Метод исследования (применяемые методики)
Метод– способ достижения цели, это определенным образом упорядоченная деятельность, способ построения и обоснования научного знания. Метод – это систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблем или получения новой информации.
Методика –это совокупность приемов и операций исследования; закрепленные правила сбора, обработки и анализа информации.
Практическая значимость и апробация
Выделяют два основных направления характеристики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными данными, второе – с используемой методикой.
Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:
· решения на их основе той или иной практической задачи;
· проведения дальнейших научных экспериментов;
· использования полученных данных для подготовки/ практической деятельности специалистов социальной сферы.
Практическая значимость раскрывает результаты, которые были внедрены или предложены автором в практику социальной работы.
Например: «…Данные исследования были использованы при разработке программы помощи молодым семьям с детьми в одном из районов Пермского края…» или «…Методическое пособие, разработанное автором, используется в настоящее время специалистами муниципального комплексного центра социального обслуживания населения…».
Апробация – это формы и виды реализации исследовательской деятельности автора по практическому внедрению результатов в публикациях, выступлениях и непосредственной практической работе в социальной сфере.
Например: «…Материалы исследования были апробированы на научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной работы» в апреле 2004 года. Тезисы находятся в публикации…» или «…Имеются публикации по теме работы в следующих изданиях: материалы научно-практической конференции; сборник статей по проблеме…; журнал (газета)…».
ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ОТНОСИТЕЛЬНО ОСНОВНЫХ ВИДОВ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
Доклад
Доклад –это устное выступление на заданную тему. Время доклада занимает, как правило, 7-20 минут.
Цели доклада:
· научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме (эффективно продавать свой интеллектуальный продукт);
· донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.
При подготовке доклада важно учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение и побуждение.
В первой фазе доклада рекомендуется использовать:
· риторические вопросы;
· указание на актуальные местные события;
· упоминание о личном происшествии;
· истории, вызывающие шок;
· цитаты, пословицы;
· неожиданное для слушателя начало доклада.
Главная цель первой фазы – привлечь внимание слушателей к докладу, длительность данной фазы минимальна.
Центральное место в докладе занимает информация. Она должна быть новой и понятной. Важно не только сообщить слушателям информацию, но и убедить их в правильности своей точки зрения.
Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы:
· обобщение;
· прогноз;
· цитата;
· пожелания;
· объявление о продолжении дискуссии;
· просьба о предложениях по улучшению доклада.
Тезисы доклада
Тезисы доклада– это краткое изложение какой-либо идеи или основных мыслей доклада. Их представляют для предварительного ознакомления с докладом и опубликования. Требования к тезисам докладов на научно-практических конференциях содержатся в информационных письмах. Как правило, тезисы излагаются на 2-3 страницах машинописного текста и содержат 5-7 пунктов. Тезисы могут содержать ссылки на первоисточники (если имеются цитаты) или на авторов концепций и теорий.
Научная статья
Научная статья – научное сообщение небольшого объема (около 8-10 страниц машинописного текста с минимальным количеством графического материала), в котором излагаются материалы о проведенной научно-исследовательской работе. Обычно научная статья публикуется в журнале или сборнике.
За основу журнальной статьи можно взять композицию научного доклада. В статье выделяются следующие пункты:
· заголовок;
· вводные замечания;
· краткие сведения о методике исследования;
· анализ собственных научных результатов и их
обобщение;
· выводы и предложения;
· библиография.
Следует подчеркнуть, что в научной статье, в отличие от доклада и тезисов доклада, необходимо обязательно делать ссылки на цитируемые источники, чтобы исключить голословность фактов и усилить аргументацию.
Эссе
Эссе – письменная реферативно-аналитическая работа, освещающая современное состояние конкретной научной проблемы и раскрывающая перспективы и пути ее решения.
Эссе представляет собой сжатое изложение какого-либо вопроса, отражающее индивидуальную позицию автора.
Цели эссе:
· развитие навыков самостоятельного творческого мышления;
· выработка навыков аргументирования, умения противопоставлять тезисы при анализе ситуации;
· обучение кратко и последовательно излагать свои мысли.
Выполнение данного вида работ требует от студентов умения анализировать материал, размышлять на заданные темы и в краткой форме излагать свои мысли.
В эссе студент должен определить свое отношение к рассматриваемой проблеме, дать собственное решение поставленной задаче.
В зависимости от специфики дисциплины эссе могут значительно дифференцироваться. В форме эссе может быть представлен анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из СМИ, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми пояснениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему и др.
Критерии оценки эссе:
· соответствие содержанию темы;
· обоснованность, четкость, лаконичность;
· самостоятельность выполнения работы (наличие индивидуальной позиции автора);
· соответствие формальным требованиям.
Возможные варианты вопросов для эссе
Методические приемы | Примеры |
Сравнение | Укажите сходства и различия между… |
Причина и эффект | Каковы главные причины… Каков наиболее вероятный эффект… |
Объяснение | Объясните, почему вы согласны или не согласны с утверждением… |
Обобщение | Сформулируйте принципы, которые могут объяснить следующие события… |
Создание | Что если… |
Применение | Опишите ситуацию, которая иллюстрирует принцип… |
Анализ | Найдите и исправьте ошибки. Обоснуйте ответ. |
Синтез | Предложите доказательства того, что… |
Оценка | Оцените сильные и слабые стороны…. |
Предлагаемый порядок работы над эссе:
1. Найти 3-5 источников по теме эссе.
2. Прочитать и обобщить изученный материал.
3. Выбрать наиболее важные, с точки зрения автора, моменты и составить набросок эссе (общие положения, цитаты, графики, схемы и др.).
4. Оценить, раскрывает ли предварительный вариант тему эссе.
5. Сделать акцент на тех положениях, которые отражают индивидуальный подход студента.
6. Проконсультироваться при необходимости с преподавателем.
7. Оформить работу и сдать ее.
Рекомендации по структуре эссе
Как правило, любая письменная работа, в том числе эссе, содержит 3 части: введение, в котором в зависимости от темы раскрывается актуальность работы или кратко излагаются основные положения, формулируется цель написания работы. Объем введения для эссе – 3-5 предложений.
В основной части раскрывается заданная тема. Объем – 2-4 страницы. При написании текста эссе следует выражать свои мысли кратко, лаконично, логично. Одно предложение должно содержать не более одного блока информации. Желательно, чтобы в одном абзаце рассматривалась одна тема. Следует избегать длинных предложений, неизвестных слов и понятий. Необходимо обращать внимание на такие слова, которые помогают облегчить понимание информации, придают работе логичность и законченность (например: в дополнение, кроме того, также, помимо этого, более того, тем не менее и др.).
Использование графического материала, таблиц, диаграмм должно быть согласовано с преподавателем и отвечать теме эссе.
За излишний объем информации оценка может быть снижена.
Цитирование в эссе не запрещается. Объем цитаты не должен превышать двух предложений. Ссылка на первоисточник обязательна.
В заключении подводится итог проделанной работе. Объем заключения – 3-4 предложения. При написании заключения можно использовать следующие конструкции: в заключение, таким образом, следовательно, значит, по этой причине, в результате, как показано выше, итак и др.
Чтобы эссе читалось легко и с интересом, следует избегать вычурных, витиеватых предложений и выражений.
Написание эссе предполагает возможность студенту дать собственное понимание той или иной проблемы (концепции, идеи).
Реферат
Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов по выбранной теме исследования.
Это самостоятельная работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой темы; приводит различные точки зрения ученых и специалистов, делает выводы, обобщения. Выбор темы реферата осуществляется преподавателем или студентом в рамках изучаемой дисциплины, исходя из интересов студентов. Прежде чем выбрать тему реферата, студенту необходимо определить: над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.
При определении темы учитывается ее актуальность, научная разработанность, наличие базы источников, опыт практической деятельности, а также начальные знания студента и его личный интерес к выбору проблемы.
Цель реферата–приобретение студентами навыков самостоятельной работы по подбору, изучению, анализу и обобщению литературных источников.
Объем реферата составляет 7-15 страниц машинописного текста (в зависимости от требований преподавателя).
Критерии оценки реферата:
· соответствие содержанию темы;
· полнота использования источников;
· соответствие оформления реферата стандартам.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по изученным темам.
Процесс написания реферата состоит из следующих этапов:
1. Подбор литературы по выбранной теме и ознакомление с ней.
2. Составление плана реферата.
3. Изучение литературных источников.
4. Написание текста реферата.
5. Оформление реферата.
Реферат пишется на основе тщательно проработанных литературных источников (рекомендуемое количество – 8-15).
Характеризуя содержание реферата, необходимо отметить следующее.
Во введении должны быть отражены цель написания реферата, задачи, которые ставит перед собой студент. Следует коснуться содержания отдельных разделов работы, охарактеризовать в общих чертах основные источники, которые послужили базовым материалом для написания реферата. Объем введения – 1-3 страницы.
В основной текстовой части рассматриваются основные вопросы реферата. Здесь даются ключевые понятия и положения, вытекающие из анализа теоретических источников (точки зрения, модели, концепции), документальных источников и материалов практики, экспертных оценок по вопросам исследуемой проблемы, а также результатов эмпирических исследований. Реферат отражает результаты научных исследований и предполагает творческий поиск автора.
Основная часть реферата может состоять из 2-3 глав, которые, в свою очередь, могут быть разделены на 2-3 параграфа каждая. Изложение материала должно быть последовательным и логичным, а также фактологически верным. Оно также должно быть конкретным и полностью оправданным. При этом важно не просто переписывать первоисточники, а излагать основные позиции по рассматриваемым вопросам. В конце каждой главы (параграфа) обязательно делаются краткие выводы.
В заключении (1-3 страницы) следует сделать общие выводы в соответствии с целью и задачами реферата и кратко изложить изученные положения (представить содержание реферата в тезисной форме). В заключении отражаются объективные практические рекомендации по разрешению исследуемой проблемы в рамках сферы управления, значимые для региона или государства.
После заключения необходимо привести список использованной литературы.
Курсовая работа
Курсовая работа – это самостоятельное, выполненное под руководством преподавателя кафедры, поисковое исследование. Оно содержит в себе теоретические и практические составляющие, полученные студентом в рамках изучения цикла предметных дисциплин и подведения итогов практики.
Выполнение курсовой работы – один из важнейших видов учебной деятельности студентов. Она пишется по одной из учебных дисциплин государственного образовательного стандарта и имеет своей целью глубокое изучение различных аспектов социальной работы с учетом избранной специализации. В процессе написания курсовой работы студент овладевает методами научного исследования, приобретает умение применять полученные знания на практике.
Отлично справляются с этим видом учебной работы те студенты, которые проявляют личную организованность, работают методично, по плану, систематически консультируются с научным руководителем.
Студент при подготовке курсовой работы получает возможность самостоятельно разобраться с проблемными вопросами по выбранной теме, творчески подойти к их решению, осмыслить имеющийся отечественный и зарубежный опыт.
Выполнение курсовой работы преследует следующие цели:
· привить студентам навыки самостоятельной работы с литературными источниками, статистической отчетностью, нормативно-справочной документацией;
· научить студентов самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал;
· выработать у студентов умение делать на основе анализа материала соответствующие выводы по теме исследования;
· развить у студентов умение излагать свои мысли научным языком, правильно оформлять работу.
Уровень курсовой работы определяется степенью ее соответствия ряду требований:
· к выбору тематики, предмета и объекта исследования;
· к содержанию и форме подачи материала;
· к правильности оформления работы.
Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и составных элементов. Как правило, курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении:
· обосновывается актуальность выбранной темы;
· раскрывается научная новизна;
· освещается уровень разработанности темы в научной литературе (кратко описываются использованные библиографические источники);
· выделяется проблема исследования и гипотеза (если работа включает проведение эмпирического исследования);
· формулируются цель и задачи работы;
· определяется объект и предмет;
· характеризуются методы исследования (либо делаются ссылки на исследования, проведенные ранее автором или другими специалистами).
Если курсовая работа была апробирована на практике, если автор выступал на научно-практических конференциях или научных кружках /обществах / семинарах и / или имеет публикации, то это также должно быть отражено во введении.
В основной части подробно раскрывается содержание исследуемых вопросов. Она может состоять из 2-4 глав, каждая из которых может быть разделена на 2-3 параграфа.
Тему курсовой работы студент выбирает из перечня, предложенного научными руководителями и утвержденного заведующим кафедрой, либо формулирует сам, согласуя с научным руководителем. Рекомендуется следующее направление выбора тем курсовых работ:
· на 1 курсе дневного отделения / 2 курсе заочного отделения – исторический аспект проблемы;
· на 2 курсе дневного отделения / 3 курсе заочного отделения – теоретические аспекты проблемы;
· на 3 курсе дневного отделения / 4 курсе заочного отделения – технологии работы с определенными категориями населения (клиентами) либо технологии работы в определенных учреждениях социальной сферы;
· на 4 курсе дневного отделения / 5 курсе заочного отделения – управленческий аспект проблемы;
· на 6 курсе заочного отделения – итоговая курсовая работа, являющаяся подготовительной для последующего написания дипломной работы.
Теоретическая часть работы выполняется на основе изучения научных источников, нормативно-правовых документов, данных статистической отчетности, содержит характеристику теоретических и методических вопросов, анализ точек зрения в специальной литературе, обзор и оценку отдельных мнений и положений авторов.
В практической части курсовой работы исследуются прикладные аспекты проблемы. Основой практической части могут быть результаты прохождения практики студентами, изучения фактических материалов и практических примеров, реализации социальных проектов, проведения эмпирических исследований и т. д.
Для студентов 2-3 курса дневного отделения / 3-4 курса заочного отделения при написании курсовой работы желательно проведение социально-психологического / социологического исследования по рассматриваемой теме. На 4 курсе дневного отделения / 5-6 курсе заочного отделения наличие исследования обязательно.
В курсовых работах рекомендуется отражать следующие аспекты, связанные со специализацией «Социально-правовая поддержка населения»:
· анализ зарубежной, федеральной, региональной и муниципальной практики социальной работы в отношении рассматриваемой проблемы;
· анализ действующего международного, зарубежного, федерального, регионального и местного законодательства в рассматриваемой области науки и практики;
· приведение статистических данных по теме курсовой работы.
Изложение каждой части курсовой работы (параграфа и главы) должно завершаться краткими выводами, обобщением.
В заключении студент делает выводы по теме работы, дает рекомендации по совершенствованию существующего проблемного положения, говорит о возможности и перспективах дальнейшей разработки темы исследования.
Все части курсовой работы могут быть проиллюстрированы таблицами, схемами, графиками, которые обязательно должны сопровождаться ссылками на первоисточники. Часть графических материалов может быть помещена в приложение(что желательно, т. к. приложение не входит в общий объем работы).
Курсовая работа обязательно должна содержать список использованной литературы (библиографический список), состоящий из 15-40 источников в зависимости от курса. В работе должны быть использованы нормативно-правовые акты, монографии по проблеме, статьи из научных изданий, источники статистических материалов (статистические сборники, материалы эмпирических исследований), документы научно-практических конференций, публикации периодической печати, электронные документы. Использование учебников и учебных пособий ограничено требованиями учебно-методического объединения по образованию в области социальной работы 3-5 наименованиями.
Дипломная работа
Дипломная работа завершает подготовку специалиста и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи в условиях реальной профессиональной деятельности. Она является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускника.
Основными целями дипломной работы являются:
· систематизация, закрепление и углубление теоретических и практических знаний студента по специальности «Социальная работа» и применение этих знаний при выполнении конкретных практических задач;
· развитие навыков самостоятельной научной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и задач;
· выявление степени подготовленности студентов к самостоятельной практической деятельности.
Дипломная работа является, как правило, итоговым завершением написанных ранее курсовых работ.
Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, быть ориентированной на практическую деятельность по профилю избранной специальности. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы из предложенного выпускающей кафедрой списка тематики дипломных работ. Он может также предложить свою тему с обоснованием актуальности ее разработки.
Дипломная работа выпускника должна соответствовать следующим требованиям:
· отражать новизну рассматриваемой темы, ее актуальность, а также демонстрировать творческий подход в решении проблемы;
· быть связана с решением недостаточно изученных вопросов или проверкой и уточнением данных, полученных в исследованиях других ученых;
· содержать четкую формулировку цели, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования;
· полно и логично раскрывать тему, содержать изложение авторских выводов и предложений;
· отвечать всем требованиям к организации и проведению исследования, а также к оформлению научного аппарата.
Структура дипломной работы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
7. Приложения.
Во введенииотражаются следующие моменты:
· кратко обосновывается актуальность темы работы (ее злободневность, острота);
· определяется ее значимость для науки и практики социальной работы;
· освещается степень разработанности темы в научной литературе (дается краткий обзор литературы);
· формулируется научная новизна;
· ставятся основные исследовательские и социальные проблемы;
· формулируется гипотеза, если работа предполагает проведение эмпирического исследования;
· формулируется цель и задачи работы;
· определяется объект и предмет;
· описываются использованные при выполнении работы методы и методики эмпирического исследования и обработки данных, а также результаты работ, ранее проведенных другими исследователями;
· описывается структура работы.
Одним из требований к дипломной работе, претендующей на отличную оценку, является наличие публикаций по теме работы, выступлений автора на научно-практических конференциях и семинарах. В случае если тезисы или статьи еще не опубликованы, но приняты к публикации в соответствующие сборники (сборники материалов конференций или сборники научных трудов), то об этом обязательно делается упоминание во введении.
Основная частьдипломной работы условно может делиться на теоретическую и практическую части. Основная часть состоит из 3-4 глав, каждая из которых включает в себя 2-4 параграфа. Каждый раздел (глава и параграф) раскрывает тот или иной аспект темы, соответствует заявленным в оглавлении пунктам и обязательно должен завершаться обобщающими выводами.
В основной части излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы, дается всесторонний анализ и интерпретация собранного фактического материала, описываются проведенные наблюдения и эксперименты, результаты практики студентов в учреждениях социальной сферы.
В дипломной работе обязательно должен содержаться материал по теории вопроса и практике социальной работы (зарубежной, отечественной, региональной) относительно выбранной темы. Следует использовать материалы, собранные в период преддипломной практики, а также документы учреждений социальной сферы Пермского края и г. Перми (либо других городов и районов области).
В дипломной работе допускается использование методических пособий, информационно-аналитических и статистических данных различных учреждений социальной сферы. Приветствуются методические и иные разработки студентов по теме работы, апробированные в различных социальных организациях (они должны быть приведены в приложении).
В соответствии со специализацией «Социально-правовая поддержка населения» дипломная работа должна отражать и правовые аспекты темы, в ней должен содержаться анализ нормативно-правовых актов (международных, федеральных, региональных, местных, ведомственных) либо организационно-распорядительных документов учреждений и организаций.
Для дипломной работы является обязательным наличие научного эмпирического (социально-психологического и / или социологического) исследования по теме работы, проведенного автором. В тексте работы должны быть освещены следующие моменты:
· постановка проблемы, выдвижение гипотезы, постановка цели и задач, формулирование объекта и предмета исследования;
· характеристика выборочной совокупности, изложение программы исследования, описание методов сбора эмпирического материала и его обработки;
· представление результатов, их анализ и интерпретация;
· формулирование выводов, соотнесение их с поставленной гипотезой;
· составление рекомендаций на основе проведенного исследования.
Формы опросников, схемы обработки методик, бланки ответов, таблицы с первичными данными, таблицы математико-статистической обработки результатов и т. д. помещаются в приложения работы. Необходимые структурные составляющие представления результатов эмпирического исследования приведены в Приложении 2.
В заключенииподводятся итоги всего исследования, излагаются выводы и практические рекомендации по изученной проблеме, указывается их значимость, возможность применения результатов на практике и перспективы работы над темой в будущем.
Библиографический списокдолжен содержать не менее 50 источников, использованных автором в процессе написания дипломной работы. Библиографический список оформляется в соответствии с выходными данными книги (они печатаются, как правило, на 2-й странице книги либо на последней странице).
Рекомендуется при подготовке дипломной работы использовать следующие источники (они представлены в последовательности, принятой в научной литературе):
· международные нормативно-правовые акты;
· законы (федеральные, региональные, местные);
· нормативно-правовые акты министерств, ведомств, иных государственных органов и органов местного самоуправления;
· специальная литература по исследуемой тематике (монографии, диссертации и дипломные исследования);
· статистические сборники;
· данные эмпирических исследований;
· документы научно-практических конференций;
· материалы архивов;
· публикации периодической печати;
· Интернет-ресурсы.
При оформлении библиографического списка рекомендуется группировка и расположение источников в следующем порядке:
1. Нормативные акты (располагаются в установленном порядке).
2. Литература (располагается в алфавитном порядке фамилий или заглавий книг и статей, если автор не указан или их несколько).
Приложение содержит данные исследований (как автора, так и других специалистов и исследователей), материалы практики, графики, схемы, таблицы, рисунки, образцы документов, тексты законов и др. На все представленные в приложениях материалы должны быть приведены ссылки на первоисточник.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К КУРСОВЫМ И ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ
Соблюдение организационных требований является, во-первых, одним из факторов качественного выполнения курсовых и дипломных работ и, во-вторых, учитывается при вынесении решения о количественной оценке работы.
3.1. Выбор и утверждение темы и научного руководителя
Тематика курсовых и дипломных работ, предлагаемая для изучения студентам специальности «Социальная работа», утверждается на первом в учебном году заседании кафедры. Перечень тем с указанием преподавателя, в чей круг интересов они входят, находится на кафедре социальной работы. Темы должны быть актуальными, соответствовать современному состоянию науки, перспективам ее развития и требованиям практики.
Выбор и утверждение темы и научного руководителя курсовой работы студентами I курса дневного отделения осуществляется следующим образом. Из предлагаемых преподавателями тем научных работ студент выбирает соответствующую своим интересам. Студент может предложить свою тему, обосновав ее целесообразность. В установленное для еженедельных консультаций время (график консультаций размещен на стенде кафедры) студент согласовывает свои предложения с научными интересами и возможностями преподавателя. В случае если между студентом и преподавателем складывается договоренность о взаимном научном сотрудничестве, студент до 1 октября пишет заявление (Приложение 3, без указания предыдущих тем). Заявление подписывает студент и научный руководитель, после чего оно передается на утверждение заведующему кафедрой. Подписанное заявление хранится на кафедре. Студент обязательно должен удостовериться, что тема работы и научный руководитель утверждены. Только в этом случае можно начинать работать над изучением указанной в заявлении темы.
Студенты II-V курса дневного отделения при продолжении сотрудничества с тем же научным руководителем, что и в предыдущем учебном году, составляют письменное заявление не позднее 1 октября с указанием темы курсовой / дипломной работы и научного руководителя, а также с перечислением тем и руководителей за предыдущие годы обучения (Приложение 3). Заявление подписывает студент, научный руководитель, заведующий кафедрой.
Намерение сменить научного руководителя отражается в заявлении (Приложение 4).
Выбор и утверждение темы и научного руководителя курсовой работы студентами заочного отделения осуществляется аналогичным образом с разницей лишь в графике. Заявление составляется во время весенней сессии предыдущего учебного года. Студенты V курса указывают в заявлении одновременно тему курсовой работы на VI курс и тему дипломной работы. При выборе научных интересов студентам заочного отделения рекомендуется учитывать сферу практической деятельности.
Смена научного руководителя и / или темы работы в течение учебного года разрешается только в исключительных случаях по письменному заявлению студента с указанием причины и не позднее чем за три месяца до защиты. Заявление подписывает студент, научный руководитель, заведующий кафедрой.
Научное руководство
Научное руководство курсовыми / дипломными работами студентов специальности «Социальная работа» осуществляется преподавателями (штатными и совместителями) кафедры социальной работы (этот вид работы входит в учебное поручение преподавателей). Научный руководитель закрепляется за студентами одновременно с утверждением тем курсовых / дипломных работ.
Преподаватель может отказать студенту в научном руководстве в случае несовпадения их научных интересов либо при превышении установленной преподавателю учебной нагрузки. В спорных случаях решение о назначении научного руководителя осуществляет заведующий кафедрой.
Преподаватель имеет право руководить не более чем пятью работами в одной студенческой группе (данная норма учитывается при составлении учебных поручений преподавателям).
Научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов предполагает:
· помощь в выборе и формулировании темы работы, осмыслении ее содержания, составлении плана;
· рекомендации по подбору литературы и методике ее изучения;
· консультации по содержанию, стилю и оформлению работы;
· помощь в посещении научных центров, практических учреждений, сфера деятельности которых имеет отношение к теме работы;
· консультации по участию в конференциях, опубликованию тезисов и статей;
· организацию и руководство преддипломной практикой;
· осуществление контроля за выполнением календарного плана выполнения работы;
· чтение подготовленных работ, указание на имеющиеся недостатки и помощь в их устранении;
· присутствие на защите курсовых работ (либо написание отзывов);
· составление отзывов на дипломные работы, присутствие на защите дипломных работ.
Отзыв научного руководителя