Письмо 4. (из хроники шестого года жизни).
Я теперь могу такое сочинить!
Вы не думайте, не думайте, не думайте, что все про детей знаете. Отдали нам игрушки, а сами в них тоже играете. Кто вчера сказал, что его нет, а сам был дома? Кто сказал: “Я тебя не люблю, а потом обнимался?.. Мы же дети, играем только так: я говорю, что еду, а сам знаю, что еду понарошку, ну играю так.… Это не на самом деле.… И вы сами так делаете. Конечно, играть очень интересно: можно быть сразу и взрослым и маленьким - кем захочешь. Можно все сразу выдумать, а можно выдумывать долго-долго, медленно-медленно, только бы захотеть… Я такое могу выдумать, такое…, что никто не узнает - было это на самом деле или понарошку. Вы всегда говорите, что я вру, я даже не знаю, что это такое - я только выдумываю.
Мне надо выдумывать, иначе я не смогу понять, что на самом деле, а что понарошку…
Как я заметил, взрослые это тоже не очень хорошо знают, они не на все вопросы могут ответить.… Вот я и стараюсь задавать меньше - лучше сам придумаю, только потом не ругайте, что это неправда. Я еще не всегда понимаю, что такое правда, что такое “на самом деле было”. Мне кажется, что на самом деле все, что происходит, зависит от меня, я - самый главный, даже луна ночью за мной ходит и тень моя за мной бегает, а я от нее прячусь. Что думают другие? Это я не всегда могу отгадать - мне надо объяснять, я пойму. А вот то, что чувствуют другие, я тоже чувствую, мне бывает всех очень жалко и думаю о смерти, как ее победить…
Я могу это выдумать, тогда я ничего не боюсь, и маму могу защищать, и сам становлюсь храбрым и мудрым…”
· Ведущий вид деятельности дошкольника – в сюжетно-ролевая игра. Из псима видно, что ребенку действительно очень интересно выдумывать и играть. Режиссёрская и образно-ролевая игры становятся итогом сюжетно-ролевой игры к середине дошкольного возраста, а к 6-7 годам из неё выделяются игры с правилами. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения.
В игре дошкольники:
1) Учатся полноценному общению друг с другом, несмотря на присущий им эгоцентризм (в письме «мне кажется, что на самом деле все, что происходит завист от меня, я самый главный). Они договариваются друг с другом, предварительно или в процессе самой игры распределяя роли.
2) Развивают творческое воображение (через импровизацию в реализации замысловатых сюжетов), произвольную память, преодолевают познавательный эгоцентризм (следование своему представлению о вещах).
3) Меняют свою позицию, учатся вставать на место другого, учитывают требования роли, координируют разные точки зрения(в письме: «Что думают другие? Это я не всегда могу отгадать»).
4) Обогащают запас знаний об окружающем мире, пополняют словарный запас, совершенствуют средства выразительности (в нашем примере видно, что ребенку важно задавать много вопросов, но он опасается, что ему не ответят).
Ответ взрослого:
Привет! Какой у тебя сейчас возраст интересный! Все хочется узнать и попробовать. Ты можешь спрашивать сколько захочешь, я расскажу тебе что знаю, а если что-то не смогу, то мы вместе поищем информацию. Ты сейчас в волшебном мире и не всегда понимаешь, что существует, а что нарисовало твое воображение – не пугайся, это пройдет и ты во всем разберешься. Стал сильным и храбрым, я тебя уважаю, как взрослого. Давай придумаем игру и раздадим всем разные роли?! Вот здорово!
Письмо 5(из хроники жизни подростков).
Не узнаю себя - расту ежедневно. Все время хочется есть и спать. Презираю себя за эти прыщи, за эти руки, которые некуда девать, за эти, так называемые ноги… Кто, когда говорил, что я симпатичный. Где этот человек? Нет его?
Отупел до неузнаваемости, Что помнил - забыл, ничего запомнить толком не могу, все путается. Да и логики ни в чем нет, особенно у этих взрослых - сегодня - одно, завтра - другое. Не хочу о них - все врут и притворяются.… Так хочется от них от всех на необитаемый остров, хотя бы на недельку… Ничего ведь не понимают, ничего. Не хотел о них, да снова начал.… Думают, что просто одному - один пропадешь. С ребятами нормально, даже хорошо, балдеем, расслабляемся, конечно, без них, без взрослых. У всех свои увлечения. В основном, конечно, качалка и борьба в разных видах.
Быстрее бы вырасти, а то не знаешь толком, что еще от себя ждать, каждое утро надо с собой заново знакомиться.
Соображать вроде лучше начал, понимаю, что взрослые не всесильны. Так, грозят, прикидываются, а сами всего боятся, да и ума у них… Я бы и то лучше делал, да и делаю кое-что уже. А они заладили: “Трудные мы, трудные”. Знали бы, как нам с ними нелегко. Да тут все будущим пугают, что о нем надо думать… Я думаю, но как я могу думать о том, чего нет, его только выдумать можно как фантастику… Мы тут с ребятами пробовали - трудно придумать интересное. Бросили.
Да, мы уже взрослые, мы все можем, что и они, мы же тоже, как они. Я вот думаю, что мы их настоящее зеркало, вот они нас и боятся, вот и говорят всякие глупости, грозят, да не боюсь я ничего - не маленький…” Кто-то сказал: “счастье, когда тебя понимают”, а тут не ты себя не поймешь, а другие тем более. Попробовать заняться самовоспитанием что - ли! Силу воли потренировать! Надо себя заставить!”
· Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими(см письмо: Я презираю себя за эти прыщи, за эти руки, которые некуда девать..). Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания — и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно.
Для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.
Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья (из письма: С ребятами нормально, даже хорошо, балдеем расслабляемся), в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично (из письма: тут не ты себя не поймешь, а другие тем более». Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе.
Чувство взрослости подростка проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию (из письма: Да, мы уже взрослые, мы все можем, что и они, мы же тоже, как они). Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды,.оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.
Ответ взрослого:
Привет! Я ценю твою самостоятельность, и дисциплинированность. Мне кажется, ты можешь сам решать все что касается твоей учебы, планов на будущее, увлечений. Можешь сам регулировать свое расписание. Только не забывай о своих обязанностях в помощи родителям. Для меня очень важны доверительные отношения с тобой. Я готова прийти на помощь, тогда когда тебе понадобиться. Мы можем поговорить, что-то вместе придумать, если захочешь. Думаю, что и ты будешь рад помочь мне. Я люблю и ценю тебя, таким какой ты есть!