Формы научного познания, их взаимосвязь в исследовательском процессе. Алгоритмическая структура процесса познания.

Формы научного познания. Научное познание как сложный, динамичный процесс получения искомого знания, включает ряд закономерных этапов, каждому из которых соответствуют свои познавательные формы отражения природы объекта. К основным формам научного познания относятся: проблема, гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира. Исходным этапом развертывания любого нового цикла познания является определение проблемы.

Научная проблема – это определенное противоречие между теорией и практикой или между различными составными частями теории. Наиболее характерным содержанием научных проблем является отсутствие знаний, необходимых для обеспечения актуальных потребностей общества или решения задач общественного развития (например ликвидации "озоновых дыр", поиска новых источников энергии, создания экологически чистых технологий и т.п.). Формулировка проблемы должна характеризовать несоответствие или недостаток существующих знаний требованиям теории и практики.

Гипотеза – предположение о возможных причинах возникновения проблемы и способах ее разрешения. Предположительный характер гипотез дал повод некоторым ученым для их недооценки в познании. Так И. Ньютон заявлял: "Гипотез не измышляю". На самом же деле, несмотря на предположительность и возможную недостоверность гипотез, они являются необходимым мостом для движения от незнания к знанию. Теории, составляющие фундамент современной науки, исторически зарождались как правило в виде гипотез. Так например, гипотеза М. Планка о том, что излучение энергии происходит не непрерывно, а определенными дискретными порциями – квантами положила начало развитию квантовой теории. В отличие от простой догадки научная гипотеза представляет собой обоснованное предположение, согласованное с фактами, относящимися к проблеме, позволяющее предвидеть новые, еще неизвестные явления, свойства, закономерности. Обычным в науке является возникновение нескольких гипотез (версий) исследуемого явления (проблемы). Для их проверки, подтверждения или опровержения необходимо аргументированное доказательство, важную роль в котором играют факты.

Научные факты – это результаты целенаправленного наблюдения (экспериментирования) над объектом. Главным качеством научных фактов является их достоверность. Фактам присуще также качество инвариантности, т.е. относительной независимости от теоретической системы, в которую она включены. Гипотезы и теории могут отвергаться, но факты, на основе которых они построены, остаются научным достоянием и переходят из одной системы знания в другую. Накопление фактов создает основу для формирования теоретических обобщений, выявления законов природы и общества.

Научные законы – это положения, отражающие объективные, существенные, устойчивые связи и качества явлений действительности. Широко известными примерами законов являются закон всемирного тяготения И. Ньютона, периодический закон, установленный Д. Менделеевым в химии, законы Ампера, Кирхгофа в физике и др. Развитие достоверных гипотез, обоснование их фактами, выявление относящихся к ним законов и установление других положений приводит к перерастанию гипотез в теории.

Научная теория – это система обобщенного, достоверного знания, описывающая и объясняющая определенную предметную область. Главными качествами, характеризующими научную теорию, составляющими ориентирующий идеал при ее построении, являются: системность, т.е. всесторонность и целостность отражения объекта, ориентированность на решение научных и практических проблем; концептуальность, т.е. проведение определенных стержневых идей, принципов во всех разделах теории; достоверность (доказательность); объяснительный потенциал, т.е. широта сферы объясняемых явлений; предсказательный потенциал – способность предсказывать поведение и развитие объекта; методологичность – наличие развитой системы методов описания, объяснения прогнозирования, диагноза, моделирования объекта.

Как видно из характера рассмотренных форм научного познания, их последовательность является не случайной. Поэтапное движение исследования по схеме: проблема гипотеза факт закон научная теория отражает закономерный цикл реального процесса познания.

Научная картина мира является обобщением множества теорий, описывающих существующие формы бытия. Так например, в результате обобщения теорий, отражающих отдельные формы (уро-вни) материи, в науке сформировались физическая картина мира, химическая, биологическая, геологическая и др. картины мира. Обобщение этих "региональных" научных картин в глобальную научную картину мира осуществляется философией во взаимодействии с конкретными науками.



Наши рекомендации