Алгоритм поиска научной информации

1. Разбить тему на разделы и подразделы.

2. Определить перечень энциклопедий, словарей и справочников, к помощи которых можно обратиться за толкованием непонятных слов и понятий.

3. Перевести информационный запрос на информационно-поисковый язык (ИПЯ):

выделить ключевые слова;

определить индексы в соответствии с ключевыми словами;

определить языковые рамки поиска;

определить хронологические рамки поиска.

4. Уточнить, нет ли готовой библиографии по теме или отдельным ее разделам (библиографический список литературы, тематическая картотека, база данных, прикнижные и пристатейные списки литературы, изданной за последние 2-3 года).

5. Если есть готовая библиография, дополнить ее новой литературой, просмотрев новые поступления литературы в библиотеку за последний год, информационные издания центров государственной системы научно-технической информации: Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ), Российской книжной палаты (РКП), Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН).

6. Если нет готовой библиографии, выделить ретроспективный поиск информации по каталогам, картотекам и базам данных библиотеки, получающей обязательный экземпляр литературы в библиотеке вуза, в котором вы учитесь. Затем пополнить составленный по каталогам и картотекам список информацией, включенной в издания вышеперечисленных центров ГСНТИ-ВИНИТИ, ВКП, ИНИОН.

7. Заключительный этап поиска информации заканчивается посещением выставок новых поступлений литературы в библиотеках и книжных магазинов города.

В состав справочно-библиографического аппарата библиотек входят традиционные (карточные) и электронные каталоги, а также проблемно-ориентированные базы данных.

Обращаясь в библиотечный фонд, правильно заполняйте требования на нужные издания, строго придерживаясь следующих правил.

1. При заполнении требования на книгу пишите шифр книги, который указан в левом верхнем углу библиотечной карточки, автора. Название книги и ее выходные данные: место и год издания.

2. При заполнении требования на журнальную и газетную статью указывайте название журнала или газеты, где помещена статья, год и номер издания. Название статьи указывать не следует.

Рекомендуемая литература:

Архипова Н.И. Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения. М.: РГГУ, 2009. 38с.

Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста: учеб. пособие для студентов вузов и колледжей. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 64с.

Беседина Н.В., Машанова И.В. Оформление библиографических ссылок на литературу в научных, дипломных и курсовых работах: учеб. пособие. Челябинск, 1985.

Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.1.84. Введ. 01.01.86. М., 1984.

Бурдин К.С., Веселов П.В. Как оформить научную работу. М.: Высшая школа, 1973.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую работу, реферат. Ростов н/Д, 2001.

Главные правила подготовки, написания и оформления дипломных и курсовых работ / авт.-сост. И.Н Кузнецов. Мн.: Харвест, 2007. 304с.

ГОСТ 7.1 - 84. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. М., 2001.

ГОСТ 7.12. - 93. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. М., 1995.

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.32 – 2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

ГОСТ 7.60 - 90. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения. М., 2001.

ГОСТ 7.60-2003. СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения.

ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. М.: Русский язык, 1991.

Захаров А., Захарова Т. Как написать и защитить диссертацию / http: // diss-union.com / infot.php?idd=1&id2=20.

Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. М.: Флинта; Наука, 2009. 288с.

Кузин Ф.А. Дипломная работа. М.: МПИ, 1990.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М., 1997.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты: практ. пособие для студентов-магистрантов. М.: Ось-89, 1998. 304с.

Мильчин А.Я. Методика редактирования текста. - М.: Книга, 1980.

Морозов В.Э. Культура письменной научной речи. - М.: ИКАР, 2008. 268с.

Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск, 2000.

Научно-исследовательская работа слушателей на кафедре вуза МВД СССР. Киев, 1989.

Научно-исследовательская работа студентов: метод. пособие / под ред. М.Г. Сачека. Мн., 1989.

Новиков А.М. Докторская диссертация? / пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. 2-ое изд. М.: Эгвес, 2000.

Новиков А.М. Как работать над диссертацией: пособие для аспирантов и соискателей. М.: Эгвес, 1999.

Общие требования и рекомендации по подготовке, написанию и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ для студентов всех специальностей Международного факультета управления Томского государственного университета / сост. Н.Д. Шимширт. – Томск: Томский гос. ун-т, 2004. – 21с.

Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32.81. Введ. 01.01.82. М.: 1981.

Памятка автору: О порядке подготовки и издания учебно-методической и научной литературы / сост. В.Ф. Репецкая. Челябинск, 1999.

Памятная книга редактора / сост. А.Э. Мильчин. М., 1988.

Примеры библиографического описания // Бюлл. Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР. - 1989. - № 1.

Редакторская подготовка изданий: учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н.М.: Издательство МГУП, 2002.

Реферат. Курсовая и дипломная работа. Мн.: Харвест, 2007. 48с.

Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: учебно-практ. пособие. М., 2001.

Сапаров В.Е. Дипломный проект от А до Я (+ СD-ROM). М.: Солон-Пресс, 2003. 224с.

Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста. М.: Книга, 1972.

Свистунов Е.В. Как грамотно оформить, правильно презентовать и успешно защитить письменную работу. М.: СтереоМир, 2006. 116с.

Сенкевич М.Л. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1984. 319 с.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании. ГОСТ 7.12.77. - Ввел. 01.01.78. - М., 1981.

Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании произведений печати. ГОСТ 7.11.78. Введ. 01.07.79. - М., 1978.

Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. Вопросы теории и практики // Жанры информационной литературы / А.А. Гречихин, И.Г. Здоров, В.И. Соловьев. М.: Книга, 1983.

Составление библиографического описания: Краткие правила // Междунар. каталогизац. комис. при Гос. биб-ке СССР им. В.И.Ленина. 2-е изд., доп. М.: Кн. палата, 1981.

Справочная книга редактора и корректора: ред.-техн. оформл. изд. - 2 изд., перераб. - М.: Книга, 1985.

Стандарты по издательскому делу. М., 1998.

Стрельский В.И. Основы научно-исследовательской работы студентов. Киев, 1981.

Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: Практические советы по подготовке и защите. - М., 2000.

Усынина Е.Е. Научный юридический текст: от создания до публикации: учеб. пособие. - Челябинск, 1999.

Штанько В.И. Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов естественно-научных и технических вузов. Харьков: ХНУРЭ, 2002. 292с.

Шурыгина И.Л. Жанры научной литературы. М.: МПИ, 1986.

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учеб.-метод. пособие / пер. с итальянского. Е.Костюкович. - 2-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2003. - 240 с.

ЛЕКЦИЯ 8. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ НАУЧНОГО ДОКЛАДА И НАУЧНОЙ СТАТЬИ

Учебные вопросы.

1. Подготовка и мультимедийное сопровождение научного доклада.

2. Методика работы над научной статьей.

Подготовка и мультимедийное сопровождение научного доклада

Работу по подготовке доклада можно подразделить на две основные фазы:

· докоммуникативную - планирование и подготовку доклада;

· коммуникативную - практическая реализация доклада.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

Во-первых,тему и цель выступления, которыеобычно задаются преподавателем. В этом случае студенту необходимо ее конкретизировать и уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей;

Во-вторых, участников коммуникации и аудиторию,которые также не выбираются выступающим, как правило, это учебная группа и учебная аудитория, в которой проводится семинар.

В-третьих, условия: место и время.

Эффективность доклада на учебном семинаре оценивается по трем критериям:

1. Соответствие содержания доклада его цели и задачам.

2. Степень и характер активности слушателей во время доклада.

3. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей.

Планирование доклада

Планирование доклада зависит от темы доклада, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Цель доклада состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили свою точку зрения на излагаемую проблему. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении доклада, он не добьется успеха.

Цель доклада закладывается в т.н. стержневую идею – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. В докладе может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность доклада. Сформулировать стержневую идею доклада означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к стержневой идее доклада:

· фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели доклада;

· суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

· мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Тема доклада должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории. Выступающий должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Это и есть применение системного анализа на практике.

Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом.

Необходимо учесть, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей.

В отношении темы и цели доклада следует придерживаться следующих правил:

1. Не пытайся в одном докладе охватить всё и вся. Любая тема имеет возможности как более широкого, так и более узкого освещения, в зависимости от обстоятельств.

2. Тема доклада не должна быть слишком широкой.

3. Тема не должна быть и слишком узкой. Всякая тема связана с более широкой проблематикой и может быть обобщена.

4. Четко устанавливайте связь: «тема - проблема».

В процессе уточнения темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:

· действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

· достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я найти всю необходимую информацию?

· смогу ли я уложиться в отведенное время?

· соответствует ли мой доклад уровню моих знаний и опыту?

· будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей?

Итак, подготовка к докладу заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету доклада, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Поиск и подбор материалов

После уяснения темы и цели доклада следует перейти к поиску и подбору материалов, который включает в себя ряд этапов.

Этап 1. Поиск литературы по основным вопросам темы и отбор научного содержания, которое отвечает цели доклада. Основными источниками являются: официальные документы; научная, научно-популярная, учебная и справочная литература; статьи из газет и журналов; передачи радио и телевидения; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения.

Наши рекомендации