Вопрос 2. Формирование прообраза европейской науки в трудах античных мыслителей.

Все эти достижения создали основу для последующего развития европейской науки и европейского способа мышления.

Основные ограниченности античного («аристотелевского») образа науки:

1. Наука античного мира описывала мир как замкнутый, шарообразный Космос (Парменид), центром которого является Земля (Птолемей).

2. Математика рассматривалась как наука об идеальных небесных сферах. Область ее применения ограничивалась Аристотелем расчетами движения небесных тел (астрономия). Земные явления, считал он, познаются только качественными, нематематическими методами. По мнению Аристотеля «математика пригодна для предметов, у которых нет материи, а поскольку природа почти во всех случаях связана с материей, то математика не подходит для науки о природе».

3. Античной науке была чужда идея научного эксперимента. Согласно Аристотелю научные теории должны строиться на наблюдении вещей в их естественном состоянии с помощью естественных органов чувств. Аристотель считал, что «эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание».

3 вопрос. Аристотель систематизировал и развил основные научные представления древности и античности, разработал методологию и логику научного исследования, создал значительную научную школу. Он выработал представление о том, как правильно строить научное исследование. Согласно этому представлению работа ученого над предметом исследования должна состоять из следующих основных этапов:

1. Изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое критикой точек зрения и решений, предложенных предшественниками.

2. На основе историко-критического анализа должна быть дана четкая постановка проблемы, которую необходимо решить в исследовании.

3. Выдвижение собственной гипотезы, то есть способа решения проблемы.

4. Развитие предложенной гипотезы и ее обоснование с помощью логических аргументов и данных наблюдений.

5. Демонстрация преимуществ предложенного решения перед предшествующими.

Аристотель также выработал представление о том, как должно выглядеть всесторонне обоснованное научное объяснение какого-либо явления или события. Развивая идею Демокрита о том, что каждое явление совершается с необходимостью, по какой-либо причине (основанию), Аристотель разработал типологию причин, которые необходимо выяснять в научном исследовании.

Согласно этой типологии каждое явление обусловлено четырьмя видами причин:

1. Формальные- объясняющие структуру, форму, явления;

2. Материальные- обусловливающие субстрат, вещество, из которого состоит объект;

3. Движущие - причины возникновения данного явления или причины изменений, которые в нем происходят;

4. Целевые - зачем существует данное явление.

Все эти достижения создали основу для последующего развития европейской науки и европейского способа мышления.

Основные ограниченности античного («аристотелевского») образа науки:

1. Науке античного мира был присущ геоцентризм. Она описывала мир как замкнутый, шарообразный Космос (Парменид), центром которого является Земля (Птолемей).

2. Несмотря на значительные успехи математики, большинство объектов естествознания изучались качественными методами. Область применения математики ограничивалась Аристотелем расчетами движения небесных тел (астрономия). Земные явления, считал он, познаются только качественными, нематематическими методами. По мнению Аристотеля «математика пригодна для предметов, у которых нет материи, а поскольку природа почти во всех случаях связана с материей, то математика не подходит для науки о природе».

3. Античной науке был присущ созерцательный характер. Ей была чужда идея научного эксперимента. Согласно Аристотелю научные теории должны строиться на наблюдении вещей в их естественном состоянии с помощью естественных органов чувств. Аристотель считал, что «эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание».

Вопрос

Диалектика в античности

Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Гераклит и другие греческие философы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали.

Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в своё «иное».

Диалектика в Средние века

В средние века диалектика являлась частью семи свободных искусств и понималась обычно в широком смысле как способность вести спор посредством вопросов и ответов, искусство составлять силлогизмы, используя вероятностные и правдоподобные аргументы по предложенному вопросу, а также искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.Проблема будущего осмысливалась во многом на основе диалектики. Несовершенный «земной мир», являющийся миром Бога-Сына, связывался с совершенным «небесным миром» Бога-Отца не только с помощью мистического Бога-Духа, но и посредством диалектических ходов мысли. В средневековой философии имелись все те ключевые элементы диалектики, в том числе и так называемый закон отрицания отрицания, которые позднее Гегель и коммунистическая философия включили в свою «диалектику природы, общества и мышления». Цель средневековой диалектики — попытаться схватить мир сразу в обоих его ипостасях, сакральной и мирской, сублимированной и низменной. Средневековая культура сочетает в единство полярные противоположности: небесное и земное, спиритуальное и грубо телесное, жизнь и смерть.

Диалектика в марксизме

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Маркс материалистически понимает диалектическое развитие истории, как оно описано у Гегеля. С его точки зрения все это — наука история, которую он пытается построить по научному методу.Сознание понимается Марксом как свойство материи отражать саму себя, а не как отдельная, самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается самостоятельно. Диалектика же выступает в качестве отражения законов развития этой материи. Последователями Маркса, главным образом, советскими, была создана особая философская школа — диалектический материализм.

Вопрос 2. Формирование прообраза европейской науки в трудах античных мыслителей.

Возникновение античного (древнего греко-римского) мира явилось грандиозной культурно-цивилизационной мутацией в мировой истории. Именно здесь зародились такие характерные для цивилизации Запада феномены как частная собственность, рыночные отношения, политическая демократия, свобода граждан и активная общественная жизнь, что разительно отличало античную цивилизацию от древних восточных деспотий. В эпоху античности усилиями таких мыслителей как Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель, Птолемей, Гиппократ, Гален, Эвклид, Архимед, Герон и др. был выработан прообраз будущей европейской науки. Следует отметить, что мыслители античного мира с большим уважением относились к знаниям, накопленным на Древнем Востоке (характерное изречение той эпохи – «Свет с Востока»). Они подолгу путешествовали и учились у восточных жрецов и магов. Однако подход к науке и учения, разработанные в античном мире, отличались принципиальной новизной:

Во-первых, в отличие от разрозненных наблюдений и утилитарных рецептов, характерных для преднауки Древнего Востока, античные мыслители стремились к построению логически связных, внутренне согласованных, доказательных систем знания – научных теорий.

Во-вторых, эти теории не носили узко-практический, рецептурный характер. Основным мотивом античных мыслителей было стремление понять коренные первоначала и принципы мироздания. Согласно Аристотелю теория – это такое знание, которое ищут ради него самого, а не для чисто утилитарных целей. Тем самым была осознана самоценность знания и ценность приобщения человека к знанию. Знаменитое высказывание Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже» весьма ярко характеризует высокий статус науки, знания, поиска истины в шкале ценностей мыслителей античного мира.

В-третьих, процесс добывания и передачи знаний приобрел демократический характер. Научное знание разрабатывали и хранили уже не жрецы, а ученые, философы. Это знание уже не носило сакральный характер, ему могли обучаться все желающие и способные к этому люди. В эпоху античности были созданы первые научные школы: школа Платона (Академия), школа Аристоте-ля (Ликей), Александрийский «храм муз» (Мусейон) с большой библиотекой, где создавали свои творения Евклид, Архимед, Герон и другие мыслители.

Благодаря новому пониманию науки и качественно новым подходам к ее развитию античные мыслители сумели создать выдающиеся философские и математические теории, построить оригинальные космологические системы, заложить основы естествознания и ряда гуманитарных наук. Вместе с тем, для античной науки был характерен ряд ограниченностей. Она носила созерцательный характер, основывалась на наблюдении явлений природы в их естественном течении. Античной науке была чужда идея точного, контролируемого эксперимента, что существенно ограничивало ее возможности.

Первым философом науки по праву можно назвать Аристотеля. Аристотель систематизировал и развил основные научные представления древности и античности, разработал методологию и логику научного исследования, создал значительную научную школу. Он выработал представление о том, как правильно строить научное исследование. Согласно этому представлению работа ученого над предметом исследования должна состоять из следующих основных этапов:

1. Изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое критикой точек зрения и решений, предложенных предшественниками.

2. На основе историко-критического анализа должна быть дана четкая постановка проблемы, которую необходимо решить в исследовании.

3. Выдвижение собственной гипотезы, то есть способа решения проблемы.

4. Развитие предложенной гипотезы и ее обоснование с помощью логических аргументов и данных наблюдений.

5. Демонстрация преимуществ предложенного решения перед предшествующими.

Аристотель также выработал представление о том, как должно выглядеть всесторонне обоснованное научное объяснение какого-либо явления или события. Развивая идею Демокрита о том, что каждое явление совершается с необходимостью, по какой-либо причине (основанию), Аристотель разработал типологию причин, которые необходимо выяснять в научном исследовании.

Согласно этой типологии каждое явление обусловлено четырьмя видами причин:

1. Формальные - объясняющие структуру, форму, явления;

2. Материальные - обусловливающие субстрат, вещество, из которого со-стоит объект;

3. Движущие - причины возникновения данного явления или причины изменений, которые в нем происходят;

4. Целевые - зачем существует данное явление.

Наши рекомендации