Раздел ii. теоретико-методологические основы научных исследований

Семинар № 3 Логика научных исследований

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения формулировать методологические основы научного исследования, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «практическое решение задач», «учебный диспут».

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды и типы мышления.

2. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

3. Формы научного знания: факт, научные законы, научные принципы, научные концепции, научная картина мира.

4. Логика научного исследования.

5. Практическое решение задач.

Основные понятия. Логика и мышление. Виды и типы мышления. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Категории логики познания: проблема, научная проблема, гипотеза, теория, научная теория. Этапы описания проблемной ситуации. Генезис проблемы. Этапы постановки проблемы. Алгоритм постановки научной проблемы. Формы научного знания: факт, научные законы, научные принципы, научные концепции, научная картина мира.

Методические указания и ход занятия

Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 3 «Логика научного исследования». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.

Далее проводится интерактивное обсуждение сущности и содержания логической структуры научного исследования. В ходе этого обсуждения проводится оценка эффективности уяснения содержания и назначения в научном исследовании следующих элементов: научная проблема, гипотеза, теория, закон, закономерность.

Рекомендуемая литература

Основная:

Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Дополнительная:

Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.

Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.

Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. Киев: О-во «Знания», КОО, 2001.

Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.

Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов/Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.

Семинар № 4. Методология научного исследования

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения формулировать методологические основы научного исследования, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «практическое решение задач», «учебный диспут».

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Методология научного исследования: понятие, подходы.

2. Структура научного исследования.

3. Практическое решение задач.

4. Заслушивание предложенных решений и их разбор.

Основные понятия. Научный метод. Методология научного исследования. Принципы научного исследования.

Подходы к научному исследованию. Система методов научного исследования.

Методические указания и ход занятия

Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 4 «Методология научного исследования». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.

Затем проводится интерактивный опрос на знание и уяснение студентами методов научного познания.

Работа при этом проводится по двум направлениям.

1. На доске работает 1 студент и раскрывает структуру пирамиды научного исследования. 2. Параллельно с этим преподаватель работает с аудиторией и уясняет эффективность усвоения методов научного познания: всеобщих и общенаучных. Особое внимание обращается на уяснение взаимосвязи таких общенаучных методов научного познания, как анализ-синтез, индукция-дедукция, а также на следующие методы: классификация, моделирование, логический.

Следующим этапом занятия становится проверка качества ответа студента, который на доске должен изобразить пирамиду научного исследования и ее структурные элементы: тему, объект, предмет, цель, задачи исследования.

Далее проводится интерактивное обсуждение сущности и содержания элементов пирамиды научного исследования. В ходе этого обсуждения проводится оценка эффективности уяснения содержания и назначения в научном исследовании следующих элементов: объект и предмет научного исследования, их соотношение; цель и задачи научного исследования.

Затем обучаемым предлагается самостоятельно построить пирамиду научного исследования на конкретную тему (напр., «Методы исследований при осуществлении таможенного контроля»).

.

В ходе решения задачи они должны применительно к предложенной преподавателем теме научного исследования сформулировать объект и предмет, цель и задачи, а после этого провести верификацию их соответствия теме научного исследования.

После этого преподаватель проводит заслушивание студентов по их вариантам решения задачи и при этом осуществляется обсуждение ответов студентов.

Рекомендуемая литература

Основная:

Зеленков М.Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки». М.: Юридический институт МИИТа, 2011.

Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Дополнительная:

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.

Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. М.: «Ось–89», 1998.

Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. Киев: О-во «Знания», КОО, 2001.

Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.

Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов / под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.

Наши рекомендации