Методы исследования возрастной психологии-
Вопросы к экзамену по психологии в весеннюю сессию 2013/2014 уч. года
1. Предмет, задачи и особенности методов исследования в психологии развития.
Возраст. Психол. – отрасль психологич науки, изучающая закономерности этапов псих развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека.
Предмет возр псих – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов (ощущение, восприятие, внимание) и качество личности (темперамент, характер, эмоциональность) развивающиеся человеком.
Задачи в п – изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей и потенциалов развития, определение особенностей психических процессов, выявление чередующихся факторов развития.
Объект изучения – человек на каждом возрастном этапе.
Особенности взаимоотношений подростков cо взрослыми и сверстниками, подростковые субкультуры.
Вопросы к экзамену по психологии в весеннюю сессию 2013/2014 уч. года
1. Предмет, задачи и особенности методов исследования в психологии развития.
Возраст. Психол. – отрасль психологич науки, изучающая закономерности этапов псих развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека.
Предмет возр псих – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов (ощущение, восприятие, внимание) и качество личности (темперамент, характер, эмоциональность) развивающиеся человеком.
Задачи в п – изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей и потенциалов развития, определение особенностей психических процессов, выявление чередующихся факторов развития.
Объект изучения – человек на каждом возрастном этапе.
Методы исследования возрастной психологии-
Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.
На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был прежде всего метод наблюдения. Исследователи (среди которых биологи и психологи Т.Тидеман, И.Тэн, Ч.Дарвин, В.Прейер) прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный ход детского развития в естественных условиях.
В истории возрастной психологии выделяются три основные стратегии.
1. Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение должно отвечать ряду требований - это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка.
2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель – установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
Эксперимент - исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Различают лабораторный (проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент(проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов).
В психологии используют два метода срезов: метод поперечного среза (в достаточно больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития), лонгитюдный метод, или ≪продольное исследование≫ (здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени).
При проведении эксперимента пользуются следующими частными методами.
Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.
Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым).
Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники).
Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.
3. В настоящее время интенсивно развивается стратегия формирующего эксперимента, введенная в психологию Л. С. Выготским. Он назвал этот методэкспериментально-генетическим, так как он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развития. Основная цель - активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами.
2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека. В это не только колличество прожитых лет, но и духовное развитие человека.
3. Условия, источники и движущие силы психического развития.
Развитие – качественные изменения психики человека во времени: появление новообразований, появл механизмов, структур, процессов психики.
Движущие силы развития личности:
· Потребности самого ребенка
· Мотивация
· Внешние стимулы деятельности и общения
Источники развития:
· Ведущая деятельность
· Ведущ тип общения (общение в результате которого формируется и закрепляются положительные черты личности)
· Кризис развития
Ведущий вид деятельности – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии позновательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.