Защита дипломных работ и их количественная оценка
В день проведения защиты дипломных работ в комиссию деканом факультета представляются списки студентов, допущенных к защите, их зачетные книжки. Кафедра социальной работы представляет в комиссию дипломные работы с отзывами научных руководителей и рецензиями.
Защита является публичной и проводится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) с участием не менее двух третей ее состава. Защиту ведет председатель ГЭК или один из членов комиссии по его поручению. Процедура защиты протоколируется.
На защите присутствуют рецензент, а также научный руководитель (этот вид работы входит в учебное поручение преподавателей). Если ни одно из указанных лиц не присутствует на защите, экзаменационная комиссия вправе перенести защиту.
Процесс защиты дипломной работы предполагает:
· сообщение председателем ГЭК о студенте, допущенном к защите, теме его работы, научном руководителе и рецензенте;
· 7-минутное выступление студента о содержании дипломной работы с кратким освещением ее актуальности, новизны, практического значения, изложением выводов, практических рекомендаций, сообщением о наличии апробации работы (защита работы может сопровождаться показом иллюстративного материала);
· оглашение отзыва на дипломную работу и рецензии научным руководителем и рецензентом (при их отсутствии на защите председатель ГЭК зачитывает отзыв или рецензию);
· ответы студента на содержащиеся в отзыве и рецензии вопросы и замечания;
· ответы студента на вопросы членов ГЭК в пределах тематики работы (лица, присутствующие на защите, также могут выступить со своей оценкой работы и задать вопросы дипломнику);
· заключительное слово студента.
Решение ГЭК о количественных оценках представленных дипломных работ принимается на закрытом заседании. Присутствие председателя комиссии или его заместителя является обязательным. Решение принимается на основании большинства голосов членов комиссии. Оценка рецензента приравнивается к голосу члена комиссии. В случае если голоса членов комиссии разделились, его голос является решающим. Член ГЭК, не согласный с решением комиссии, вправе занести в протокол свое мнение.
Оценка объявляется в тот же день после составления протокола заседания ГЭК. При несогласии с оценкой студент имеет право на подачу апелляции.
Оценка «отлично» ставится за работу, написанную на актуальную тему и имеющую элементы научной новизны и / или практической значимости. В такой работе должна быть полностью раскрыта тема, глубоко проанализирована литература, использованы современные научные методики, оформление должно соответствовать предъявляемым требованиям. В сугубо исторических работах должны быть освещены некоторые современные теоретические проблемы. Теоретические работы должны быть связаны с практикой, эмпирическими или экспериментальными исследованиями. При защите выпускник должен показать глубокие теоретические знания, сообщить об апробации работы.
Необходимым условием отличной оценки работы студента дневного отделения является наличие публикации по теме дипломной работы. Наличие публикации подтверждается изданием, которое предъявляется комиссии на защите. Сведения об апробации, если таковая состоялась, обязательно должны содержаться в отзыве научного руководителя.
На «хорошо» оценивается неапробированная работа (в целом соответствующая вышеперечисленным требованиям к оценке «отлично»), в которой имеется хотя бы один из следующих недостатков:
· при раскрытии темы упущены некоторые существенные вопросы;
· не отражены современные научные данные, содержащиеся в литературе;
· недостаточно использована современная нормативная база;
· оформление не соответствует предъявляемым требованиям и т. п.
Указанные недостатки могут быть зафиксированы в рецензии или выявлены в ходе защиты. Оценка снижается также за неуверенные или неточные ответы на вопросы членов комиссии.
Оценка «удовлетворительно» ставится при двух или более замечаниях, указанных для оценки «хорошо», а также если в ходе защиты дипломник не смог убедительно ответить на заданные вопросы, показал поверхностные теоретические и практические знания, отсутствие умений четко ориентироваться в защищаемой теме.
«Неудовлетворительно» оценивается работа, выполненная на низком теоретическом и практическом уровне, не имеющая практической значимости, при защите которой дипломник не смог ответить на поставленные вопросы, а также в тех случаях, когда она имеет большое количество недостатков.
Дипломные работы, прошедшие процедуру защиты, с отзывом, рецензией и иллюстративным материалом хранятся на кафедре социальной работы.
Студент, не защитивший дипломную работу, в течение месяца отчисляется из вуза. Он имеет право на повторную защиту в течение пяти лет, но не ранее чем через три месяца. При восстановлении в вуз ему назначается повторная защита после подачи заявления на имя председателя государственной аттестационной комиссии. Повторная защита возможна не более двух раз.
Студенты, не защитившие дипломную работу в срок по уважительной причине (документально подтвержденной), могут подать заявление о назначении дополнительного заседания ГЭК, которое организуется в течение четырех месяцев после подачи заявления.
3.8. Календарный план выполнения дипломной работы
Календарный план выполнения дипломной работы построен с учетом графика учебного процесса и временем, необходимым для того или иного этапа работы.
· До 20 сентября – консультация с научным руководителем с целью согласования темы работы и планируемой практической части (тематика дипломных работ обсуждается преподавательским составом на заседании кафедры социальной работы).
· До 1 октября– утверждение формулировки темы и научного руководителя дипломной работы через письменное заявление студента, подписываемое научным руководителем и заведующим кафедрой.
· До 31 октября – определение и согласование с научным руководителем структуры работы, утверждение индивидуального плана выполнения работы.
· До 31 декабря – изучение литературы по теме работы, аналитический обзор изучаемой проблемы в литературе, представление теоретической части работы научному руководителю.
· До 10 марта – планирование, подготовка и проведение практической части работы.
· До 31 марта – обработка и анализ полученного на практике материала. Представление практической части работы научному руководителю.
· До 30 апреля – устранение выявленных научным руководителем замечаний, внесение изменений; оформление дипломной работы, включая все ее структурные части; представление научному руководителю готовой (подписанной) дипломной работы не позднее чем за 28 дней до дня защиты.
· В течение четырех недель до дня защитынаучный руководитель составляет отзыв на дипломную работу; студент регистрирует работу на кафедре; заведующий кафедрой определяет ее соответствие предъявляемым требованиям и назначает рецензента; рецензент составляет рецензию; заведующий кафедрой принимает решение о допуске работы к защите.
Несоблюдение графика выполнения дипломной работы отражается научным руководителем в отзыве на дипломную работу и учитывается на защите при принятии решения о количественной оценке.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
Курсовые и дипломные работы должны быть напечатаны на компьютере. В отношении контрольных работ, рефератов и других видов работ необходимо учитывать требования, предъявляемые каждым конкретным преподавателем (наиболее предпочтительным является печатный вариант). Предъявляемые к тезисам и статьям требования содержатся в соответствующих информационных письмах, их соблюдение носит строго обязательный характер.
4.1. Общие требования к оформлению печатного текста
Текст печатается на одной стороне белой нелиновоной бумаги формата А4. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, цвет черный, межстрочный интервал 1,5.
Поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Абзацный отступ – 5 знаков (15 мм). Текст выравнивается по ширине.
Нумерация страниц, включая приложение, проводится последовательно, номер ставится внизу страницы по центру (на титульном листе номер не ставится).
Названия основных структурных частей работы (оглавление, введение, главы, заключение, библиографический список, приложение) печатаются прописными (заглавными) буквами, разделы и подразделы – строчными. В том и другом случаях производится выделение полужирным шрифтом, точка в конце не ставится. Заголовки и подзаголовки, а также названия структурных частей и текст отделяются друг от друга интервалом. Основные структурные части работы начинаются с новой страницы, разделы и подразделы начинаются там же, где окончились предшествующие.
Использованные в работе сокращения должны быть общепринятыми (то есть – т. е., так как – т. к., таким образом – т. о. и др). Введение авторских или специфических для какой-либо сферы сокращений должно сопровождаться указанием на их соответствия. Например: интегральная индивидуальность (ИИ).
При указании фамилии того или иного исследователя в тексте работы инициалы ставятся до фамилии, между инициалами ставится пробел, инициалы и фамилия не разрываются на разные строки.
Не рекомендуется использовать в тексте работы личные местоимения «я» и «мы», а формулировать предложения в безличной форме. Например, вместо «Я провел исследование» или «Проведенное нами исследование» – «Было проведено исследование…» или «Проведенное в рамках данной работы исследование позволило…».
Работа должна быть логически структурирована, иметь целостный, законченный характер.
Текст работы не должен содержать орфографических, грамматических, пунктуационнных и стилистических ошибок, опечаток. Автор должен вычитать работу перед окончательной сдачей научному руководителю.
Работа обязательно должна быть скрепленной таким образом, чтобы ее чтение было удобным.
В установленный объем работы входят все структурные части работы, не включая приложение.
Объем курсовых работ:
· I курс д/о и II курс з/о: 20-25 страниц;
· II курс д/о и III курс з/о: 25-30 страниц;
· III курс д/о и IV курс з/о: 30-40 страниц;
· IV курс д/о и V курс з/о: 40-50 страниц;
· VI курс з/о: 40-50 страниц.
Объем дипломной работы:
· V курс д/о и VI курс з/о: 60-80 страниц.
Титульный лист
Титульный лист (Приложение 5) содержит отражение следующих элементов:
· полное наименование учредителя вуза, самого вуза, факультета, кафедры;
· тема работы (прописные буквы, полужирный шрифт, без кавычек, выравнивание по центру, точка в конце не ставится, слово «тема» не пишется);
· сведения об исполнителе (курс, группа, отделение, специальность, фамилия, полное имя и отчество), научном руководителе (должность, научная степень, ученое звание, фамилия, полное имя и отчество);
· местонахождение вуза, год защиты работы.
Титульный лист является первой страницей работы, но не нумеруется. Резолюцию «к защите» ставит на курсовых работах научный руководитель, на дипломных работах – заведующий кафедрой.
Оглавление
Оглавление – это представление всех структурных частей работы (Приложение 6), которые, естественно, должны быть озаглавлены. Заголовок позволяет в предельно краткой форме отразить содержание последующего текста, поэтому он должен быть адекватным содержанию, логически полноценным (недвузначным и непротиворечивым) и по возможности кратким, то есть не должен содержать лишних слов.
Название какой-либо главы не должно повторять название темы работы, также как подразделы – разделы и т. д. Формулировки в оглавлении должны точно совпадать с формулировками в тексте, а также отражать содержание той части работы, которую они обобщают.
Все структурные части работы, кроме введения, заключения, библиографического списка, нумеруются. В оглавлении напротив названия каждой структурной части обозначается номер страницы, с которой она начинается.
Использование ссылок
В практике используются различные варианты оформления ссылок. Кафедрой социальной работы предлагается вариант, который является наиболее приемлемым в научном сообществе в настоящее время.
Выделяется два вида ссылок – дословные (цитаты) и передача основной мысли.
Цитата (дословно взятые из литературного источника утверждение, мысль и т. д.) заключается в кавычки. При приведении цитаты в ней сохраняются все особенности источника, из которого она взята: орфография, пунктуация и т. д. После цитаты в квадратных скобках ставятся две цифры: первая цифра – порядковый номер литературного источника из библиографического списка, вторая – номер страницы. Например, В. В. Васильев пишет, что «семья как социальный институт в настоящее время терпит крах» [29; 235].
Во втором случае, если ссылка делается на работу, документ и т. п. в целом, то также используются квадратные скобки, но без указания страниц. Например, [29]. Возможно также обозначать границы страниц, в которых, например, делается тот или иной вывод. Например, [29; 35-46].
Если указанные в работе утверждение, тезис и т. п. имеются в нескольких литературных источниках, встречаются в работах разных авторов, то делается несколько ссылок: [14], [23], [37].
Не следует избегать ссылок, наоборот – их использование является проявлением уважения к авторскому праву и в целом является критерием научности работы. По сути, любое предложение, абзац, не являющиеся самостоятельными выводами автора работы, должны быть соотнесены с литературными источниками библиографического списка. В противном случае получается, что автор передает мысль, которую он «где-то когда-то от кого-то услышал».
Таблицы и рисунки
Используемый в курсовой / дипломной работе наглядный материал подразделяется на две группы – таблицы и рисунки (к последним также относятся графики, схемы и т. п.). Нумерация делается отдельно для рисунков и таблиц, носит сквозной характер по всему тексту. Если в работе имеется одна таблица или один рисунок, то они не нумеруются.
В тексте работы должны быть ссылки на все таблицы и рисунки. Например, «Численность городского населения Российской Федерации явно преобладает над численностью сельского населения (Рис. 1)». Порядок ссылок соответствует нумерации таблиц и рисунков.
Каждая таблица или рисунок должны иметь название, которое пишется строчными буквами полужирного шрифта по центру, точка в конце не ставится. Если таблица или рисунок взяты из какого-либо источника, а не являются самостоятельной разработкой автора работы, они должны сопровождаться ссылкой (в квадратных скобках сразу же после названия). В таблицах указание на тип иллюстративного материала и его название приводится сверху, в рисунках – снизу (Приложение 7).
Таблицы и рисунки должны сопровождаться всеми необходимыми пояснениями – расшифровкой использованных сокращений и условных знаков, наличием названий столбцов и строк таблицы и т. д.
Второстепенные материалы рекомендуется помещать в приложение.
Библиографический список
Библиографический список может быть единым либо содержать подразделы, например, список нормативно-правовых актов, литературных источников, периодических изданий, иностранно-язычной литературы. Обычно выделение подразделов обусловлено большим объемом использованной литературы. На кафедре социальной работы, как правило, используется выделение двух подразделов – нормативно-правовые акты и литература. В любом случае нумерация источников носит сквозной характер (это связано с рекомендуемым вариантом ссылок – под каждой цифрой должен подразумеваться только один источник).
В библиографический список могут быть включены только те источники, на которые имеются ссылки по ходу работы, т. к. в противном случае использование источника вызывает сомнение и, следовательно, указание его в библиографическом списке нецелесообразно.
Литературные источники располагаются строго в алфавитном порядке (если первая буква одинакова, во внимание берется вторая и далее). Например, 1. Иванников А.А. … 2. Иванов И.И. … Издания на иностранных языках приводятся после русскоязычных источников также в алфавитном порядке.
Основанием предъявляемых к библиографическому описанию требований является ГОСТ 7.1-2003 (Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления). Часть требований ГОСТа исключены из требований, предъявляемых к студенческим работам, ввиду нецелесообразности (а именно – сведения об ответственности, область издания, область серии и область стандартного номера).
Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях: книги, сериальные и другие продолжающиеся издания, аудиовизуальные, нормативные документы, электронные ресурсы и др.
Библиографическое описание должно составляться по определенным правилам и включать все необходимые области и элементы, приведенные в установленной последовательности (Приложение 8).
Библиографическое описание включает следующие области и элементы:
· Область заглавия содержит основное заглавие, которое приводят в том виде, в каком оно дано в предписанном источнике информации, в той же последовательности и с теми же знаками. Оно может состоять из одного или нескольких предложений. Например:
Агафонова, Н. Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов.
· Область выходных данных содержит сведения о месте и времени публикации, распространении и изготовлении объекта описания, а также сведения об его издателе, распространителе, изготовителе. Например:
– М.: Юристъ, 2002.
· Область физической характеристики содержит обозначение физической формы, в которой представлен объект описания, в сочетании с указанием объема и, при необходимости, размера документа, его иллюстраций и сопроводительного материала, являющегося частью объекта описания. Например:
. – 186 с.
. – 1 зв. кассета (50 мин.).
. – 4 электрон. опт. диска (CD-ROM): зв., цв.; в контейнере 15х15 см.
Если объектом описания является статья, то обязательно указываются как ее данные, так и описание сборника или периодического издания, частью которых она является.
При ссылках на нетекстовые ресурсы (электронные, видео и др.) необходимо указывать класс материала. Например: [электронный ресурс], [видеозапись]. Если у электронного ресурса имеется печатный аналог, он указывается наряду с данными об электронной версии.
Нормативные акты перечисляются в соответствии с их юридической силой. Нормативные акты с одинаковой юридической силой перечисляются в хронологическом порядке.
В библиографический список включаются использованные в работе материалы практики: информационные и инструктивные письма, отчеты, доклады и т. д.
Если работа сдана в печать (например, тезисы доклада автора), то это указывается в скобках после описания источника – «(в печати)».
При работе с любым литературным источником рекомендуется первоначально выписывать его исходные данные, чтобы в дальнейшем повторно не возвращаться к источнику лишь потому, что нет точных данных для оформления библиографического списка. Все данные об источнике, как правило, содержатся на второй странице книги, журнала и т. д.
Приложение
Приложения оформляются на стандартных листах А4, каждое приложение помещается на отдельной странице. В правом верхнем углу пишется слово «Приложение» и указывается его порядковый номер, если оно не одно. Нумерация приложений имеет общий для всех материалов сквозной характер.
Далее приложению дается название, которое пишется строчными буквами полужирного шрифта по центру, точка в конце не ставится (между словом «Приложение» и заголовком, между заголовком и содержанием приложения делается интервал). Если приложение имеет литературный источник, то он обязательно указывается через ссылку в квадратных скобках, которая следует сразу же после названия приложения. Если приложение размещается на двух и более страницах, то на каждой последующей странице после слова «Приложение» и его номера следует в скобках слово «продолжение».
На каждое приложение в тексте работы должна иметься ссылка. Например, «В настоящее время наблюдается естественная убыль населения – смертность превышает рождаемость (Приложение 7)». Порядок приложений соответствует порядку упоминаний о них в работе.
С оформлением приложений можно ознакомиться в разделе «Приложения» данного методического издания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ануфриев, А. В. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89, 2004. – 112 с.
2. ГОСТ 7.1-2003. Межгосударственный стандарт. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления).
3. Мардахаев, Л. В. Основы самостоятельной работы студентов: учеб.- метод. пособие. – М.: Изд-во МГСУ, 1998. – 72 с.
4. Методические рекомендации к выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальности 350500 «Социальная работа» / авт.-сост. З. В. Горинова, Т. П. Дурасанова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. – 12 с.
5. Методические рекомендации по разработке, написанию и оформлению рефератов и эссе / сост. Т. В. Букина, М. А. Молодчик, Е. Э. Окулова. – Пермь, 2002. – 29 с.
6. Новикова, С. С., Соловьев, А. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. – 496 с.
7. Положение о выпускных квалификационных работах по специальности 020400 «Психология» и методические рекомендации к их выполнению / Перм. гос. пед. ун-т; сост. А. Г. Исмагилова. – Пермь, 2003. – 33 с.
8. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Пермского государственного университета [Электронный документ] (http://www.psu.ru/psu/files/0039/0002.doc). Проверено 21.01.2005.
9. Радаев, В. В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 203 с.
10. Социальная работа. Итоговая государственная аттестация специалиста: метод. указания в помощь выпускниками / Перм. ун-т; сост. Т. И. Марголина, В. Г. Кобелева, С. И. Реутов, В. И. Катаева. – Пермь, 2004. – 48 с.
11. Справочник слушателя программы «Социальный менеджмент и социальная работа». 2003 / 2004 учеб. год. – М.: МВШСЭН, 2003. – 176 с.
12. Технологии подготовки научных работ студентов. Учеб.-метод. пособие / сост. В. Н. Бобков, Б. Ф. Усманов, В. П. Мошняга, Н. В. Акумова. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 23 с.
13. Требования к порядку прохождения и оформлению дипломных (выпускных квалификационных) работ на юридическом факультете Пермского государственного университета / Перм. ун-т; сост. Д. Н. Круглов. – Пермь, 2005. – 19 с.
Приложение 1