Плотно поел - слегка поглупел
- Объясните: зачем так много энергии нашему мозгу? На что конкретно она расходуется?
- Нейроны, клетки мозга, постоянно передают друг другу электрические импульсы, чтобы поддерживать жизнедеятельность всего организма. На это и тратится громадное количество энергии.
- А если человек очень интенсивно думает, решает сложные задачи - потребление энергии растет?
- Незначительно, всего на несколько процентов.
- Многие из-за нехватки времени занимаются умственной работой во время еды – это вредно или ничего страшного?
- На самом деле, мозгу совсем несложно одновременно отдавать команды для обеспечения пищеварения, но при этом идет перераспределение энергетических потоков: само по себе переваривание пищи это очень энергозатратный процесс. А ресурсы не безграничны. Если растут затраты энергии на пищеварение, то мозгу остается меньше. Поэтому напряженная мыслительная деятельность будет затруднена.
- То есть после плотного обеда лучше какое-то время передохнуть?
- Думаю, буквально получаса хватит, пока идет самая активная фаза пищеварения.
ЧЕМ ДОЛЬШЕ РАЗВИТИЕ, ТЕМ ДАЛЬШЕ СТАРОСТЬ
- Филипп, еще одно ваше открытие связано со скоростью «созревания» мозга и продолжительностью жизни. Что это были за опыты?
- Мы исследовали структуру мозга приматов и человека на уровне активности генов: это программа, которая отвечает за соединение нейронов друг с другом, то есть синаптические контакты. У человеческого ребенка на формирование таких контактов уходит до 10 - 15 лет, при этом нейронные сети еще не полностью сформированы даже у 15-летних подростков. У нас этот процесс – по сути, развитие мозга - продолжается всю жизнь, но все медленнее и постепенно идет на убыль. А у детенышей обезьян нейронные сети полностью формируются в течение года и даже быстрее. То есть у них процесс заканчивается очень быстро. При этом макаки живут до 40 лет, а шимпанзе максимум 70 лет.
- То есть человеческий мозг «созревает» дольше, и благодаря этому у нас выше продолжительность жизни?
- Это одна из гипотез, но в природе есть подтверждения того, что долгое развитие организма сопровождается более длительным периодом жизни. Например, известно, что слепые рыбы в пещерах Хорватии живут до 100 лет, при этом достигают полового созревания в 15 - 16 лет.
КСТАТИ
В ряде научных экспериментов подопытным животным замедляли наступление полового созревания – с помощью ограничительных диет, снижения температуры тела, повышения концентрации углекислого газа. При этом продолжительность жизни заметно возрастала. «Когда организм достигает полового созревания и готов к размножению, его ресурсы направляются на обеспечение репродуктивной функции», - поясняют эксперты. При этом меньше внимания уделяется самообновлению, ремонту «поломок», которые неизбежно возникают в клетках в процессе жизнедеятельности. В итоге повышается риск накопления внутренних повреждений, которые являются одной из причин старения.
ПОЧЕМУ МЫ НЕ БОИМСЯ КОШЕК
- Еще одно уникальное свойство человеческого мозга – его пластичность, -продолжает ученый. – С одной стороны, это проявляется в том, что наш мозг восприимчив к усвоению новой информации. Благодаря этому поведение человека не предопределено. У насекомых, например, стереотипы поведения в той или иной ситуации изначально заложены в структуре мозга и не могут меняться. Поэтому на каждое раздражение насекомое будет реагировать только одним определенным образом. С человеком не так. Скажем, если вы впервые увидели кошку, то сначала вы можете испугаться, но быстро поймете, что бояться нечего. Это так называемая поведенческая пластичность.
С другой стороны, пластичность мозга проявляется в способности формирования новых нейронных сетей. Примером этого может быть восстановление после инсульта и даже после операций, при которых людям удаляют одно из полушарий мозга. Таким радикальным методом лечат тяжелые заболевания, когда в мозге у детей происходит аутоиммунная реакция, приводящая к частым эпилептическим припадкам. Примерно через год все способности восстанавливаются, и потеря одного полушария становится практически незаметна.
- Это удивительно. Выходит, наш мозг таит буквально фантастические резервы?
- Возможно. Перефразируя Сократа, чем больше я изучаю человеческий мозг, тем больше понимаю, как мало мы на самом деле знаем о состоянии, работе этого важнейшего органа, о том, почему мы отличаемся от животных. Кстати, одной из гипотез, объясняющих такое отличие, является неотеническая. Это явление, когда взрослый организм сохраняет черты детского развития. Было замечено, человеческий череп больше всего похож на череп детеныша шимпанзе, гориллы или другой человекообразной обезьяны. С возрастом у приматов развивается огромная челюсть, черепная коробка становится относительно маленькой по сравнению со всем телом. А у человека череп как бы замораживается, сохраняя детскую форму. И одновременно в течение всей жизни мы сохраняем присущую детям любознательность (хоть и в меньшей степени с возрастом), способность к обучению, приобретению новых навыков. В то время как у обезьян поведенческая пластичность проявляется лишь в юном возрасте, максимум до года после рождения и затем исчезает.
Так что, не исключено, что человек является человеком, потому что в определенной степени остается ребенком всю свою жизнь.
КАЗУСЫ ЭВОЛЮЦИИ