Отличие игры от учебной и трудовой деятельности.
1. Мотивация. Игровая деятельность соответствует желанию, интересу.
2. Игра носит регламентированный характер.
3. По конечному продукту деятельности.
Значение игры в психическом развитии ребенка.
1. Удовлетворяется потребность ребенка в самостоятельности
2. Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление). Они становятся произвольными.
3. Стимулирует развитие речи
4. Развиваются волевые качества (подчиняются игровым правилам)
5. Закладываются свойства личности
Сюжетно-ролевая игра являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, определяет позицию ребенка и его восприятие мира, характер общения и отношений со взрослыми и сверстниками, формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста.
Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка:
- развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка;
- преодоление познавательного «эгоцентризма»;
- развитие идеального плана;
- развитие произвольности действий.
Развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка. Основные новообразования мотивационно-потребностной сферы определяются тем, что игра является ориентировкой ребенка в мире социальный отношений, результатом такой ориентировки является – формирование у ребенка новых социальных мотивов:
- стремление к общественно значимой и социально оцениваемой деятельности;
- мотив занять новую социальную позицию.
Эти важнейшие социальные мотивы, обеспечивают психологическую готовность ребенка к поступлению и обучению в школе.
Л. С. Выготский считал, что в игре формируется первичное соподчинение мотивов, формируются «волевые мотивы», причем сознательный выбор, волевой выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами, в случае отрыва субъекта от наглядной ситуации собственно выполнения действия.
Преодоление познавательного «эгоцентризма».
По мнению Ж. Пиаже, сюжетно-ролевая игра создает возможности преодоления познавательного «эгоцентризма» как абсолютизации собственной познавательной позиции и невозможности ее координации с другими познавательными перспективами. Принятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций участников и точек зрения на игровой предмет и роль партнера. В процессе игры дети должны учитывать позиции друг друга в соответствии с ролевыми отношениями, практикой действий с предметами в соответствии с приданными им игровыми и реальными значениями. Такая практика координации приводит к преодолению эгоцентризма.
Развитие идеального плана.
Л. С. Выготский значение детской игры видел в формировании опосредствования и тем самым в коренном преобразовании сознания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, в формировании идеального плана сознания. Д. Б. Эльконин, опираясь на идеи П. Я. Гальперина о закономерностях функционального развития деятельности, рассматривал игру как естественную, стихийно сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику поэтапной отработки умственных действий. Функциональное развитие игровых действий осуществляется от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем к умственным действиям. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.
Развитие произвольности действий.
Игра, как деятельность, требующая от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу для выполнения принятой роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение, осуществляемое и контролируемое ребенком в соответствии с образцом и правилом, становится доступным ему благодаря принятию на себя роли и взаимному контролю выполнения игровых ролей со стороны участников игры. Качество произвольности, благодаря игре, приобретает сенсомоторные функции, память, поведение.
В дошкольном возрасте в контексте продуктивных видов деятельности моделирующего характера происходит усвоение ребенком системы сенсорных эталонов и соответствующих им перцептивных действий обследования. Общие закономерности развития познавательных способностей определяются развитием использования сенсорных эталонов (цвета, формы и др.) и овладением наглядным моделированием.
Центральное новообразование дошкольного возраста - наглядно-образное мышление. Основу развития наглядно-образного мышления составляет развитие видов деятельности наглядно-моделирующего типа и ориентировочно-исследовательской деятельности детей. Память дошкольника начинает приобретать черты опосредствования - ребенку становится доступно использование знаковзнаков для произвольного запоминания.
Речевое развитие в дошкольном возрасте характеризуется развитием функции планирования и регуляции деятельности в форме «речи для себя»; началом формирования контекстной речи, т. е. речи, содержание которой может быть понято без опоры на ситуацию.
В сфере личностного развития важнейшими новообразованиями являются:
- первичное соподчинение и иерархизация мотивов;
- формирование новых мотивов, в том числе мотива социального признания взрослыми и сверстниками. «Феномен горькой конфеты», описанный А. Н. Леонтьевым, свидетельствует о начале соподчинения мотивов, преобразовании сознания и рождении личностного смысла.
Развитие самооценки связано с выделением различных параметров когнитивной оценки Я и начало дифференциации Я-реального, Я-идеального и Я-зеркального.
В области морального развития происходит формирование внутренних этических инстанций, включающих систему моральных образцов поведения и требований к ребенку со стороны взрослых. Ребенок становится субъектом моральной саморегуляции, причем значимым условием является усвоение общественных моральных образцов.
Эмоциональное развитие характеризуется развитием социальных эмоций и качественной перестройкой аффективной сферы, где эмоции приобретают прогнозирующий, предвосхищающий характер. Эмоции начинают выполнять регулятивную функцию. Развитие эмпатии, сопереживания и понимания чувств и состояний другого человека дошкольником становится важным регулятором его поведения в моральных дилеммах.