Концепции и виды вопросов в анкете.
По форме построения:закрытые (исчерпывающий перечень вариантов), полузакрытые (если ученый не уверен учел ли все варианты) – делятся на вопросы-меню и альтернативные,открытые (в маоовых опросах редки, т.к.мало ответов , их сложно интерпретировать и излишне трудоемко). По характеру постановки вопроса: прямые и косвенные. По назначению: содержательные (фактологические и относящиеся к сфере познания) и функциональные (вводные, фильтрующие, вопросы-ловушки, контрольные вопросы-степень искренности).
Прямая и косвенная техника формулировки вопросов по политической тематике. Виды, особенности использования.
Для преодоления влияния эффекта престижного фактора используют косвенную технику. Она переносит человека в альтернативную реальность. Виды: пассивная техника (как бы повел себя человек при определенных, искусственных реакциях), смещение временного интервала (если завтра выборы), фантазийные вопросы (если бы я был директором), выбор из противоположностей. Прямые вопросы используются в «зоне комфорта» респондента.
Проективная техника в вопросах на политическую тематику.
Для преодоления влияния эффекта престижного фактора используется проективная техника. Онасоздаётся на основе тестов (авторских-Роршаха:20карточек для выявления особенности личности или ТАТ:30карточек для исследования внутренних конфликтов или Розенцвейга:24 рисунка на неудачу и способов выхода из нее, а также на основе ассоциаций слов, окончании предложения, рисования фигур) и экспериментов. Метод ассоциаций – без прямых вопросов получить характеристику политика. Лучшие примеры – животные, деревья, основные предметы жизни человека (машины, выпивка). Может возникнуть проблема разности восприятий предметов у разных культур. Также используется метод неоконченных предложений. Полезным считается использование рисуночных тестов (рисунки или фотографии, которые нужно проинтерпретировать, дописать или дорисовать что-то).
Паспортичка.
Паспортичка – вопросы о возрасте, половой принадлежности, семейном положении, образовании и т.п. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортички» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов. Информация из раздела «паспортички» служит для анализа полученных ответов . Довольно часто респонденты неохотно отвечают на вопросы раздела «паспортички», поэтому лучше не начинать с вопросов такого рода. По той же причине в разделе идентификации личности последними задаются вопросы о личных доходах. Если к опросу надо привлечь лиц с совершенно определенными характеристиками, то допускается размещение ряда демографических и статусных вопросов в начале основной части анкеты. Излишне детальная «паспортичка» может вызвать у респондентов сомнения в анонимности опроса. Поэтому в нее включаются только необходимые вопросы.
47. Получение достоверной информации о возрасте, доходах и образовании респондента. Обоснование шкалы (жизненный цикл).
Влияние на достоверность оказывает степень анонимности опроса (нет ее, когда интервью по месту жительства или работы или в панельных исследования; выше, когда почтовый опрос). Вопросы демографического характера не снижают уровня возврата анкет, но оказывают влияние на степень достоверности. Под влияние фактора престижа оказывается ответы на вопросы о доходах и образовании (в данном случае форма вопроса илиусловия опроса не имеют значения, т.к. «деликатна» сама тема).
Российские исследователи предлагают следующую разбивку по возрасту: до 20, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60 и старше (шкала жизненного цикла). Чаще выделяют три градации: до29, 30-49, 50 и старше. Это позволяет без сильных смещений восстанавливать промежуточные границы. Часто задается вопрос: Сколько лет? И на этапе обработке выделяют нужное количество градаций.
Требования к формулировке вопросов в анкете. Способы контроля за качеством вопроса.
Вопрос должен быть нужным для исследования, посвящён одному объекту, не должно быть двойных отрицаний, лобовых вопросов, внушения, абстрактности, логических несоответствий, смещение в сторону оценок, отсутствие срединной позиции. Слова различного толкования недопустимы, в альтернативных-взаимоисключающие варианты ответа, необходимо пояснение по заполнению, должен быть вариант уклонение от ответа, избегание жаргонов и малораспространенных слов, вопрос не должен превышать компетентности, не должен вызывать отрицательных эмоций, должен быть нейтральным.
Контроль: интервью с умным респондентом, пилотажный опрос, передача методичского инструментария коллегам