Личностные (характерологические) проявления
В сущности, все то, что в клинической психологии описывалось под понятием «личность», относится к характеру. «Личность» - не клиническая категория. В клинике принято понятие характера и характерологического типа. В начальном разделе заключения дается только общая оценка и краткое указание на уже проявившееся в беседе свойства характера
· Склонность к самоуничижению или, наоборот, к переоценке своей личности
· Напористость, директивность, активность и т.д.
· Аффективная заинтересованность
· Слащавость и религиозный экстаз и др.
Примерная схема заключения по результатам психологического обследования:
· ФИО, указываются основные социальные характеристики испытуемого
· Цель исследования: например,
- определение уровня интеллектуального развития;
- исследование познавательной и эмоционально-личностной сферы в аспекте дифференциальной диагностики;
- исследование аттенционно-мнестических и когнитивных процессов для уточнение степени интеллектуального снижения
- изучение особенностей эмоционального реагирования и т.д.
· Использованные методики:
· Поведение во время обследования (результаты клинико-психологического исследования):
· Результаты экспериментально-психологического исследования:
1 вариант: Описание результатов по каждой методике с примерами, с выходом к обобщающей характеристике
2 вариант: Описание особенностей соответствующей изучаемой психической сферы с привлечением результатов выполнения методик с примерами.
Последовательность представления результатов соответствует таковой при проведении обследования.
|
|
|
|
|
|
· Заключениедолжно быть кратким и содержательным. Должно отвечать целям исследования и задачам, поставленным перед психологом лечащим врачом.
Методы исследования психической деятельности
Все методики достаточно широко представлены в специальной литературе, представлены частично в интернете, известны также ряд фирм, выпускающих психологический инструментарий
Исследование психического процесса внимания
Методики исследования внимания и сенсомоторных реакций характеризуют состояние интеллектуальной деятельности в целом, уровень психической активности, который определяет уровень развития личности в целом.
Производится количественная и качественная характеристика результатов.
Ниже приведены методики с описанием их диагностической ценности:
1.Шифровка или Кодирование
· Переключаемость внимания
· Зрительно-моторная координация
· Скорость образования навыка
· Динамика психической деятельности
· Истощаемость
2. Счет по Крепелину (таблицы Э. Крепелина, 1895)
· Устойчивость
· Переключаемость
· Психический темп деятельности, скорость психомоторных реакций
· Упражняемость
· Утомляемость
Производится качественная оценка результатов и, где возможно, количественная оценка
3.Проба Торндайка
· Избирательность внимания
· Концентрация внимания
4. Проба Мюнстерберга
· Избирательность внимания
3. Корректурная проба (множество модификаций, даются различные инструкции)
· Истощаемость психических процессов
· Работоспособность
· Концентрация внимания
· Врабатываемость Переключаемость
· Методы для исследования памяти
4. Отсчитывание от 100 по 7, от 100 по 13, от 200 по 13
· Темп психической деятельности
· Интеллектуальные затруднения
5. Отдельные субтесты из теста Векслера
Исследование психического процесса памяти
Проба на запоминание 10 слов (А.Л. Лурия)
· Механическая память, параллельно судят о функции внимания,
· Кратковременная и долговременная память
· Астенизация
· Динамика психического состояния
Тест Бентона
· Зрительная ретенция
· Кратковременная память
· Чувствительность к органическим признакам
Пиктограммы
· Ассоциативная память
Повторение простых и сложных рассказов
· Словесно-логическая память
Отдельные субтесты из теста Векслера