Своеобразие черт личности умного ребенка

Характерной чертой личности одаренного ребенка является особая система ценностей, личностные приоритеты, связанные с деятельностью, соответствующей содержанию одаренности. К этой деятельности, составляющей сферу интересов, как правило, существует пристрастно-эмоциональное, личностное отношение.

Одаренные дети, оставаясь детьми, со всеми присущими определенному возрасту особенностями личности, все же имеют отличительные черты. Причем, положительное и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих людей. В сфере психосоциального развития одаренных детей отличает обостренное чувство справедливости; развитая система личных ценностей; хорошо сформированное чувство юмора; мотивация к достижениям, устойчивость к стрессу, упорство в достижении результата.

Отличительной чертой личности одаренного ребенка является социальная автономность, которая, в частности, проявляется в повышенной самостоятельности в процессе обучения, а иногда в неприязни традиционного обучения (если в нем доминирует воспроизводство усвоенных знаний). Самостоятельность может проявляться в планировании и оценке своей учебной деятельности, выборе предметов для более углубленного изучения, ориентации на собственные суждения, а не на общественное мнение (это нередко сопровождается тем, что среди одаренных детей не все являются непременно отличниками).

Становление личности одаренного ребенка порой проходит неоднозначно и болезненно. Ему могут быть присущи и такие свойства и качества, которые станут отталкивать от него окружающих.

Одно из таких качеств эгоцентризм. Наличие этого качества связано с особенностями возрастного развития и выражается в неспособности встать на позицию другого человека. Это связано с ограниченностью опыта ребенка. Однако у одаренного ребенка он проявляется довольно ярко. Исследователями отмечается, что познавательный эгоцентризм является довольно устойчивым. Моральный эгоцентризм преодолевается легче в силу того, что более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинно-следственного связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Коммуникативный эгоцентризм проявляется в неумении выслушивать собеседника до конца, прерывании его, привычке исправлять других. Причина этого кроется в том, что нередко ребенок уже в курсе того, о чем идет речь в силу быстрого понимания излагаемого материала, и его стремление продемонстрировать свои знания является отражением скорости восприятия.

Характерной чертой личности одаренного ребенка является стремление командовать другими детьми, брать на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Это связано с тем, что в силу его интеллектуального превосходства, гибкости и беглости его мышления он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует и предупреждает возможные ошибки и несоответствия игрового поведения.

Одним из проявлений одаренности и в то же время чертой личности является чрезмерное упорство в достижении цели, стремление доводить все до полного совершенства. Причем, работы, выполненные на высоком уровне мастерства, оцениваются ребенком нередко как неудачные. Завышенные личные стандарты, неудовлетворенность, оценивание собственной деятельности по взрослым меркам приводят к болезненным переживаниям, личностным драмам.

Самооценка одаренных детей может быть разной: от завышенной до заниженной. У особо эмоциональных детей, самооценка отличается противоречивостью, нестабильностью: от очень высокой самооценки в одних случаях до очень низкой в других. Если дети со стабильно высокой самооценкой нуждаются иногда в некотором «отрезвлении», то дети с неустойчивой самооценкой, напротив, в психологической поддержке.

В исследованиях, посвященных одаренным детям, отмечаются и такие черты, как негативное отношение к школе и учебе; враждебное отношение к руководителям; нарушение отношений с родителями; плохие межличностные отношения, недоверие к другим; тенденция к оправданию своих недостатков, перекладывание вины на других; отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия; недостаток лидерских способностей; недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела; низкая самооценка; недостаток увлечений или излишнее внимание к ним; нереалистические цели; склонность к фантазированию; подверженность колебаниям настроения, депрессии; эмоциональная неуравновешенность.

Личность одаренного ребенка может развиваться по гармоничному или дисгармоничному типу, который заключается в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений. Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Социально-педагогическая работа, направленная на развитие качеств личности одаренного ребенка, должна вестись как с учащимися, так и с их родителями и учителями, чья чрезмерная опека может оказать негативное влияние на ход обучения одарен­ных учащихся, затормозить развитие про­цессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Необходимо также вовремя оказывать помощь ребенку в правильном самовосприятии. У одних детей понимание собственного отли­чия может прийти рано в семье в сравнении себя с другими детьми. У других сознание своих осо­бых способностей впервые происходит в школе также с неиз­бежным сравнением себя с другими детьми. Важно помочь ребенку осознать, что способ­ности и интересы других людей (как детей, так и взро­слых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, не­жели его собственные. Для этого надо развивать чувство общности с окру­жающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом об­ществе.

Вопрос №37. Самостоятельность и перфекционизм

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т. д.

Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, учителям и психологам тем не менее необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», невозможность довести работу до конца.

Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной – нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.

Вопрос № 38 Психопатическое прявление одоренных детей

К сожалению, у детей с высоким уровнем интеллекта, с незаурядными способностями могут обнаруживаться черты характера, затрудняющие общение с ними, а то и резкие психопатические проявления. Их повышенные умственные возможности могут как бы отходить на второй план, а на первый план выступают тяжелые конфликты с окружающими. Странности и недостатки их характера приводят к тому, что окружающие сосредоточивают внимание прежде всего на том, чем плохи эти дети. Для некоторых их воспитателей и многих соучеников заметны только шипы, а сами розы оказываются от них скрытыми.

Вопрос № 39 Проблемы во взаимоотношениях со сверсниками

Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии . Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д. У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Известно, что конфликты, возникающие в процессе общения детей друг с другом, неизбежны. В отношении одаренных детей ситуация осложняется тем, что трудности, которые испытывают дети в установлении и поддержании хороших отношений со своими сверстниками, усиливается из-за их высокого умственного и речевого развития. Иными словами, способности одаренных детей являются своеобразным барьером, отделяющим их от «средних» сверстников. Нередки случаи, когда общая масса школьников не воспринимает неординарных сверстников, изгоняет их из своих рядов, навешивая обидные ярлыки. Начинают активно отторгать от себя такого ученика, стараются поставить его в неловкое положении. А тот, что бы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным, уходит в себя, замыкается

Наши рекомендации