Не следует увлекаться цитированием; лучше излагать идеи и позиции ученых своими словами, сделав ссылки на их работы.
Введение – это, как правило, короткий раздел из 3-4 страниц.
Введение к работе, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.
Основная часть бакалаврской работы – текст, идущий за введением (до заключения).
Основная часть работы может содержать несколько разделов, в которых излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа опубликованных источников, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируются позиция, точка зрения автора (теоретическая часть); описываются проведенные обучающимся наблюдения и эксперименты, методика исследования, расчеты, анализ экспериментальных данных (собранного фактического материала), полученные результаты (практическая часть). Содержание теоретической и практической частей определяется в зависимости от профиля специальности и темы работы. Деление работы на разделы и подразделы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию.
Прежде чем писать тот или иной раздел ВКР, целесообразно продумать:
- с чего начать раздел;
- какие основные положения он должен включать;
- логику содержания разделов и их связь между собой;
- чем должен быть закончен раздел, и какую задачу он должен решить.
Первый раздел содержит обычно теоретический материал, второй – экспериментальный. Каждая раздел содержит 2-3, иногда 4 подраздела.
Важно, чтобы названия разделов и подразделов выстраивались в определенную логику. Так, в первом разделе чаще всего дается:
- общая характеристика и анализ проблемы;
- обоснование теоретических позиций автора работы;
- основные подходы к решению проблемы;
- возможные способы решения.
Второй раздел ВКР обычно посвящается проверке обозначенных подходов, способов решения в экспериментальной работе.
Название первого раздела работы может быть созвучно проблеме исследования; второго раздела – теме ВКР. Названия подразделов могут быть созвучны отдельным задачам исследования.
Рассмотрев различные точки зрения авторов по проблеме, обучающийся должен высказать собственное отношение к ним. Это обеспечивает автора возможностью осознанно вести дальнейшее исследование по избранной теме и более аргументировано формулировать рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства.
При написании текста обзора литературы автор должен раскрыть сущность явления, процесса или категории, а также изложить основные проблемы, поднимаемые по этой теме в литературе. Это важная составная часть ВКР, по содержанию которой можно судить об изученности исследуемого вопроса и о способности автора критически относиться к постановке проблем.
В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к его работе.
Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен руководящей идее, четко высказанной автором. Необходимо соблюдать логичность построения и целеустремленность изложения основного содержания. Каждый раздел ВКР должен иметь определенное целевое назначение и являться базой для последующих.
Желательно, чтобы в каждом разделе приводились краткие выводы. Это позволит четко сформулировать итоги каждого этапа исследования, освободить общие выводы по работе от второстепенных подробностей.
В тексте можно помещать необходимый графический и иллюстративный материал, не перегружая им основную часть работы (по усмотрению автора часть иллюстративного материала может быть перенесена в приложения).
В последующих разделах на основе обобщения действующих законодательных и подзаконных актов, нормативных документов, постановлений и разъяснений Верховного Суда РФ, а также накопленного опыта должен быть сделан детальный анализ современного состояния проблемы и разработаны рекомендации по ее разрешению.
При этом материалы, используемые студентом для этих целей, должны быть достоверными и полными.
Рекомендуется соблюдать равномерность деления текста основной части, т.е. разные разделы и подразделы должны быть сопоставимы по объему и отличаться друг от друга не более, чем на 50 % (например, объем разделов – 15-20 страниц, а объем подразделов – 6 страниц).
Могут быть и другие варианты построения выпускной квалификационной работы.
В заключениикратко подводятся итоги работы, формулируются основные выводы по результатам работы над выбранной темой; указываются практическая и теоретическая их значимость, возможности внедрения результатов работы, дальнейшие перспективы работы над темой. Оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключении помимо результатов говорится о том, какие вопросы остались неизученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы, и в каком направлении следует работать дальше.
Желательно дать практическую рекомендацию по использованию полученных результатов, а также определить направления для дальнейших исследований в данной сфере.
В заключении не следует повторять содержание введения, основной части работы, сделанные выводы по разделам. Заключение обычно занимает 2-3 страницы.
Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части.
6.4 Общие требования к описанию источников в списке использованных источников
Список использованных источников
В конце работы располагается список использованных источников, который позволяет автору документально подтвердить достоверность приводимых материалов и показывает степень изученности проблемы.
Список использованных источников составляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
По ГОСТ 7.1-2003 описание документа содержит ряд областей:
1)область заглавия и сведений об ответственности (название и ФИО автора или редактора);
2)область издания (особенности данного издания по отношению к предыдущему изданию того же произведения);
3)область выходных данных (место издания, издательство, дата издания)
4)область серии (заглавие серии, ФИО редактора серии, международный стандартный номер серии ISSN и др.); (данная область рекомендована).
Области описания отделяются друг от друга точкой и тире (точка, пробел, тире, пробел). В конце библиографического описания ставится точка.
Библиографические сведения указывают в описании в том виде, в каком они даны в описываемом источнике информации.
Один слеш (/) (косая линия) обозначает дополнительные сведения: организация, где выполнена работа, научный редактор, составитель, перевод с иного языка и др.
Два слеша (//) заменяют предлог «в»: в книге, в газете, в журнале.
Перед и после слеша точки не ставятся.
Прописные буквы применяют в соответствии с современными правилами грамматики того языка, на котором составлено библиографическое описание, независимо от того, какие буквы употреблены в источнике информации. С прописных букв начинают первое слово каждой области, а также первое слово следующих элементов: общего обозначения материала и любых заглавий во всех областях описания. Все остальные элементы записывают со строчной буквы. При этом сохраняют прописные и строчные буквы в официальных наименованиях современных организаций и других именах собственных.
Недопустимо, чтобы в конце строки (в тексте) оставались инициалы, а фамилия переносилась на другую строку – между И. О. и Ф. надо ставить неразрывный пробел: М.М. Бахтин. Между И. и О. пробел не ставится.
Для того, чтобы поставить неразрывный пробел необходимо: включить в меню значок «Непечатаемые знаки» (чтобы видеть этот неразрывный отступ – он получится в виде окружности, а не мочки). Для этого необходимо нажать ТРИ клавиши: «Shift», «Ctrl» и «пробел».
Между словами – один пробел. Для проверки необходимо работать с включенным значком, отображающим все знаки абзацев и других скрытых символов форматирования.