Структура немыслима вне системы, равно как и система в своей основе всегда структурна.
Собственно структурный анализ системы начинается с выявления определенного состава системы, сдетального исследования частей, или, иначе, элементов, с открытия их неделимости в определенном отношении. Это отношение при дальнейшем анализе рассматриваемой системы предстает как структурное отношение. Понятие элемента, строго говоря, не совпадает с понятием системы.
Структурный анализ идет от понятия части к понятию элемента. Выявляя первоначально части системы, исследуя ее состав, мы затем уточняем это знание состава и переходим к поискам элементов системы. Тем самым от системного рассмотрения мы начинаем переходить к структурному.
Понятие части системы можно рассматривать как первоначальную ступень в процессе формирования понятия элемента структуры. Может оказаться, что часть и элемент — это один и тот же объект и их различие определяется лишь уровнем исследования. Однако, вообще говоря, в реальном научном познании открытие элементов исследуемой системы уточняет понятие части данной системы таким образом, что эти понятия оказываются совершенно различными по содержанию.
Однако понятия «система» и «структура» отождествлять нельзя. Если под структурой следует понимать сеть взаимосвязанных элементов, качественная природа которых не учитывается, и главное внимание направлено на их связи, то под системой понимается объект в целом со всеми присущими ему внутренними и внешними связями и свойствами. Говоря о системе, мы, прежде всего, подчеркиваем целостный характер материального объекта, в котором главное внимание направляется на качественную специфику элементов.
Таким образом, знание структуры системы - это знание закона, по которому порождаются элементы системы и отношения между ними. Структура есть устойчивое единство элементов, их отношений и целостности системы!
Целое (целостность)
Целое - форма существования системы в строго определенном качестве, выражающем ее независимость от других систем. Целое - это всегда завершенное, состоящее из органично взаимосвязанных между собой частей.
Целостность - свойство однокачественности системы как целого, которую выражают элементы в их реальном взаимодействии, - основа стабильности, постоянства системы. Целостность исторически выступает родовым признаком системы. Формальное содержание этого признака заключается в следующем. Объект, состоящий из нескольких выделенных частей, обладает целостностью, если:
в нем в результате взаимодействия частей образуется новое качество (общесистемное свойство), отсутствующее у частей;
каждая составная часть приобретает иные качества (системные свойства компонентов) по сравнению с качествами, присущими этим же частям вне данного объекта.
Таким образом, признак целостности отражает особенности не всякого, а определенного вида целого, тaкогo, где достаточно выражено единство и где обязательно имеются выделенные части, влияющие дpyг на друга. Простое механическое вычленение какоголибо объекта из такого целого приводит к тому, что исследователь получает другой объект, но не тот, который он намеревался изучать. Еще Аристотель образно указывал по этому поводу, что рука, отделенная физически от тела, это уже не рука. Следовательно целое всегда есть система, а целостность всегда присуща системе, проявляясь в системе в виде симметрии, повторяемости (цикличности), адаптируемости и саморегуляции, наличии и сохранении инвариантов.
Рассматривая категорию целостности, мы вплотную подходим к специфике системных исследований. Специфика системного исследования определяется не усложнением методов анализа, а выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения, новой ориентацией всего движения исследователя. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта и характеризуется следующими положениями:
1. При исследовании объекта как системы описание элементов не носит самодовлеющего характера, поскольку элемент описывается не как таковой, а с учетом его места в системе (целом).
2. Один и тот же материал, субстрат, выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения.
3. Исследование системы оказывается, как правило, неотделимым от исследования условий ее существования.
4. Специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого.
5. Как правило, в системном исследовании оказываются недостаточными чисто причинные (в узком смысле итого слова) объяснения функционирования и развития объекта; в частности, для большого класса систем характерна целесообразность как неотъемлемая часть их поведения, а целесообразное поведение не всегда может быть уложено в рамки причинно-следственной схемы.
6. Источник преобразований системы или ее функции лежит обычно в самой системе, поскольку это связано с целесообразным характером поведения систем, существеннейшая черта целого ряда системных объектов состоит в том, что они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами.
С этим тесно связана и другая особенность, присущая многим системным исследованиям: в этих исследованиях нередко приходится допускать наличие у системы (или ее элементов) некоторого множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.
Элемент
Понятие элемента обычно представляется интуитивно ясным. Однако надо иметь в виду, что для каждой конкретной системы это понятие не является абсолютным, однозначно определенным, поскольку исследуемая система может расчлениться существенно различными способами, и говорить об элементе можно лишь применительно к определенному из этих способов: другое расчленение может быть связано с выделением другого образования в качестве исходного элемента.
При заданном способе расчленения под элементом понимается такой минимальный компонент системы, совокупность которых складывается прямо или опосредованно в систему.
Поскольку элемент выступает как своеобразный предел возможного членения объекта, собственное его строение (или состав) обычно не принимается и во внимание в характеристике системы: составляющие элементы уже не рассматриваются как компоненты данной системы.
В системе, представляющей органичное целое, элемент определяется исходя из его функций как минимальная единица, способная к относительно самостоятельному осуществлению определенной функции. С такой функциональной характеристикой связано представление об активности, самодействии элемента в системе, причем эта активность обычно рассматривается как одна из решающих его характеристик.
Системный подход (СП)
Системный подход - является теоретической и методологической основой системного анализа. Это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, и цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта. Он ориентирует на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Системный подход основан на общей теории систем (Людвиг фон Берталанфи) и кибернетике – теории управления (Норберт Винер, У. Росс Эшби, Стаффорд Бир). Он сформировался в 40-60-е годы ХХ в. Наиболее полное и захватывающее изложение системного подхода, его истории, принципов и существующих направлений представлено в замечательной книге американского физика Ф. Капра «Паутина жизни».
Цель системного подхода, - опираясь на изучение объективных закономерностей развития систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.
Соответственно, суть системного подхода при исследовании научной проблемы – представление этой проблемы как системы. Кроме этого системный подход представляет любую систему как подсистему, ибо над любой системой есть надсистема, которая находится на более высоком уровне иерархии систем.
Определим черты системного подхода. Системный подход–это форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета:
· изучение самого предмета - «собственный» уровень;
· изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - «вышестоящий» уровень;
· изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - «нижестоящий» уровень.
Исходя из этого, системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
Представляется обоснованным определенным образом осуществленные системные исследования расценивать как системный анализ, а их методологию называть системным подходом.
Системный анализ
Касаясь различных точек зрения на термин «системный анализ», специалисты выделяют два различных подхода: формальный и понятийно-содержательный.
Формальный подход использует формальный математический аппарат различного уровня строгости и общности (от простых соотношений до операторов, категорий, алгебр).
Понятийно-содержательный подход - концентрируется на основных понятиях, идеях, подходе, концепциях, возможностях, на основных методологических принципах, использует «полуформальное» введение в суть рассматриваемых идей и понятий. Многие идеи и принципы системного анализа, хотя и более точны, строги на формальном языке изложения, тем не менее, сохраняют свою силу, актуальность, возможность эффективного использования и на содержательном языке. Необходимо отметить, что часто один удачный понятный пример имеет большее значение для понимания этих принципов, чем строгие математические определения. Кроме того, фактор неопределенности в системном анализе ограничивает применимость строгих математических формулировок и выводов.
Этот подход соответствует точке зрения «RAND-корпорейшн» и во главу угла ставит логику системного анализа. В этом случае подчеркивается неразрывная связь системного анализа с принятием решения, и означающим выбор определенного образа или курса действий среди нескольких возможных альтернатив. Здесь системный анализ рассматривается, прежде всего, как методология уяснения и упорядочивания или т.н. структуризации проблемы, которую предстоит решить с применением или без применения математики и ЭВМ. Логический системный анализ в той или иной степени дополняется математическими, статистическими и логическими методами, однако как сфера его применения, так и методология значительно отличаются от предмета и методологии формально-математических системных исследований. Таким образом, сущность системного анализа заключается не в математических методах и процедурах: его рекомендации далеко не обязательно вытекают из вычислений.
Чем же отличается системный анализ от других методов?
Основные отличия его от других более или менее формализованных подходов при обосновании принятых решений по исследуемой проблеме сводятся к следующему:
рассматриваются все теоретические возможные альтернативные методы и средства достижения поставленных целей (исследовательские, конструктивные, технологические, эксплуатационные и т.д.), правильная комбинация и сочетание этих различных методов и средств;
альтернативы решению оцениваются обязательно с позиции длительной перспективы (особенно для систем, имеющих стратегическое назначение);
отсутствуют стандартные решения;
четко излагаются различные взгляды при решении одной и той же проблемы;
применяется к проблемам, для которых не полностью определены требования стоимости или времени;
признается принципиальное значение организационных и субъективных факторов в процессе принятии решений, и в соответствии с этим разрабатываются процедуры широкого использования качественных суждений в анализе и согласовании различных точек зрения;
особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при выборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов.