Теории психического развития.
Биологические: Человек от природы наделен способностями, важна наследственность. Онтогенез – сокращенный филогенез. 30% наследственность, 70% среда. Особенности пренатального периода, болезни/травмы во время беременности.
Средовые: 1. Природная среда оказывает влияние. 2. Социальная (культура). Семья, воспитатели, учителя, друзья. Модели средового фактора: 1. Микросистема – ближайшее окружение. 2 Мезосистема – взаимодействие 2х и более систем. 3. Экзосистема – структуры, которые не воздействуют на ребенка, но оказывают влияние. 4. Макросистема – общая социальная среда, культура.
Периодизация психического развития по Выготскому.
Роль обучения основная в процессе развития. Закономерности развития: 1. Цикличность развития. 2. Неравномерность развития. 3. Метаморфозы развития. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. Ведущий тип общения – тот вид деятельности, который определяет наибольший успех в развитии. Ведущий вид общения –с кем общение позволяет быстрее формировать черты личности. Три группы периодизаций:
· Внешний критерий (П. П. Блонский, по смене зубов)
· Внутренний критерий (Э. Эриксон)
· Внешний + внутренний (Л. С. Выготский)
Несколько особенностей:
· Влияет социальная ситуация
· Динамика перехода неравномерна
· Кризисные и стабильные этапы чередуются:
- Кризис новорождённости (до 2-ух месяцев)
-Период младенчества (до 1-ого года)
-Кризис 1-ого года жизни
-Раннее детство (от 1-ого до 3-ёх лет)
-Кризис 3-ёх лет
-Дошкольное детство (от 3-ёх до 7-ми лет)
-Кризис 7-ми лет
-Начальная школа (от 7-ми до 12-ти лет)
-Кризис 13-ти лет
-Подростковый возраст (от 13-ти до 15-ти лет)
-Ранняя юность (от 15-ти до 17-ти лет)
-Кризис 17-ти лет
Периодизация психического развития по Эриксону.
1. Орально-сенсорная (доверие/недоверие) до 1 . 2. Мышочно-анальная (автономия/сомнение) 1-3 года. 3. Локомоторно-генитальная (инициативность/вина) 3-5 лет. 4. Латентная (компетентность/неполноценность) 6-12. 5. Подростковая (самоидентификация/ролевое смещение) 13-19. 6. Ранняя зрелость (интимность/изоляция) 20-25. 7. Средняя зрелость (забота/…) 25-60. 8. Поздняя зрелость (интеграция/отчаяние) с 60.
Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.
Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.
Кризис новорожденности.
Кризис новорождённости – это непосредственно процесс рождения. Длится период новорождённости от рождения до «комплекса оживления» (в 4-6 недель). Кризис новорождённости тяжёлый и переломный момент в жизни ребёнка.
Причины:
1. Физиологические (рождаясь, ребёнок физически отделяется от матери.Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркое освещение, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);
2. Психологические (отделяясь от матери, ребёнок перестаёт ощущать её тепло, что ведёт к появлению чувства незащищённости и тревоги.Психика новорождённого – набор врождённых безусловных рефлексов – помогают ребёнку в первые годы жизни);
Период младенчества – от 4-6 недель до 1-ого года.
Ведущий вид деятельности – эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми, то есть с теми, кто в основном ухаживает за малышом (родители, родственники). Ни одной потребности не в состоянии удовлетворить самостоятельно: кормят, одевают в чистое, перемещают в пространстве и пр.). В 1-2 месяца возникает потребность в общении (необходимо удовлетворить – развитие мышления, восприятия, движений, речи).
Новообразования:
1. Хватание (5 месяцев). Возможность манипулирования с предметами. Большое значение этот акт имеет для развития предметного восприятия. Стремление дотянуться до предмета и схватить/взять его стимулирует процесс сидения. Ситуативно-деловое общение со взрослыми (М.И. Лисина; когда сам ребёнок не может дотянуться), следовательно, возникает указующий жест.
2. Появление первого слова (речи). Речь – ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятная только близким, специфична по структуре, состоит из обрывков слов. Между взрослым и ребёнком – предметная деятельность.
3. Ходьба. (Д.Б. Эльконин; главное: 1) расширение пространства ребёнка, 2) то, что ребёнок отделяет себя от взрослого (не мама ведёт, а ребёнок маму, следовательно, разрыв старой ситуации развития).
1 месяц – поднимает подбородок;
2 месяца – поднимает грудь;
3 месяца – тянется за предметом;
4 месяца – сидит с поддержкой;
5-6 месяцев – хватает рукой предметы;
7 месяцев – сидит без поддержки;
8 месяцев – садится без помощи;
9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе;
10 месяцев – ползает с руками (опора), ходит с опорой;
11 месяцев – стоит; 1 год – ходит, держась одной рукой;
Кризис 1 года жизни.
Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей
Внешние проявления: у ребёнка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребёнок становится беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребёнок обладает. Возможности ещё являются недостаточными для удовлетворения потребностей.
Главное приобретение – своеобразная детская речь (Л.С. Выготский – автономная речь – слова, которые не совпадают с речью взрослого, с фонетической стороны; отличаются от слов взрослого по значению; общение возможно только с теми, кто понимает значение этих слов; бессвязна и состоит из ряда восклицаний); Слова становятся многозначными и ситуативными.
Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами.
Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых.
Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире.
Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
• Социальная ситуация развития на первом году жизни характеризуется тем, что все потребности удовлетворяются взрослым. В результате человек (ухаживающий за ребенком) становится центром всякой непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации. Постепенно, однако, потребности начинают кристаллизоваться на предметах окружающей среды, и сами эти предметы приобретают побудительную силу. Наиболее важным приобретением первого года жизни становится способность действовать под влиянием не только непосредственно воспринимаемых объектов и ситуаций, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений.
• Это приводит к тому, что ребенок, побуждаясь образом, всплывающим в памяти, настойчиво стремится к предмету своей потребности, обнаруживая в этих ситуациях (предмет потребности остается вне досягаемости) капризы и иные симптомы, подпадающие под определение «гипобулическая реакция» - яркие эмоциональные взрывы, проявляющиеся в том, что ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:
ü нарушение всех биоритмических процессов ( сон - бодрствование);
ü нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);
ü эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.