Раздел ii. теоретико-методологические основы научных исследований
Семинар № 3 Логика научных исследований
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения формулировать методологические основы научного исследования, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «практическое решение задач», «учебный диспут».
Время: 2 часа.
Вопросы для обсуждения:
1. Виды и типы мышления.
2. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
3. Формы научного знания: факт, научные законы, научные принципы, научные концепции, научная картина мира.
4. Логика научного исследования.
5. Практическое решение задач.
Основные понятия. Логика и мышление. Виды и типы мышления. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Категории логики познания: проблема, научная проблема, гипотеза, теория, научная теория. Этапы описания проблемной ситуации. Генезис проблемы. Этапы постановки проблемы. Алгоритм постановки научной проблемы. Формы научного знания: факт, научные законы, научные принципы, научные концепции, научная картина мира.
Методические указания и ход занятия
Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 3 «Логика научного исследования». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.
Далее проводится интерактивное обсуждение сущности и содержания логической структуры научного исследования. В ходе этого обсуждения проводится оценка эффективности уяснения содержания и назначения в научном исследовании следующих элементов: научная проблема, гипотеза, теория, закон, закономерность.
Рекомендуемая литература
Основная:
Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.
Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.
Дополнительная:
Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.
Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.
Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. Киев: О-во «Знания», КОО, 2001.
Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.
Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов/Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.
Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.
Семинар № 4. Методология научного исследования
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения формулировать методологические основы научного исследования, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используются такие формы, как: «тестирование», «интерактивный опрос», «практическое решение задач», «учебный диспут».
Время: 2 часа.
Вопросы для обсуждения:
1. Методология научного исследования: понятие, подходы.
2. Структура научного исследования.
3. Практическое решение задач.
4. Заслушивание предложенных решений и их разбор.
Основные понятия. Научный метод. Методология научного исследования. Принципы научного исследования.
Подходы к научному исследованию. Система методов научного исследования.
Методические указания и ход занятия
Занятие начинается с краткого тестирования по содержанию темы № 4 «Методология научного исследования». Тестирование проводится в течение 4-х минут. Обучаемому предлагается из предложенных 10 суждений выбрать те, которые он считает не истинными.
Затем проводится интерактивный опрос на знание и уяснение студентами методов научного познания.
Работа при этом проводится по двум направлениям.
1. На доске работает 1 студент и раскрывает структуру пирамиды научного исследования. 2. Параллельно с этим преподаватель работает с аудиторией и уясняет эффективность усвоения методов научного познания: всеобщих и общенаучных. Особое внимание обращается на уяснение взаимосвязи таких общенаучных методов научного познания, как анализ-синтез, индукция-дедукция, а также на следующие методы: классификация, моделирование, логический.
Следующим этапом занятия становится проверка качества ответа студента, который на доске должен изобразить пирамиду научного исследования и ее структурные элементы: тему, объект, предмет, цель, задачи исследования.
Далее проводится интерактивное обсуждение сущности и содержания элементов пирамиды научного исследования. В ходе этого обсуждения проводится оценка эффективности уяснения содержания и назначения в научном исследовании следующих элементов: объект и предмет научного исследования, их соотношение; цель и задачи научного исследования.
Затем обучаемым предлагается самостоятельно построить пирамиду научного исследования на конкретную тему (напр., «Методы исследований при осуществлении таможенного контроля»).
.
В ходе решения задачи они должны применительно к предложенной преподавателем теме научного исследования сформулировать объект и предмет, цель и задачи, а после этого провести верификацию их соответствия теме научного исследования.
После этого преподаватель проводит заслушивание студентов по их вариантам решения задачи и при этом осуществляется обсуждение ответов студентов.
Рекомендуемая литература
Основная:
Зеленков М.Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки». М.: Юридический институт МИИТа, 2011.
Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.
Скалепов А.Н. Основы научных исследований. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.
Дополнительная:
Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.
Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.
Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. М.: «Ось–89», 1998.
Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. Киев: О-во «Знания», КОО, 2001.
Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.
Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов / под ред. В.И. Купцова. М., 1996.
Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.