Формы соц. пед. работы с одаренными детьми
Наиболее правильная форма воспитания одаренных детей – обращаться с ними как с таковыми и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.
Рассмотрим формы работы с одаренными детьми. В связи с тем, что одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности. В работе с одаренными детьми неплохо зарекомендовали себя такие формы работы, как вовлечение детей в деятельность по интересам; междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; развитие умений самостоятельно работать; обучение творческим методам работы; создание различных нестандартных ситуаций в разнообразных видах деятельности детей; самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; перевод детей на индивидуальное обучение; обеспечение проектных подходов к овладению детьми ранее ими неизведанного; нацеленность на будущую профессию; участие в олимпиадах разного уровня и сложности и т.д.
К традиционным формам работы с одаренными учащимися относятся: групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; курсы по выбору; работа по индивидуальным планам; интеллектуальные марафоны.
С целью выявления и развития скрытой одаренности используется сочетание методов для работы в группе. Именно групповая работа представляет собой тесное переплетение методов и приемов групповой психокоррекции, психотерапии и развивающих психологических тренингов, позволяющих ребенку преодолеть или хотя бы ослабить негативное влияние преград, маскирующих его одаренность.
44. Методика работы с одаренными детьми.В работе с одаренными детьми неплохо зарекомендовали себя такие формы работы, как вовлечение детей в деятельность по интересам; междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; развитие умений самостоятельно работать; обучение творческим методам работы; создание различных нестандартных ситуаций в разнообразных видах деятельности детей; самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; перевод детей на индивидуальное обучение; обеспечение проектных подходов к овладению детьми ранее ими неизведанного; нацеленность на будущую профессию; участие в олимпиадах разного уровня и сложности и т.д.
К традиционным формам работы с одаренными учащимися относятся: групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; курсы по выбору; работа по индивидуальным планам; интеллектуальные марафоны.
С целью выявления и развития скрытой одаренности используется сочетание методов для работы в группе. Именно групповая работа представляет собой тесное переплетение методов и приемов групповой психокоррекции, психотерапии и развивающих психологических тренингов, позволяющих ребенку преодолеть или хотя бы ослабить негативное влияние преград, маскирующих его одаренность.
На этапе отбора проводится всестороннее психодиагностическое обследование каждого ребенка, направленное на выявление индивидуальных особенностей его интеллектуального, творческого и личностного развития, тех конкретных психологических факторов (преград), которые сдерживают развитие его способностей. В таком предварительном обследовании используются традиционные психодиагностические методики, беседы с родителями, педагогами, воспитателями и с самими детьми. В тех случаях, когда это возможно, организуется наблюдение за работой ребенка в классе, в группе занятий с дошкольниками. Все эти данные позволяют, как правило, сделать лишь гипотетические предположения о наличии тех или иных психологических преград, которые помешали ребенку проявить себя лучше в ходе обследования. Эти гипотезы нуждаются в дополнении и проверке, для чего используются групповые методы. Происходит переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития». Это подразумевает выявление не только психологических преград, но и конкретных причин их возникновения, а также тех психологических факторов, которые могут позитивно повлиять на процесс преодоления преград.
Таким образом, речь идет о тесном переплетении диагностических процедур, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповых занятий с детьми.