Научные методы познания в исследованиях
В методологии научных исследований выделяют два
уровня познания:
– эмпирический –наблюдение и эксперимент, а также группировка, классификация и описание результатовэксперимента, наблюдений;
– теоретический– построение и развитие научных гипотез, теорий, формулировка законов и выделение из нихлогических следствий, сопоставление различных гипотез итеорий.
Исходя из методологии диалектического материализма различают следующие методы научного познания:
общенаучные и конретно-научные (частные).
Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализи формализацию, гипотетический и аксиоматический методы, создание теории, наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые исследования.
Анализ– это метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения, характеристики, параметры и т.д.). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализпроизводительности труда рабочих производится по каждому цеху и по предприятию в целом.
Синтез –метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.
В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь ипознать предмет как единое целое (например, производительность труда по производственному объединению в целом).
Индукция– метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается наоснове изучения этих признаков у части элементов этогомножества.
Дедукция –метод логического умозаключения от общего к частному, когда сначала исследуется состояниеобъекта в целом, а затем его отдельных элементов.
Применительно к предыдущему примеру сначала анализируется производительность труда в целом по объединению и далее по его производственным единицам.
Аналогия– метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов иявлений на основании их сходства с другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных предметов иявлений, например, производительность труда в объединении может исследоваться не по каждому предприятию, алишь по выбранным в качестве аналога, выпускающим однородную с другими предприятиями товарную продукцию иимеющим одинаковые условия для производственной деятельности.
При использовании этого метода полученные результаты распространяются на все аналогичные предприятия.Затраты на такой метод конечно меньше, а вот достоверность полученных выводов оказывается несколько ниже.
Сравнение– метод научного изучения, посредством которого устанавливаются сходство и различие предметов иявлений действительности.
Измерение– метод научного исследования процесса определения численного значения некоторой величины посредством определенной заранее единицы измерения.
Исторический подход– метод научного познания, в процессе которого происходит воспроизведение историиизучаемого объекта, явления во всей ее многогранности сучетом всех случайностей.
Логический подход– метод научного умозаключения, посредством которого достигается воспроизведение вмышлении сложного динамического явления в форме исторической теории с отвлечением от случайностей и отдельных несущественных фактов.
Моделирование– метод научного познания, основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог (модель), содержащий существенные черты характеристики оригинала.
Абстрагирование– (от лат. – отвлекать) – метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития.
Конкретизация –метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразииреального существования во времени и пространстве в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов.При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и историческогоразвития.
Так, например, перспективы развития отрасли определяются на основании конкретных расчетов эффективности применения новой техники и технологии, сбалансированности трудовых и материальных ресурсов и др.
Системный анализ– изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. Внаучных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющимина его функционирование.
Комплексный анализ –метод всестороннего изучения объекта, явления в тесном взаимодействии с представителями самых разных наук и научных направлений.
Формализация –метод исследования объектов путем представления их элементов в виде специальной символики, например, представление себестоимости продукцииспециальной формулой (математической зависимостью), вкоторой при помощи символов изображены статьи затрат.
Гипотетический метод(от греч. – основанный на гипотезе) – основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы статьдостоверно научной теорией. Он применяется при исследовании новых явлений, не имеющих аналогов(изучение эффективности новых машин и оборудования и т.п.).
Аксиматическийметод предусматривает использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории.
Эксперимент– научно поставленный опыт в соответствии с целью исследования для проверки результатов теоретических исследований.
Экспериментальные исследования могут проводиться в научной лаборатории с использованием специальной лабораторной установки или без нее, на предприятиях на действующих образцах продукции с использованием опытно-промышленной установки или без нее, в полевых условиях сиспользованием определенного набора научных средств,специальных научных приборов и оборудования.
Конкретно-научные(частные) методы научного познания представляют собой специфические методы конкретных наук.
Эти методы формируются в зависимости от целевой функции данной науки и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук.
ЛЕКЦИЯ 4.НАУЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ИЗДАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. ОСНОВЫ ПАТЕНТОВЕДЕНИЯ