Раздел 3. защита выпускной квалификационной работы. критерии оценивания
Выпускные квалификационные работы защищаются на публичном заседании Государственной экзаменационной комиссии по защите работ. Состав государственной комиссии – не менее 5 человек. Работа, представленная на защиту, должна соответствовать всем требованиям.
Ведет защиту председатель комиссии. В начале слово предоставляется обучающемуся, который в течение 7 – 10 минут излагает основные позиции своей работы, характеризует научный аппарат работы и формулирует основные выводы. Вступительная речь готовится заранее. В качестве иллюстраций обучающийся может использовать заранее подготовленные таблицы, графики, схемы. Чтение доклада недопустимо.
Доклад должен отвечать следующим требованиям:
- доклад должен быть четко структурирован, логичен, понятен;
- доклад должен полностью отражать результаты работы;
- основой доклада должен быть материал и методика, собственные результаты и выводы работы;
- докладчик должен говорить достаточно громко, отчетливо, акцентируя внимание слушателей на ключевых моментах;
- обязателен демонстрационный материал в виде презентации или постеров;
- в процессе доклада необходимо обязательно ссылаться на иллюстративный и табличный материал презентации и пояснять все слайды с использованием указки;
- доклад начинается с обращения к членам комиссии, сообщения темы, задач, актуальности и научной новизны исследований, а заканчивается основными результатами, их практической значимостью;
Презентация должна отвечать следующим требованиям:
- презентация не должна носить развлекательный характер;
- дизайн презентации должен быть единым, без спецэффектов;
- фон слайдов не должен быть ярким, пестрым и мешать восприятию основной информации;
- в презентации должны быть отражены ключевые схемы, формулы, графики и рисунки;
- таблицы не более 5 – 6 строк (столбцов);
- все рисунки, графики, таблицы, диаграммы должны иметь название и подписи данных, названия таблиц приводятся сверху, рисунков – снизу;
- на графиках и диаграммах обязательно обозначаются названия осей координат, единицы измерения, условные знаки и т.д.;
- все детали рисунка должны быть понятны из самого рисунка, его названия и обозначений к нему;
- текст в презентации должен быть сведен к минимуму, за исключением слайдов с целями, задачами и выводами, которые должны полностью соответствовать тексту работы;
- текст должен быть хорошо заметен на фоне слайда, желательно использовать черный шрифт Times New Roman или Arial, размер шрифта минимум 20-24 пт;
- слайды должны представляться в порядке их упоминания в докладе;
- первый слайд выглядит как титульный лист ВКР, на втором, третьем слайде цель и задачи работы;
- в конце презентации – «Выводы»;
- не должно быть слайдов, которые не обсуждаются при докладе.
Результаты защиты работы определяются на основе представленной ВКР, доклада обучающегося, его ответов на вопросы комиссии и замечания (в том числе и те, которые содержатся в отзыве руководителя и рецензента).
Защитительную речь, проконсультировавшись с научным руководителем, необходимо заранее подготовить. После вступительной речи члены ГЭК и все присутствующие имеют право задать вопросы. Обучающийся сразу на них отвечает. Ответы должны быть краткими, четкими и по существу заданных вопросов. После этого с отзывом выступает научный руководитель, а (при его отсутствии отзыв зачитывается председателем). На защите магистров зачитывается еще и рецензия. Обучающийся отвечает на замечания, высказанные в отзыве на его работу. То, как ведет себя обучающийся на защите, насколько он владеет материалом, умеет доказывать свою точку зрения, безусловно, влияет на итоговую оценку.
Выпускная квалификационная работа должна быть представлена обучающимся на кафедру не позднее 4-х недель до начала работы ГЭК. На заседании выпускающей кафедры проводится так называемая «предзащита». После чего, на нее составляется отзыв научного руководителя. Обучающийся имеет право предварительно, до защиты, ознакомиться с отзывом научного руководителя. От заведующего выпускающей кафедры обучающийся должен получить допуск к защите.
После защиты всех выпускных квалификационных работ ГЭК на закрытом заседании (в отсутствии обучающихся) выносит окончательную оценку самого исследования, оформления работы, защите обучающегося – умению отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Конечно, в каждом отдельном случае оценка работы зависит от множества самых разных причин. Однако есть и общие критерии, по которым определяется уровень проведенного исследования.
1. Самостоятельность работы. Научный руководитель обговаривает с обучающимся план, рекомендует основную литературу, делает замечания, вносит предложения. Все остальное исследование автор проводит сам.
2. Раскрытие темы. Это самый важный критерий: насколько работа раскрывает заявленную тему, достигнута ли цель, выполнены ли задачи.
3. Оригинальность. ВКР – научная работа. Тем не менее, почти всегда у автора есть возможность проявить самостоятельное мышление, высказать собственные предположения. Напротив, недостатком считается реферативность, слишком частое цитирование, пересказ общеизвестных положений.
4. Привлечение научного и практического материала. Отсутствие цитат, ссылок на другие работы – тоже недостаток. Но одновременно нужно заботиться и о полноте практической части исследования.
5. Структура. Учитывается логичность деления на разделы, подразделы, учитываются принципы построения повествования.
6. Соответствие служебных частей работы – Введения и Заключения – предъявляемым к ним требованиям.
7. Обращается внимание на соблюдение научного стиля, логику раскрытия темы. Работа проверяется и на наличие языковых ошибок.
8. Если работа представлена позднее установленного срока, оценка снижается на один балл.
9. Принимается во внимание то, насколько точно были учтены замечания научного руководителя.
10. Обязательно учитывается соответствие работы правилам оформления.
После обсуждения комиссия выносит окончательную оценку, которую в этот же день сообщают обучающимся. Работа оценивается по четырехбальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», а так же по системе ECTS. Обучающийся, получивший оценку «неудовлетворительно», имеет право на повторную защиту в течение трех лет.
Обучающиеся, не прошедшие ГИА в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по уважительной причине вправе пройти ее в течение 6 месяцев после завершения ГИА. Обучающийся должен представить в документ, подтверждающий уважительную причину его отсутствия.
Обучающийся, не прошедший одно государственное аттестационное испытание по уважительной причине, допускается к сдаче следующего государственного аттестационного испытания.
Обучающийся, получивший оценку «неудовлетворительно» на одном из государственных аттестационных испытаний, допускается к сдаче следующего государственного аттестационного испытания.
Обучающиеся, не прошедшие государственное аттестационное испытание в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по неуважительной причине или в связи с получением оценки «неудовлетворительно», отчисляются из Университета с выдачей справки об обучении как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению ОПОП ВО и выполнению учебного плана.
Лицо, не прошедшее ГИА, вправе повторно пройти ГИА не ранее чем через год и не позднее через пять лет после срока проведения ГИА, которая не пройдена обучающимся.
Для повторного прохождения ГИА указанное лицо по его заявлению восстанавливается в Университет на период времени, установленные календарным учебным графиком для ГИА по соответствующей ОПОП ВО.
При повторном прохождении ГИА по желанию обучающегося может быть установлена иная тема ВКР.
Восстановление обучающихся для повторного прохождения ГИА осуществляется на безоплатной основе.
РАЗДЕЛ 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ
4.1 Направление подготовки 43.03.01 Туризм
Важно правильно и четко формулировать объект и предмет. Объект – это всегда общее понятие, а предмет – более узкое, отражающее проблему исследования. Приведем примеры:
1. Тема ВКР: «Экологический туризм: современное состояние и перспективы развития в Забайкальском крае». В этом случае объектом выступает экологический туризм, а предметом – особенности современного состояния и перспективы развития экологического туризма в Забайкальском крае.
2. Тема ВКР: «Совершенствование корпоративной культуры как фактор повышения успешности туристских организаций (на примере ООО «Давилон»)». Здесь объект – это корпоративная культура туристских организаций, а предметом выступают экономические, управленческие и социально-трудовые отношения, формирующиеся в процессе развития корпоративной культуры в ООО «Давилон».
3. Тема ВКР: «Совершенствование кадровой политики в системе менеджмента гостиничных предприятий (на примере отеля BEST WESTERN «Севастополь»)». Здесь объектом работы является процесс управления кадровой политикой в сфере туризма, а предметом – сущность и особенности в управлении кадровой политикой в отеле BEST WESTERN «Севастополь».
Обучающийся при составлении доклада на защиту должен минимум времени уделить теоретической части: раскрыть определение, привести, но не описывать принятую классификацию рассматриваемого определения. Но необходимо максимально уделить внимание раскрытию разделов, являющихся его личной работой и практической составляющей: сравнительному анализу факторов развития тех или иных показателей или составлению программы нового маршрута или разработке технологической карты экскурсии.
4.2 Особенности требований к ВКР бакалавра по направлению подготовки 37.03.01 Психология (Е.Б. Шахматова).
ВКР бакалавра представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное обучающимся под руководством научного руководителя, свидетельствующее об умении выпускника работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы. ВКР бакалавра может основываться на обобщении выполненных курсовых работ по исследуемой тематике и содержать материалы, собранные в период производственной и/или преддипломной практики. Бакалаврская работа выполняется обучающимся по материалам, собранным им лично в ходе исследований полученных ими за период преддипломной практики.
Остановимся на вопросах, которые обычно вызывают затруднения у обучающихся. Это написание введения, изложение научной информации в теоретической части работы и выводы по ней, подбор статистических методов обработки данных исследования и описание результатов исследования, стиль изложения, оформление литературы и приложений.
Введение. Объем Введения должен составлять 2 – 3 страницы. Оно включает в себя:
1. Актуальность и новизну темы работы.
2. Разработанность исследуемой проблемы.
3. Проблема исследования.
4. Цель исследования.
5. Объект и предмет исследования, его гипотеза.
6. Цели и основные задачи.
7. Методология исследования.
8. Структуру работы.
Актуальность темы – это аргументация необходимости исследования темы ВКР, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.
Как правило, актуальность обосновывается по двум направлениям:
1. недостаточная изученность вопроса, которая может быть восполнена авторским исследованием (такой вывод потребует исчерпывающего исследования литературных источников и научно-исследовательских работ в рамках избранной проблематики);
2. решение автором востребованной практической задачи на базе полученных в результате исследования новых данных.
Постановка научной проблемы исследования – противоречие между необходимостью решить задачу и отсутствием знаний по этой теме.
Объект исследования - это то, на что направлен процесс познания. В качестве объекта может выступать процесс, закономерность, явление в целом, либо отдельные его стороны. Объект должен точно соответствовать теме и проблеме работы.
Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.
Цель бакалаврской работы ориентирует обучающихся на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях – в теоретическом и прикладном (обычно начинается словами: изучить, исследовать, выявить и т.п.).
Задачи работы представляют собой способы достижения цели работы. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция. Задачи обычно формулируются в форме перечисления (изучить…, сравнить…, проанализировать…, выявить уровень изученности проблемы, изучить подходы…, описать…, установить…, выяснить…, выявить изменения…, систематизировать…, обосновать…, выделить…, сформулировать…, разработать требования… и т.п.)
Пример. Тема ВКР: «Коррекция тревожности младших школьников из неполных семей». Объект исследования: Тревожность младших школьников. Предмет исследования: Коррекция тревожности младших школьников из неполных семей. Цель: оценить эффективность разработанных мероприятий по коррекции тревожности младших школьников из неполных семей. Гипотеза: предполагается, что предлагаемые мероприятия по коррекции тревожности младших школьников из неполных семей оказывают позитивное влияние.
Задачи:
1. выделить факторы, влияющие на возникновение тревожности у детей 6-10 лет;
2. описать влияние семейной структуры, семейных отношений на психологическое состояние детей;
3. систематизировать перечень психокоррекционных средств, снижающих тревожность у детей 6-10 лет с различными проблемами;
4. разработать (и \ или адаптировать) психокоррекционную программу воздействия, снижающую тревожность младших школьников из неполных семей;
5. проанализировать и сделать оценку эффективности психокоррекционной программы, снижающей тревожность младших школьников из неполных семей.
Крайне редко объект исследования частично может совпадать с характеристикой выборки. Например, тема ВКР «Психологические особенности обучающихся-психологов». Объект – обучающиеся-психологи. Предмет - психологические особенности обучающихся-психологов. Гипотеза - предполагается, что существует психологическое своеобразие обучающихся-психологов по сравнению с обучающимся других направлений подготовки. В дальнейшем, в практической части после написания теоретической части работы полезно уточнить, какие психологические особенности будут исследованы и, возможно, отличают обучающихся по специальности: психология.
Особенности написания теоретической части ВКР. В работе с теоретической частью обучающийся показывает свое умение систематизировать изучаемый материал и сделать литературный обзор теории по данной теме, анализировать опыт других исследователей, определять наиболее важные подходы в современных условиях, аргументировать своё собственное мнение. Сбор, обобщение и анализ информации является одним из наиболее важных этапов выполнения ВКР.
Выполнение ВКР начинается с процесса подбора литературы, который целесообразно начинать с изучения тех работ, которые наиболее близки к выбранной теме.
Если разные ученные приводят противоречивые мнения по данной теме, то следует при изложении приводить их цитаты, сравнивать различные подходы, приводить их рекомендации. Однако обязательно их сравнивать с действующей нормативной базой. Только проведя такой сравнительный анализ, следует высказать свою точку зрения и обосновать свое мнение по спорному вопросу, приведя свои аргументы.
В теоретической части работы не допускается переписывание текста из учебников или простое копирование информации из интернет-источников. Должна быть произведена творческая обработка материала. Важнейшие теоретические положения темы излагаются своими словами и при необходимости подкрепляются цитатами. Цитаты оформляются в соответствии с библиографическими правилами и сопровождаются ссылками на используемый источник с указанием страниц.
Таким образом, изучение литературы по теме преследует задачу обнаружения следующих проблем:
— проблем, поставленных и решенных прежними авторами;
— проблем, поставленных, но нерешенных или решенных частично или неверно;
— проблем, которые актуальны, должны быть поставлены и разрешены, но выпали из поля зрения исследователей.
Теоретическая часть является основой для будущих практических расчетов, выбрать необходимую методологию и методику анализа исследуемой проблемы.
Написание выводов. В выводах должно быть отражено соответствие результатов исследования поставленным целям и задачам. Требования к формулировке выводов:
1. вывод должен обобщать полученные в данном разделе (подразделе) конечные, а не промежуточные результаты;
2. в выводах нецелесообразно приводить положения, которые неважны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы;
3. вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.);
4. выводы должны быть краткими.
Написание практической части работы. Практическая часть ВКР включает следующие этапы:
1. описание построения экспериментальной (исследовательской, а возможно, еще и психокоррекционной) процедуры; описание выборки испытуемых и базы, на которой проходила работа; краткое описание психодиагностических средств (полное, в случае необходимости дается в приложении), фиксация применяемых математических способов обработки материалов исследования;
2. анализ результатов, обоснование эмпирического материала по подтверждению (или не подтверждению) выдвинутых гипотез,
3. выработку практических рекомендаций по внедрению итогов практической части работы.
В практической части ВКР должны быть, по крайней мере, два обязательных параграфа: описание программы исследования (а может быть и психокоррекционных воздействий) и анализ полученных результатов.
Сначала дается полная характеристика процедуры исследования, характеристика выборки, приводятся сведения о месте, времени и условиях проведения исследований, дается краткое описание психодиагностических средств (назначение методики, перечень шкал, границы норм, если они выделены), дается перечень статистических способов обработки данных.
«Результаты исследования» - этот параграф посвящен обобщению и оценке результатов исследований.
При описании психодиагностического материала обычно сначала анализируют:
— тенденции, получившиеся в выборке в целом (тенденции среднеарифметических значений показателей); полезно закрепить выводы по указанным тенденциям подсчетом их значимости по соответствующим критериям, если в этом есть смысл;
— тенденции, получившиеся по отдельным подгруппам (мужская- женская, высокий –средний -низкий уровень значений и т.д.) – в этом случае предполагается перегруппировка данных, представление их в виде соответствующих обобщающих таблиц, описание ведущих тенденций в них и закрепление выводов проверкой их достоверности с помощью соответствующих статистических критериев;
— при решении ряда статистических задач вторичная математическая обработка данных может быть вынесена отдельным пунктом. В частности, это может быть выявление корреляционных связей исследованных признаков. В этом случае в основной части ВКР предлагается представить сводную таблицу значений коэффициентов корреляций соответствующих показателей с указанием степени их значимости, а расчет конкретных статистических коэффициентов представить в Приложении.
В конце Практической части работы делаются выводы.
Особенности математической обработки психодиагностических результатов. При выборе средств психологической диагностики нужно представить не только их назначение, но и то, в каких измерительных шкалах будут представлены результаты диагностики для дальнейшего статистического анализа. В прикладных исследованиях измерительные шкалы являются важным средством анализа статистического материала. Любая измерительная шкала задается группой допустимых преобразований.
Таблица 1 — Классификация измерительных шкал
Название шкалы | Характеристика | Примеры |
Номинативная шкала (наименований, дихотомическая) | Какому-то свойству или признаку присваивается определенный символ (обозначение). При измерении в этой шкале могут осуществляться классификация или распределение на непересекающиеся классы. При этом символы не несут информации, а операции с ними не имеют смысла при обработке | Дихотомические ответы типа «да» и «нет», «за» и «против», «полная семья» и «неполная семья». Типы темперамента, типы акцентуаций, виды интересов и т.д. |
Порядковая шкала (ранговая) | Классифицирует совокупность измеренных признаков по принципу: «больше-меньше», «сильнее- слабее», «выше –ниже» | Школьные оценки от 1 до 5, ранжируемые иерархии ценностей, закодированные уровни от низкого до высокого |
Интервальная шкала | Каждое из значений измеренных величин отстоит друг от друга на равном расстоянии. Нуль условен. Для измерения с помощью шкалы интервалов устанавливается специальная единица измерения – стены. При работе в этой шкале измеряемому свойству приписывается число, равное количеству единиц измерения, эквивалентное количеству измеряемого свойства. | Тестовые шкалы, в которых специально вводится принцип равноинтервальности: Семантический дифференциал Осгуда, 16-факторный личностный опросник Кеттелла, MMPI, Тест интеллекта Векслера (IQ) |
Шкала отношений | Имеет строго фиксированный нуль и обладает всеми свойствами интервальной шкалы. Используется в психофизике, в психофизиологии. | Рост, вес, число реакций, показатель силы, выносливости. |
С точки зрения обработки результатов большинство психологических исследований можно свести, в основном, к пяти типам задач по обработке данных, представленных ниже. Каждый тип задач предполагает использование своих вариантов статистических критериев (в таблице представлены непараметрические критерии).
Таблица 2 — Классификация задач и методов их решения
№ | Тип задач | Условия | Статистические методы |
Выявление различий в уровне исследуемого признака | 2 выборки испытуемых | Q-критерий Розенбаума U- критерий Манна-Уитни φ*- критерий угловое преобразование Фишера | |
3 и более выборок испытуемых | S – критерий тенденций Джонкира H – критерий Крускала-Уоллиса | ||
Оценка сдвига значений в уровне исследуемого признака | 2 замера на одной и той же выборке испытуемых | T- критерий Вилкоксона G –критерий знаков φ*- критерий угловое преобразование Фишера | |
3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых | χ2- критерий Фридмана L –критерий тенденций Пейджа | ||
Выявление различий в распределении признака | при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим | χ2- критерий Пирсона λ- критерий Колмогорова-Смирнова µ- биноминальный критерий | |
при сопоставлении двух эмпирических распределений | χ2- критерий Пирсона λ- критерий Колмогорова-Смирнова φ*- критерий угловое преобразование Фишера | ||
Выявление степени согласованности изменений | двух признаков | r – коэффициент ранговой корреляции Спирмена | |
двух иерархий или профилей | |||
Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий | под влиянием одного фактора | S – критерий тенденций Джонкира L –критерий тенденций Пейджа однофакторный дисперсионный анализ Фишера | |
под влиянием двух факторов одновременно | двухфакторный дисперсионный анализ Фишера |
Все статистические критерии разделяют на параметрические и непараметрические. Параметрические критерии основаны на конкретном типе распределения, например, на нормальном. Непараметрические критерии не основаны на конкретном типе распределения и не используют параметры данной совокупности. При нормальном распределении генеральной совокупности параметрические критерии являются более мощными. Однако, чаще всего, данные, получаемые в психологических исследованиях, не распределены нормально, и непараметрические критерии являются более мощными. Нормальность распределения в случае использования параметрического критерия нужно предварительно рассчитать (определить).
Статистические критерии различаются межу собой по следующим основаниям:
— тип критерия;
— зависимость-независимость выборок;
— количество сравниваемых выборок;
— равность выборок по числу испытуемых или проб;
— максимальный и минимальный охват выборок;
— мощность критерия – способность выявлять различия между выборками.
При работе с критериями обработки психодиагностической информации особенно следует обратить внимание на «ограничения критерия», которые обязательно даются в его описании. Ограничения конкретного критерия касаются тех оснований, которые перечислены выше (зависимость-независимость выборок, количество сравниваемых выборок, равность выборок и т.д.).
Следует не забывать, что отсутствие различий, обнаруженное с помощью данного критерия, не гарантирует того, что более мощный критерий не сможет их также установить.
При подготовке исследования (до проведения исследования) полезно заранее предварительно определить зависимость-независимость выборок, их объем, тип шкалы и вид используемого статистического критерия. Это упростит дальнейшую обработку результатов.
Пример. Если в практической части ВКР необходимо сравнить между собой какие-то выборки по определенным психодиагностическим показателям, то это задачи – «Выявление различий в уровне исследуемого признака» или «Выявление различий в распределении признака» (Таблица 2)
Если практическая часть работы касается оценки эффективности проведенного психокоррекционного тренинга, то это задача – «Оценка сдвига значений в уровне исследуемого признака».
Задача «Выявление степени согласованности изменений» решается с помощью подсчета корреляций. При прямой связи значения обоих признаков изменяются в одном направлении, т.е. с увеличением (уменьшением) значений x увеличиваются (уменьшаются) и значения y, а при обратной связи значения факторного и результативного признаков изменяются в разных направлениях.
Изучение корреляционных связей сводится в основном к решению следующих задач:
1. выявление наличия (отсутствия) корреляционной связи между изучаемыми признаками;
2. измерение тесноты связи между двумя (и более) признаками с помощью специальных коэффициентов (эта часть исследования именуется корреляционным анализом);
3. определение уравнения регрессии – математической модели, в которой среднее значение результативного признака у рассматривается как функция одной или нескольких переменных – факторных признаков (эта часть исследования именуется регрессионным анализом).
Общий термин «корреляционно-регрессионный анализ» подразумевает всестороннее исследование корреляционных связей (т.е. решение всех трех задач).
Таблица 3 — Выбор коэффициента корреляции для показателей, относящихся к разным измерительным шкалам
Тип шкалы | Мера связи | |
Шкала, в которой выражена переменная Х | Шкала, в которой выражена переменная У | |
Интервальная шкала или шкала отношений | Интервальная шкала или шкала отношений | Коэффициент корреляции Пирсона - r (линейная корреляция) |
Ранговая, интервальная, шкала отношений | Ранговая, интервальная, шкала отношений | Коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
Ранговая шкала | Ранговая шкала | Коэффициент корреляции Кендалла -τ, Коэффициент ранговой корреляции Спирмена -ρ |
Номинативная шкала | Номинативная шкала | φ- критерий сопряженности Фишера, коэффициент ассоциации Пирсона, коэффициент четырехклеточной сопряженности Пирсона |
Номинативная шкала | Ранговая шкала | Рангово-биссериальный критерий корреляции Rrb |
Номинативная шкала | Интервальная шкала или шкала отношений | Биссериальный критерий корреляции -Rбис |
Интервальная шкала | Ранговая шкала | Не разработан |
Собственные данные излагаются обучающимся с подробным выделением того нового и оригинального, что сделал автор: полевые или лабораторные наблюдения, результаты экспериментов, математические расчеты. Описание должно быть ясным, последовательным, объективным. Его необходимо строить на четко аргументированных фактах, статистически достоверных расчетах. Результаты работы должны быть достоверными. Теоретические выводы должны быть подтверждены экспериментальным исследованием.
Результаты и обсуждения иллюстрируются графиками, таблицами, диаграммами, схемами, рисунками, фотографиями и т.д.
Стиль изложения. Выпускная бакалаврская работа должна быть написана в научном стиле. Этот стиль подразумевает использование конструкций исключающих употребление местоимений первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. Обычно используют неопределенно-личные предложения (например, «Сначала формируют базу факторов для анализа, а затем путем анализа устанавливают их влияние на показатель»); формы изложения от третьего лица (например, «Автор полагает...»); предложения со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию...»).
В научном тексте не используют разговорно-просторечную лексику. Нужно оперировать терминами и научными оборотами. Можно обращаться к словарям для того, чтобы избежать разночтения в толкованиях.
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Подобные слова позволяют отразить следующее:
— последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);
— переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);
— противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как,
тем не менее);
— причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);
— различную степень уверенности и источник сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);
— итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, резюмируя сказанное, отметим).
Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Часто употребляют производные предлоги: в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные). В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой», а местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются.
Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания: приведем результаты, как показал анализ, на основании полученных данных.
С целью образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).
Особенностью научного стиля является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, «Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование рынка труда»).
Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых).
Нельзя употреблять в тексте знаки (<, >, =, №, %) без цифр, а также использовать в тексте математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин: в этом случае следует писать слово «минус».
В тексте используются только арабские цифры, а также при нумерации полугодий, кварталов допускается употребление римских цифр.
При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например: 15,6 руб., 18,5 баллов).
Излагать материал в выпускной бакалаврской работе надо последовательно и логично. Все разделы, вопросы между собой должны иметь логические переходы и быть связаны единой цепочкой.
Список использованной литературы является важнейшей частью работы, поскольку отражает проделанную работу и глубину исследования темы. В список должны быть включены только те источники, которые действительно использовались автором и на которые есть ссылки в тексте работы. В начале списка необходимо указать нормативные акты, если они есть. После этого в алфавитном порядке перечисляются монографии, пособия, статьи, комментарии и т. д. Список литературы оформляется по библиографическим правилам. Выпускная квалификационная работа должна содержать до 30 источников.
Оформление Приложений. Приложения должны быть расположены после списка литературы. Каждое приложение начинается с новой страницы. Приложения содержат в себе образцы документов, схемы, таблицы первичных данных и таблицы вторичной обработки данных, фотографии, справочные данные, примерные планы работ, использованные в ВКР методы диагностики, разработанные обучающимся программы тренингов, перечни предлагаемых мероприятий по решению обозначенных проблем.
Оформление приложений:
1. каждое приложение начинают с новой страницы;
2. не следует заполнять приложения таблицами, которые содержатся в публикуемых общедоступных сборниках (лучше делать в тексте ссылки на эти материалы, с указанием страниц);
3. в соответствующих местах работы следует давать ссылки на Приложение;
4. в объем текста выпускной квалификационной работы приложения не включаются;
5. не стоит перегружать работу большим количеством приложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок».
2. ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
3. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».
4. Дорошко, М. В. Оформление научного аппарата учебных и научных работ для студентов, аспирантов и преподавателей [Текст] / М. В. Дорошко, Л. А. Чех гл. ред. М. М. Калмыкова