Спор и его виды. Дискуссия и правила ведения дискуссии
Одна из сфер применения аргументации – практика спора. Спорпредставляет собой сложный процесс аргументации в диалогической форме. В споре взаимодополняют друг друга два аргументативных процесса – доказательство и опровержение некоторого тезиса. Аргументация, таким образом – ядро любого спора. Но в споре выделяют также психологическую, этическую, эстетическую сторону. Ведение спора требует большого напряжения интеллектуальных и психических сил. Отсюда одно из наиболее общих правил ведения спора: не стоит спорить без необходимости.
В процессе спора выделяют следующих участников:
1.Пропонент (лицо, выдвигающее тезис);
2.Оппонент (лицо, опровергающее выдвинутый тезис);
3.Аудитория.
Каждый из участников формирует поле аргументации – занимаемую в споре позицию (включает тезис, антитезис, аргументы, способы аргументации и исходные принципы). Спор предполагает согласование полей аргументации.
Эристика – искусство ведения спора, теория аргументации образует его логическую основу.
Различают виды спора по цели и по способу ведения.
По цели:
1. спор ради истины (научный, логический спор)- например, научная дискуссия;
2. спор для убеждения – спор политических противников, представителей различных конфессий по вопросам веры и т.п.;
3. спор ради победы (эристический спор).
В зависимости от цели споры различаются также по способу ведения:
Научный спор – для выяснения истинности или ложности тезиса, предполагающий соблюдение правил спора; в нем, как правило, не допускаются некорректные приемы и уловки.
Спор-полемика, спор-свара по своему характеру нередко приводит к использованию некорректных приемов. В связи с этим знание допустимых и недопустимых приемов, правил спора является необходимым.
Дискуссия – вид спора (зачастую эти понятия отождествляются). Дискуссия предполагает коллективное совместное обсуждение вопроса и его решения. Ведение дискуссий предполагает соблюдение ряда требований.
Правила ведения дискуссии:
1. Необходимо соблюдение определенных условий:
а) Наличие предмета спора. Беспредметный спор не имеет смысла, в этом случае невозможно сформулировать тезис и антитезис. Ведение спора требует также знания предмета спора;
б) Должна существовать реальная противоположность позиций. Если между выдвинутыми участниками спора положениями нет противоречия, то спор невозможен;
в) Наличие общей основы спора (общих принципов и приемов). Без согласия участников относительно темы спора, принципов и правил его ведения спор также невозможен.
2. Необходимо использовать только допустимые (корректные ) приемы. Недопустимо использование уловок, софизмов, уводящих в сторону, запутывающих спор. При необходимости следует указать оппоненту на недопустимость таких приемов;
3. Необходимо согласование правил формирования банка аргументов и правил отзыва аргументов, правил ответа на вопросы и постановки вопросов. Каждый участник имеет право по согласованию с оппонентом вводить в процессе спора дополнительные аргументы и отзывать их, если он видит, что эти аргументы не подтверждают выдвинутое им положение. При этом должны устраняться и следствия отзываемых аргументов;
4. Следует согласовать время ведения спора, условия его окончания. Спор не всегда заканчивается полной победой – опровержением тезиса противника. Во многих случаях это может быть и успешная критика аргументов, и выявление несостоятельности демонстрации. Окончание спора может быть связано и с согласованием позиций в ходе дискуссии, с убеждением оппонента. К допустимым (корректным) уловкам и приемам относят следующие:
1. Затягивание ответа на вопрос. Применяется в случае успешной критики ваших аргументов противником, когда срочно необходимо сосредоточится, скрыть растерянность, подобрать новые аргументы.
2. Концентрация внимания на слабых местах аргументации противника.
3. Сохранение самых сильных аргументов на конец спора.
4. Стремление взять последнее слово в дискуссии.
Допустимые приемы лучше применять в тех случаях, когда оппонент их уже применяет.
К недопустимым приемам относят уловки: “подмена тезиса”, “довод к человеку” и ему подобные, психологическое давление на противника и т.п. Такие уловки не допустимы в научной дискуссии и в ходе судебного процесса.
Тема 7.
ГИПОТЕЗА
1. Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез.
2. Построение и развитие гипотез. Доказательство и опровержение гипотез.