цифровой и текстовой), оформленные согласно приложения 4.4;
- путевку с оценкой по практике.
Все вышеперечисленные документы должны быть с подписью общего и непосредственного руководителей производственной (преддипломной) практики и печатью КДЛ и медицинской организации, в которой проходилась производственная практика.
При прохождении различных разделов преддипломной практики на разных базах, отчеты и аттестационные листы заполняются по месту прохождения каждого вида практики отдельно и заверяются печатью КДЛ и медицинской организации.
Контроль ведения документации осуществляют руководители производственной (преддипломной) практики.
Для контроля и оценки уровня общих и сформированности профессиональных компетенций у студентов применяются такие формы и методы контроля, как наблюдение за работой во время практики, анализ результатов наблюдения, экспертная оценка по практике, самооценка деятельности и др.
Аттестация по итогам производственной (преддипломной) практики проводится на основании результатов, подтвержденных отчетами, характеристиками, аттестационными листами, дневниками производственной (преддипломной) практики студентов.
Производственная (преддипломная) практика завершается дифференцированным зачётом студентам освоенных профессиональных и общих компетенций.
Дифференцированный зачет по производственной (преддипломной) практике проводится с участием общего и/или непосредственного руководителя или других представителей работодателей и методических руководителей производственной (преддипломной) практики.
Итоговая оценка за производственную (преддипломную) практику, которая выставляется в зачетную книжку, складывается из оценок: за самостоятельную работу, за дневник, за отчёты, за дифференцированный зачет по производственной (преддипломной) практике с учётом характеристики и аттестационного листа.
Обучающиеся, не выполнившие требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку результатов производственной (преддипломной) практики, не могут быть допущены к государственной итоговой аттестации.
3.1. Информационное обеспечение:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература
1. Методы клинических лабораторных исследований. / Под ред. проф. В.С Камышникова. – 5 – е изд.– М МЕДпресс-информ, 2011. –752 с.: ил.
2. Кишкун А.А. Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 976 с.: ил.
3. Луговская. С.А, Почтарь М.Е. Гематологический атлас (2-е изд., исправленное и дополненное), – М. – ТВЕРЬ: Триада, 2008. – 296 с.: ил.
4. Пустовалова, Л.М. Основы биохимии для медицинских колледжей /Серия «Медицина»./ Л.М.Пустовалова. – Ростовн/Дону: Феникс, 2010. – 448 с.
5. Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований: учебник для средних медицинских учебных заведений / В.Б. Сбойчаков. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: СпецЛит, 2011. – 608 с.: ил.
6. Прозоркина Н. В., Рубашкина Л. А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений: соответствует ФГОС (3-го поколения). – изд.7-е .стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 379 с.
7. Полотнянко, Л.И. Контроль качества лабораторных исследований: учеб.пособ. для студентов сред. мед. и фармацевт. образоват. учреждений / Л.И. Полотнянко – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. –188 с.
8. Полотнянко, Л.И. Современные высокие технологии и автоматизированные системы в лабораторной службе: учеб.пособ. / Л.И. Полотнянко.– М.: ФГОУ «ВУНМЦ», 2008. – 368 с.
9. Полотнянко Л.И. Клиническая химия: учеб. пособ./ Л.И. Полотнянко – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 343 с.
10. Полотнянко Л.И. Коагулология: учеб. пособ. / Л.И. Полотнянко – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. – 243 с.
11. Шабалова И.П., Полонская, Н.Ю. Основы клинической цитологической диагностики: учеб. пособ./ И. П. Шабалова, Н.Ю.Полонская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 136 с.: ил.
12. Меньшиков И. В., Бедулева Л. В. Введение в иммунологию. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. –140 с.
Дополнительная литература
1. Долгов В.В., Луговская С.А., Морозова В.Т., Почтарь М.Е, Лабораторная диагностика анемий (второе издание), М-ТВЕРЬ, Триада, 2009. – 188 с.
2. Луговская С.А., Морозова В.Т., Почтарь М.Е, Долгов В.В. Лабораторная гематология. М-Тверь: Триада, 2006. – 222 с.
3. Луговская С.А., Почтарь М.Е., Долгов В.В. Гематологические анализаторы. Интерпретация анализа крови. М-Тверь, Триада, 2007. – 112 с.
4. Клинико-лабораторные аналитические технологии и оборудование. /Под ред. проф. В.В. Меньшикова. Учебное пособие. М.: Академия, 2007.
5. Люис, С.М., Бэён, Б., Бэйтс, И. Практическая и лабораторная гематология: руководство / Пер. с англ. под ред. Румянцева А.Г.. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 672 с.
6. Журнал «Справочник заведующего КДЛ» – Издатель: ЗАО «МЦФЭР».
7. Журнал «Клиническая лабораторная диагностика» – М.: Медицина.
8. Поздеев О.К. Медицинская микробиология: учебное пособие/Под ред. В.И. Покровского. – 4-е изд. стереот.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 768 с.: ил.
9. Клиническая биохимия: учебное пособие. /Под ред.В.А. Ткачука. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 264 с.
10. Комаров Ф.И. Биохимические исследования в клинике. /Ф.И. Комаров, Б.Ф. Коровкин, В.В. Меньшиков. – Элиста: АПП Джингар, 1998. – 250 с.