Основные этапы становления и развития логики
Со времен Аристотеля и до наших дней логика насчитывает немало этапов своего становления и развития. Представим схематически лишь ключевые этапы становления и развития логики.
Логика
Традиционная Современная (симв., мат.)
Неклассическая |
Классическая |
Сфера общей практической логики Сфера теоретической логики
Как показывает схема, в становлении и развитии логики следует выделить два основных этапа: этап традиционной логики и этап современной (математической, символической) логики.
Хронологически этап традиционной логики выделяется в интервале с IV века д. н. э до появления первых работ по математической логике Дж. Булля: «Математический анализ логики» (1847), «Логическое исчисление» (1848), «Исследование законов мышления» (1854). Соответственно, этап современной логики начинается с указанных работ Дж. Булля, продолжается в наши дни и будет развёртываться в дальнейшем.
Методологически эти этапы отличаются тем, что логические теории на традиционном этапе формулируются средствами естественного языка с использованием небольшого числа переменных в процессе формализации умозаключений, в то время как логические теории на современном этапе формулируются с использованием средств точного символического языка (формализованного языка) и в завершённом виде представляются в форме исчислений, которые рассматриваются как модели точных рассуждений.
Внутри этих этапов мы выделяем следующие ключевые подэтапы становления и развития логики. В традиционной логике вслед за силлогистикой Аристотеля важным этапом является логика стоиков. В отличие от силлогистики Аристотеля, в ней впервые рассмотрены умозаключения, посылками которых являются сложные суждения и описаны свойства таких логических терминов, как «и», «или», «если… то…», «неверно, что…» («не»…). Это позволяет характеризовать логику стоиков как идейную основу логики высказываний – базового раздела современной (математической, символической) логики.
Далее важно выделить логику Пор-Рояля как важный этап становления общей практической логики. Данный этап связан с опубликованием в монастыре Пор-Рояль (недалеко от Парижа) книги под названием «Логика, или Искусство мыслить» (1662 г.), авторами которой являются теологи-картезианцы А. Арно и П. Николь. В этой книге логика впервые структурируется как учение о понятии, суждении, умозаключении, доказательстве и опровержении и в силу этого является прообразом структуры учебников и учебных пособий по современной практической общей логике.
В качестве завершающего подэтапа традиционной логики мы рассматриваем индуктивную логику Ф. Бэкона и Дж. Ст. Милля. Как известно, Ф. Бэкон в своём сочинении «Новый органон» подверг критике дедуктивную логику, указав на ограниченность дедукции как метода познания. В частности, он отметил, что дедукция не может быть логикой открытия. Эту функцию могут выполнять лишь индуктивные умозаключения, которые являются способом получения нового знания в естествознании. Более детально подход Ф. Бэкона был разработан в сочинениях Дж. Ст. Милля при описании методов установления причинных связей между явлениями, а сам этот подход в истории логики получил название «бэконо-миллевская индукция».
В современной логике принято различать классические и неклассические логики. К классическим логикам относят системы двузначной логики высказываний, идейно восходящей к логике стоиков, логику предикатов первого и более высоких порядков, в которых выполняется принцип исключённого третьего, правило снятия двойного отрицания, правило сведения к абсурду.
Соответственно, к неклассическим логикам в современной логике относят модальную, многозначную, паранепротиворечивую логики, логику квантовой механики, неклассические теории логического следования, а также двузначную логику, в которой не является законом принцип исключённого третьего, принцип снятия двойного отрицания, доказательство теорем существования методом рассуждения от противного (интуиционистская логика). Так как неклассические логики, а также логика предикатов разных порядков относятся к разряду теоретических логик, то мы в общей практической логике их не анализируем. В настоящей книге мы также не описываем различные виды правдоподобных умозаключений, укорененных в методологию открытий Ф. Бэкона и его последователей, а лишь кратко излагаем теорию простой традиционной силлогистики, основные принципы и законы общей практической логики, а также основы логики высказываний, построенной на семантическом уровне, что соответствует нашему плану изложения лишь базисной части общей практической логики. При этом как в силлогистике, так и в логике суждений (высказываний) мы выделяем правдоподобные умозаключения, сопряженные с дедуктивными умозаключениями.
В заключение отметим следующие обстоятельства. В настоящее время в России осуществляется реформа высшего профессионального образования в соответствии с Болонской конвенцией. Эта реформа предполагает существенное увеличение часов на самостоятельное изучение студентами дисциплин, преподаваемых в вузах России, и сокращение часов аудиторных занятий, в том числе и лекционных.
Причем особую методическую роль приобретает вводная лекция по преподаваемой дисциплине. В ней преподаватель обязан изложить ключевые моменты организации самостоятельной работы студента по изучению учебников, учебных пособий и дополнительной литературы по изучаемой дисциплине. В настоящей книге эта роль отводится теме «Предмет и значение логики». Эта тема изложена в виде пропедевтики ко всему учебному курсу общей практической логики.