Характеристика кризиса трех лет
Три года – возраст открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным! В этом возрасте, мальчики уже четко осознают свою половую принадлежность, а девочки стремятся во всем подражать маме, как идеалу взрослой женщины. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет . У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.
Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.
Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.
Кризис 3 лет и реакция родителей на эту возрастную особенность - очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка.
Вопрос 19
Игра. Ранний возраст. Ранний возраст – возраст зарождения сюжетно-ролевой игры. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполнятся с предметами, для этого не предназначенными ( или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл ( т.е. направленность на получение результата) и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет ( т.е. изображение определенного события) и приятие ребенком на себя той или иной роли ( мамы, воспитательницы, парикмахера и т.д.)
Возникновение изобразительной игры и ее переход в сюжетно-ролевую игру включат ряд последовательных этапов. Первоначально взрослые обычно показывают простые действия с сюжетными игрушками – куклами, животными. Ребенок эти действия повторяет так же, как и любые другие предметные действия, «качает» куклу, «кормит» Мишку, но никакого игрового смысла этим действиям не придает. Это хорошо видно из того, что действия выполняются только с теми предметами, на которых они были показаны.
Первый шаг в развитии изобразительной игры состоит в том, что ребенок начинает переносить показанные ему действия с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы.
Перенос действий на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата: «моет руки кубиком», «измеряет температуру» палочкой. Это игровые заместители реальных вещей. Предметы-заместители используются вместо настоящих предметов. Но на первых порах ребенок не дает им игровых названий. Если его спрашивают каким предметом он пользуется, он называет заместитель.
Использование предметов-заместителей переходит в изобразительную игру, когда ребенок начинает давать им названия замещенных предметов и действовать с воображаемыми, несуществующими предметами.
Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя его роль. Принятие роли проходит те же этапы, что и использование предметов-заместителей, но это происходит обычно несколько позже. Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим собственным именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет. Потом как бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую завершается, когда ребенок принимает на себя роль раньше. Чем начинает игровые действия. Обычно это происходит в дошкольном возрасте.
Для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и на которых взрослый показывает им игровые действия. Самая важная игрушка для малыша – кукла. Ведь она «заменяет» человека и, так же как и сам ребенок может выполнять разные роли в игре. Исследования, проведенные с детьми второго-третьего года жизни, показали, что куклы, имеющие много деталей ( одежду, прическу и др.) и слишком похожие на ребенка, мало способствуют развитию сюжета и появлению ролей. Ребенок слишком увлекается выполнение предметных действий с такими куклами ( раздеванием, причесыванием и т.п.), не имеющими для него игрового смысла. Намного лучше куклы, только условно передающие основные черты человека, без лишних деталей, но зато с достаточно определенным выражением лица ( веселые, грустные). Они наталкивают ребенка на проявление отношения к себе, как к человеку, помогают ему придумать сюжеты игры.
2. Сюжетно-ролевая игра.
а) Строение игры. Игра имеет определенную тему. Дети играют в «семью», «поликлинику», «путешествия», «зоопарк» и прочее. Все это – разные темы игр. Большей частью тема игры берется из окружающей действительности, но часто возникают игры на сказочные темы ( « в Вини - Пуха», « в Белоснежку» и др.).
В соответствии с темой строится сюжет игры – это те события, которые изображаются в игре. Сюжеты игр ( за исключением самых примитивных ) включают обычно определенную последовательность событий: мама кормит дочку, затем ведет ее гулять, укладывает спать и т.д. Игры на одну и ту же тему могут иметь разные сюжеты. Например, игра в «семью» в одних случаях может включать изображение стирки, уборки, а в других – прогулки, приема гостей и др.
Разыгрывая тот или иной сюжет игры. Ребенок берет на себя определенную роль – мамы, летчика, врача и др. Как правило в играх бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе невозможно передать даже несложный сюжет – нельзя изображать маму. Если у нее нет дочки, или доктора, если ему некого лечить. Когда ребенок играет один, он берет на себя одну роль, а другие раздает игрушкам – куклам, игрушечным животным. В совместной игре, имеющей несколько участников, роли распределяются между детьми. Они делятся на главные и второстепенные. Главная роль – роль человека, который по сюжету игры руководит другими. Это – роль мамы (или папы) в семье, доктора в поликлинике, капитана на корабле.
Роль – это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее. Начинает придумывать сюжет игры.
В игре ребенка привлекает, прежде всего, возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.
Роли выполняются при помощи игровых действий. Доктор «выслушивает больного», делает ему «укол», дает указания о режиме. Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей (кормление, измерение температуры и др.), а могут быть словесными (советы больному, замечания и наставления ребенку, команды и т.п.).
В одиночной игре все разыгрывание сюжета складывается из игровых действий одного ребенка, в совместной игре – из игровых действий всех ее участников.
В игровых действиях используется игровой материал. Это – игрушки и другие предметы, при помощи которых ребенок разыгрывает роль. Главная особенность игрового материала в том, что предметы используются в игре, как правило, не в своем собственном значении, а как заместители других, настоящих предметов.
Хотя игра допускает достаточно свободное использование игрового материала, предметы-заместители совсем не обязательно должны быть похожи внешне на те настоящие предметы, которые ими изображаются. Выбор этого материала имеет большое значение. Во-первых, определенные игрушки, особенно если они представляют собой тематический набор («Доктор Айболит», «Парикмахерская» и др.), могут наталкивать детей на выполнение соответствующей роли, выбор темы и определение сюжета игры. Во-вторых, Игровой материал должен обязательно давать возможность выполнения с ними игровых действий. Когда детям предлагали поиграть в игру, где целая спичка должна была изображать маму-медведицу, половинка спички – ее сына Мишутку. А спичечный коробок – его постельку, они охотно соглашались. Однако предложение сделать Мишуткой коробок, а постелью – спичку вызвало решительные возражения: «Так не бывает».
Когда играют вместе двое или больше детей, они вступают в ролевые отношения между собой, которые определяются ролями и выражаются в ролевых действиях, обращенных друг к другу.
Кроме ролевых отношений в совместной игре проявляются реальные отношения между играющими детьми. Они договариваются о том во что будут играть, распределяя между собой роли, игровой материал, обсуждают те или иные стороны сюжета, нередко делают друг другу замечания. Иногда реальные отношения приводят к конфликту между собой и совместная игра распадается.
б) Развитие игры.
Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, «лечение». Сюжеты игр однообразны. Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.
Особенность игр младших школьников состоит в том, что среди игровых действий преобладают внешние действия, по возможности точно, буквально воспроизводящие действия изображаемых людей. Так, играя «в доктора» после того, как в детском саду побывал врач и сделал детям прививки, младшие дошкольники стараются точно повторять внешние действия врача.
В играх трехлетних детей словесные игровые действия используются сравнительно редко. Но можно их этому специально обучить.
Непосредственным толчком к началу игры у младших дошкольников служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, медицинский осмотр в детском саду), либо попавшаяся на глаза игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам человеческой деятельности.
На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста происходит значительное изменение сюжетно-ролевой игры. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к совместным. Происходит оно постепенно. Сначала ребенок проявляет интерес и внимание к игре другого ребенка, эпизодически включаются в нее на короткое время. Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками, она не дает оснований для устойчивого общения. Дети могут меняться игрушками, помогать друг другу, но потом снова расходиться, и каждый играет сам по себе.
В более длительное общении дети начинают вступать по мере развития игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Глубже проникая в жизнь взрослых, дети обнаруживают, что она постоянно протекает в общении с другими. Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых, но и взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Возникает необходимость организовывать игру, включающую несколько ролей, договориться с другими детьми. В среднем дошкольном возрасте в условиях детского сада начинают возникать небольшие группки детей (2-3) ребенка, часто играющих вместе. Их объединяет к одним и тем же темам игр.
Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр и усложняются их сюжеты. Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью
Дети стараются вести игру так, чтобы соблюдать известные им правила поведения людей в той или иной ситуации, которую отражает сюжет игры.
Совместная игра создает необходимость в развитии реальных взаимоотношений между играющими детьми. Они должны научиться договариваться между собой, решать возникающие споры и недоразумения. Однако в три-четыре года это вызывает у детей существенные трудности, из-за которых может нарушиться ход игры. Поэтому большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого. Руководство должно заключаться в организации обсуждения и решения вопросов, возникающих по ходу игры, самими детьми.
Постепенно организация и руководство играми переходят к самим детям. Но не все они в одинаковой мере в этом участвуют. Обычно наиболее активные и инициативные дети, знающие много сюжетов игр, становятся их организаторами, другие же участники остаются более пассивными.
Вопрос 20
Зарождение мышления и его развитие в раннем возрасте
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.
В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее - элементарными формами игры и рисования) и речью.
Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий, т.е. восприятие как будто бы обслуживается всеми сторонами деятельности ребенка, и поэтому ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия.
Восприятие становится ведущей функцией, заняв центральное место в развитии познавательной сферы ребенка.
На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса, - использование связи между предметами для достижения цели (например, притягивание подушки, на которой лежат часы, для того, чтобы их достать). Но подобные действия возможны лишь в самых простейших случаях, когда предметы уже связаны между собой (часы лежат на подушке) и остается только воспользоваться этой готовой связью. На протяжении раннего детства ребенок начинает все шире использовать подобного рода готовые связи. Он притягивает к себе тележку за привязанную к ней веревочку, возит каталку, толкая впереди себя прикрепленную к ней палку, и производит другие подобные действия.[6]
Гораздо важнее, что он учится выполнять те действия, где необходимо каждый раз заново связывать между собой разъединенные предметы, - это соотносящие и орудийные действия. Само по себе усвоение этих действий еще не требует работы мышления: ребенку не приходится самостоятельно решать задачу, это за него делают взрослые, которые дают образцы действий, показывают способы употребления орудий. Но, обучаясь выполнять эти действия, ребенок начинает ориентироваться на связь между предметами, в частности на связь орудия с предметом, и в дальнейшем переходит к установлению таких связей в новых условиях, при решении новых задач.
Переход от использования готовых связей или связей, показанных езрослыми, к их установлению - важная ступень в развитии детского мышления. На первых порах установление новых связей происходит путем практических проб, причем на помощь ребенку нередко приходит случайность.
Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире
Внешние ориентировочные действия, как мы знаем, служат исходным пунктом для образования внутренних, психических действий, Уже в пределах раннего детства у ребенка возникают мыслительные действия, выполняемые в уме, без внешних проб. Так, познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывается применить ее и для того, чтобы вытащить мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме. В процессе ее ребенок действовал не с реальными предметами, а с образами, представлениями о предметах и способах ихупотребления.
Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок овладевает умением решать наглядно-образным путем только ограниченный круг простейших задач. Задачи более сложные им либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане. Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений - мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщений создает усвоение речи, поскольку значения слов, пониманию и употреблению которых учат ребенка взрослые, всегда содержат в себе обобщения.
Но общепринятым значением слов дети овладевают далеко не сразу. Употребление первых простых усваиваемых слов говорит о том, что их значение крайне расплывчато и изменчиво. Ребенок часто называет одним и тем же словом совершенно разные предметы, перенося его с одного предмета на другой на основании сходства по случайным признакам, причем эти признаки могут все время изменяться.
Но подобный перенос слов не встречает поддержки со стороны взрослых, и ребенок под их влиянием усваивает более определенную связь слова с предметом. При этом нередко название предмета превращается как бы в его собственное имя: ребенок называет словом «мя» (мяч) только собственный
красно-синий мяч, другие мячи этого названия не получают.
Указания взрослых, примеры употребления ими слов - названий предметов - постоянно наталкивают ребенка на то, что общее название объединяет предметы, имеющие одну и ту же функцию, одинаковое назначение. Оказывается, однако, что предметы с одинаковой функцией слишком различны по внешним свойствам, слишком трудно выделить в них общее. Это, по-видимому, оказалось бы вовсе не доступным для ребенка, если бы на помощь не приходило усвоение предметных действий, овладение употреблением предметов в соответствии с их назначением
Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Первыми носителями обобщения становятся предметы-орудия. Усвоив способ действия с помощью того или иного орудия (палки, ложки, совочка, карандаша), ребенок пытается использовать это орудие в разнообразных ситуациях, выделяет его обобщенное значение для решения определенного рода задач. В то же время в орудии выделяются те признаки, которые важны для его употребления, остальные отступают на задний план. Научившись придвигать к себе предметы при помощи палки, ребенок пользуется затем для этой же цели любым удлиненным предметом (линейкой, зонтиком, ложкой). Все это меняет значение усваиваемых ребенком слов. Они начинают все более обобщенно отображать функцию предмета. Значение обобщения, достигаемого в действии, для возникновения обобщения в слове ярко обнаружится, если сравнить ситуации, когда слова - названия предметов даются детям сопровождаемые простым показом этих предметов и действием с ними.
У детей раннего возраста название предмета иногда очень прочно связывается с его функцией. Поэтому, сталкиваясь с новым предметом, который взрослые называют знакомым словом, ребенок может пытаться употребить этот предмет соответствующим образом в любом случае.
Вопрос 21
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра.
Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.
Младшие дошкольники (3 – 4 года) в основном играют в одиночку. Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15—20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Средние дошкольники (4 – 5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми. Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей.
В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисование.
Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.
Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов.
Старший дошкольник (5 – 7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.
В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.
Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода. Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.
Личностное развитие дошкольника включает: 1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире; 2) развитие эмоциональной и волевой сферы.
Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности.
Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники – правила взаимоотношения с другими детьми.
В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке. На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.
На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.
Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.
Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.
Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных – чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши), чувство прекрасного.
К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.
Вопрос 22