Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы

(Схема заданий статистической обработки)

Задание 1:получить данные одномерного линейного распределения ответов на следующие вопросы: с 1 – по 36.

Задание 2:получить данные парного распределения ответов на следующие вопросы, измеряющие состояние показателей в приведенных ниже гипотезах-следствиях: с 1 – по 36.

Гипотезы-следствия:

1. Чем выше уровень конформности старшеклассника, тем больше он психологически удовлетворен жизнью.

Уровень конформности старшеклассника Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru   Психологическая удовлетворенность жизнью старшеклассника
№ Вопросов: 7, 21 № Вопросов: 9

2. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем более высоко его стремление к установлению новых связей, знакомств.

Самооценка старшеклассника Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru   Стремление к установлению новых связей, знакомств
№ Вопросов: 8 № Вопросов: 12

3. Чем более схожи интересы старшеклассника с его друзьями, тем более высоко его стремление к проведению совместного досуга с ними.

Схожесть интересов старшеклассника с его друзьями Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru     Стремление к проведению совместного досуга вместе с друзьями
№ Вопросов: 5 № Вопросов: 13

4. Чем выше авторитет друзей среди сверстников, тем больше старшеклассник стремится к получению высокой должности.

Авторитет друзей старшеклассника Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru   Стремление старшеклассника к власти (высокой должности).
№ Вопросов: 3 № Вопросов: 25

5. Чем выше авторитет друзей, тем больше старшеклассник стремится к получению новых знаний, умений, навыков.

Авторитет друзей старшеклассника   Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru Стремление к получению новых знаний, умений, навыков
№ Вопросов: 3, 21 № Вопросов: 26

6. Чем выше у старшеклассника самооценка, тем больше он стремится к материальной обеспеченности.

Самооценка старшеклассника Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru   Стремление к материальной обеспеченности
№ Вопросов: 8 № Вопросов: 27

7. Чем больше уровень конформности у старшеклассника, тем больше он стремится заниматься любимым делом.

Уровень конформности у старшеклассника Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru   Стремление заниматься любимым делом
№ Вопросов: 7, 21 № Вопросов: 28

Дополнительные гипотезы-следствия с использованием контрольной переменной:

Влияние контрольной переменной на независимую:

1. Чем более высок авторитет родителей для старшеклассника, тем более высок уровень его конформности.

Авторитет родителей для старшеклассника Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru   Уровень конформности старшеклассника
№ Вопросов: 29 № Вопросов: 7, 21


2. Чем больше лояльность родителей в воспитании старшеклассника, тем больше схожесть интересов у него с друзьями.

Лояльность, которую проявляют родители при воспитании старшеклассника Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru     Схожесть интересов старшеклассника с друзьями
№ Вопросов: 23, 24 № Вопросов: 6

3. Чем большую лояльность проявляют родители при воспитании старшеклассника, тем выше самооценка старшеклассника.

Лояльность, которую проявляют родители при воспитании старшеклассника Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru   Самооценка старшеклассника
№ Вопросов: 23, 24 № Вопросов: 8

4. Чем выше родительский статус в обществе, тем выше самооценка старшеклассника.

Родительский статус в обществе   Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru Самооценка старшеклассника
№ Вопросов: 30 № Вопросов: 8

5. Чем выше материальное положение семьи старшеклассника, тем выше авторитетное положение друзей старшеклассника.

Материальное положение семьи старшеклассника   Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru Авторитетное положение друзей старшеклассника
№ Вопросов: 22, 31 № Вопросов: 3

Влияние контрольной переменной на зависимую:

1. Чем выше авторитет родителей для старшеклассника, тем выше его уровень психологической удовлетворенности жизнью.

Авторитет родителей   Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru Психологическая удовлетворенность жизнью старшеклассника
№ Вопросов: 29 № Вопросов: 9

2. Чем большую лояльность родители проявляют в воспитании старшеклассника, тем больше он стремится к получению новых знаний, умений, навыков.

Лояльность, которую проявляют родители при воспитании старшеклассника   Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru Стремление к получению новых знаний, умений, навыков  
№ Вопросов: 24,23 № Вопросов: 26

3. Чем выше родительский статус в обществе, тем больше тем больше старшеклассник стремится к установлению новых связей, знакомств.



Родительский статус в обществе   Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru Стремление к установлению новых связей, знакомств
№ Вопросов: 30 № Вопросов: 12

4. Чем выше материальное положение семьи, тем больше старшеклассник стремится заниматься любимым делом.

Материальное положение семьи   Предполагаемые статистически значимые связи между показателями в гипотезах-следствиях, выявляемые через эмпирические индикаторы - student2.ru Стремление к занятию любимым делом
№ Вопросов: 22, 31 № Вопросов: 28
   

Вывод:В данном параграфе был разработан инструментарий исследования (анкета), а также построена таблица предполагаемых статистически значимых связей между показателями в гипотезах-следствиях, выявленных через эмпирические индикаторы.

§4. Построение выборочной совокупности исследования

Построив инструментарий исследования (анкету), необходимо перейти к построению выборочной совокупности. Генеральной совокупностью исследования являются все старшеклассники, учащиеся 9 - 11 классов школ №3 и №7 г. Реутова, Московской области.

Для построения выборочной совокупности исследования использован один из видов направленного отбора – метод основного массива. При данном виде отбора наблюдению подвержена группа единиц генеральной совокупности, удельный вес которой во всей совокупности вполне достаточен или достаточно велик (от 50%).

Преимущество опроса по методу основного массива состоит в том, что выборка имеет высокий удельный вес в генеральной совокупности. За счет этого удается устранить возможные смещения. В принципе достаточно опросить большую долю респондентов генеральной совокупности, что минимизирует отличие выборочной средней от генеральной средней.

Для данного исследования выборочная совокупность - это старшеклассники, учащиеся 9 – 11 классов названных выше школ, которые приняли непосредственное участие в нашем опросе (около 75% респондентов).

Вывод:В данном параграфе был обоснован выбор способа формирования выборочной совокупности – метод основного массива, и на его основе произведён выбор единиц исследования (учащиеся 9 – 11 классов школ №3 и №7 города Реутова Московской области).

§5. Обоснование организации полевого исследования

Для проверки инструментария было проведено пилотажное исследование - опрошено 50 респондентов. Некоторые вопросы были уточнены и подкорректированы (вопросы № 3, 21, 25-28). В результате проведенного пилотажа мы убедились в том, что окончательная анкета разработана адекватно, вопросы понятны, инструментарий работает правильно.

Непосредственно перед проведением полевого исследования нами был получен разрешающий документ – письмо-разрешение на прохождение социологической практики.

Первоначально мы договорились с администрацией школ (директорами и завучами) о времени, месте и условиях проведения исследования.

Также были оповещены родители старшеклассников, которых планировалось опросить; родители разрешили провести опрос среди их детей.

Для получения статистических данных было опрошено 205 старшеклассников.

Полевое исследование было проведено среди учащихся 9 – 11 классов школ № 3 и № 7 города Реутова Московской области за два дня методом раздаточного группового анкетного опроса.

Опрос проводился во время уроков в учебные дни.

В ходе проведения полевого исследования было обеспечено следующее:

- присутствие анкетеров при заполнении анкеты, что обеспечивало подробный инструктаж и определенный контроль над заполнением анкет;

- заполнение анкет именно теми людьми, которые удовлетворяют требованиям выборки;

- максимальная анонимность ответов респондентов;

- была учтена специфика группы респондентов;

- численность каждой группы составляла от 19 до 25 человек;

- был максимально снят эффект группового давления, посредством поддержания дисциплины в группах.

По условиям нашей договоренности с администрацией школ, мы предоставим им обобщенную информацию о результатах исследования.

Вывод:В данном параграфе были описаны основные этапы подготовки и реализации полевого исследования.

Раздел V. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ (ДРУЗЕЙ), НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (СТАРШЕКЛАССНИКА)

(Аналитическая часть на примере выбранного эмпирического объекта исследования)

§1 Общие впечатления от проведения полевого исследования и некоторая характеристика эмпирического объекта

В этом параграфе будет кратко охарактеризован процесс проведения полевого исследования и сделаны некоторые первичные выводы по эмпирическому объекту данного социологического исследования – учащимся 9 – 11 классов школ №3 и №7 г. Реутова Московской области.

Полевое исследование было проведено за два дня методом группового раздаточного опроса во время уроков в двух названных выше школах.

У основной массы респондентов эмоции были положительные, они были готовы к сотрудничеству. Некоторые школьники были недовольны и несколько раздражены нашим приходом, но здесь мы делаем скидку на особенности их личности и влияние трудного подросткового возраста.

Вопросы респондентам, видимо, понравились, т. к. атмосфера в ходе опроса была непринужденной и дружеской, часто на лицах школьников появлялись искренние улыбки. Естественно, были также лица, которым не понравилось принимать участие в анкетировании и они сочли вопросы глупыми, да и само участие в социологических опросах посчитали делом абсолютно не нужным и не интересным. Однако таких было меньшинство.

В целом, вопросов по организации и структуре анкеты было мало. Следовательно, вопросы анкеты школьникам были понятны, и у основной массы затруднений в ходе заполнения не возникло.

Как мы заметили, большинство школьников серьезно отнеслись к заполнению анкет. Респонденты вдумчиво отвечали на поставленные вопросы, пытаясь отразить реальную картину и отвечать честно.

Количество вопросов некоторых респондентов несколько возмущало, даже, несмотря на то, что процедура опроса проводилась во время урока. Люди были готовы общаться, но заполнение тестов и анкет особой радости не вызывает.

Были недовольные и тем, что опрос анонимный. Старшеклассники – индивидуалисты. Обобщенные результаты исследования их в принципе не волнуют, каждому интересно знать только про себя и о своих перспективах. И, исходя из этого, некоторые смысла заполнения анкет не видели, несмотря на достаточно подробный инструктаж со стороны анкетеров о целях данного опроса.

Также был проявлен живой интерес к нам, как к студенткам МГУ. Многие школьники подходили к нам на переменах с целью пообщаться о нашем учебном заведении, о профессиях и о будущем трудоустройстве.

Как нам показалось, наш опрос стал еще одним поводом задуматься о насущных проблемах старшеклассников. Вопросы анкеты активно обсуждались после сдачи их анкетерам; а попытки обсуждения во время опроса мягко, но настойчиво пресекались.

Вывод:В данномпараграфе был кратко охарактеризован процесс проведения полевого исследования и описана некоторая общая характеристика эмпирического объекта исследования.

§2 Анализ эмпирических данных, не относящихся к зависимой, независимой и контрольной переменным (описание блока социально-демографических вопросов)

Прежде всего, перед тем как приступить как описанию и анализу зависимой и независимой переменных на основе эмпирических данных, необходимо описать эмпирический объект данного исследования, т.е. старшеклассников (учащихся 9 – 11 классов) ГОУ СОШ №3 и №7 города Реутова Московской области.

Для этого проанализируем часть вопросов социально-демографического блока, а также те вопросы, что не вошли в состав блоков, относящихся к зависимой, независимой и контрольной переменным.

В последующих параграфах будут приведены частотные распределения ответов респондентов на вопросы анкеты - количество человек, так или иначе ответивших на каждый вопрос и их процент от общей массы респондентов, включая пропущенные ответы (исходные таблицы: см. Приложения).

В рамках данного исследования было опрошено 205 старшеклассников в возрасте от 12 до 20 лет. Из них 10 анкет было аннулировано, так как более 30% информации в них респондентами не было заполнено. Поэтому мы будем рассматривать данные по 195 старшеклассникам.

Теперь перейдём к анализу полученных результатов.

Большинство опрошенных – юноши (100 человек), что составляет 51,3%; количество девушек – 91 (это 46,7% респондентов); 4 человека (2%) свой пол не указали.

Средний возраст респондентов – 16 лет (33,3%).

Большая часть опрошенных старшеклассников находится в возрасте 15-16 лет – 118 человек (60,5%) опрошенных; 63 респондента – (32,3%) принадлежат к группе с рамками от 17 до 18 лет; и меньшая часть относится к 12-14 (3 человека) и к 19-20 (2 человека) годам (это 1,5% и 1% соответственно). Данных по 9 респондентам (4,6%) не имеется.

Так же стоит отметить, что основным местом рождения большинства опрошенных является город Реутов – 78 человек родились именно в нем - это 40%; достаточно высок процент приехавших в Реутов из других городов и сел России, а также из стран Ближнего Зарубежья – 65 человек (32,6%); в Москве же родились 40 человек – это 20,5% респондентов; 12 человек (6,2%) место своего рождения не указали.

Чуть больше половины опрошенных старшеклассников – 114 человек (58,5%) выбрали свою будущую профессию; 70 человек, что составило 35,9% опрошенных, пока не определились; данных по 11 респондентам (5,6%) не имеется.

Из определившихся со своей будущей специальностью 114 опрошенных, 7 старшеклассников (6,1%) не указали, кем именно они хотят стать. Поэтому, исходя из данных по 107 респондентам, делаем вывод о том, что наиболее популярной профессией среди старшеклассников является профессия - врач (14% респондентов хотят стать медиками); на втором месте находится профессия - инженер – 10%; третье место занимает - программист – 6,1%; недалеко от третьего места расположились профессии - менеджер, переводчик, экономист – 5,3%; далее в рейтинге популярных профессий среди старшеклассников находятся бухгалтер и психолог – 4,4% опрошенных выбрали именно эти специальности.

На вопрос: «Есть ли у Вас друзья?» 186 человек ответили утвердительно, что составило 95,4%; 8 респондентов (4,1%) считают, что друзей у них не имеется; 1 человек (0,5%) от ответа на данный вопрос воздержался.

При этом под понятием «близкий друг» большинство школьников – 109 человек (34,2%) подразумевают человека, с которым можно хорошо провести время, расслабиться, попросить совета, поддержки. 14 же респондентов (4,4%) заявили, что у них нет близкого друга.

С утверждением: «На сегодняшний момент старшеклассники, выбирая свою будущую профессию, в первую очередь руководствуются желанием в дальнейшем получать высокую заработную плату» согласилось абсолютное большинство - 163 старшеклассника (83,6%) – с оговоркой на то, что 32,8% респондентов полностью согласились с данным утверждением, а 50,8% выбрали графу «скорее согласен»; 15 человек (7,7%) не согласились с данным утверждением – «полностью не согласен» выбрали 2,6%); а 16 человек (8,2%) затруднились дать точный ответ на поставленный вопрос. Данных по 1 человеку (0,5%) нет.

Абсолютное число респондентов -168 человек - 86,2% на вопрос о том, согласятся ли они в дальнейшем участвовать в социологических опросах, ответили утвердительно, и только 20 человек - 10,3% отказались от участия в дальнейших опросах по различным причинам; 7 человек (3,6%) воздержались от ответа.

Вывод:В данном параграфе был описан эмпирический объект исследования (учащиеся 9 – 11 классов) посредством анализа блока социально-демографических вопросов, а также вопросов, не относящиеся к зависимой, независимой и контрольной переменным.

§3. Особенности формирования профессионального самоопределения старшеклассника (описательный анализ состояния социального явления, рассматриваемого как источник определения зависимой переменной исследования)

В этом параграфе изложены результаты исследования, касающиеся проблем формирования профессионального самоопределения старшеклассника, то есть основной задачей в данном параграфе будет являться рассмотрение зависимой переменной, ее анализ через полученные эмпирические сведения, посредством описания показателей данной переменной.

Для каждой переменной были составлены показатели, к каждому из которых был составлен ряд индикаторов. Говоря о состоянии объекта, в первую очередь необходимо проанализировать индикаторы.

В таблице приведены частотные распределения ответов респондентов на вопросы анкеты, которые касаются измерения зависимой переменной (исходные таблицы: см. Приложение 2).

В составленной анкете индикаторы зависимой переменной прослеживаются через вопросы: 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 27, 28.

Эмпирический индикатор Градуированный эмпирический индикатор Ответы, %
Степень психологической удовлетворенности жизнью вполне удовлетворен жизнью 13,8
скорее удовлетворен, чем не удовлетворен жизнью 36,9
скорее не удовлетворен, чем удовлетворен жизнью 32,3
совсем не удовлетворен жизнью 9,2
другое 4,6
нет ответа 3,1
Наличие желания у старшеклассника поменять что-либо в своей жизни да 83,6
нет 15,9
нет ответа 0,5
Наличие стремления у старшеклассника устанавливать новые связи, знакомства да 77,4
нет 21,5
нет ответа 1,1
Частота установления старшеклассником новых связей, знакомств всегда устанавливаю 35,4
часто устанавливаю 46,2
время от времени устанавливаю 12,8
редко устанавливаю 2,6
никогда не устанавливаю 2,6
нет ответа 0,5
Наличие совместного досуга у старшеклассника с его друзьями да 89,2
нет 9,2
нет ответа 1,5
Количество времени, которое старшеклассник проводит с друзьями около 4 раз в месяц 6,1
около 8 раз в месяц 26,1
около 16 раз в месяц 10,7
каждый день 45,6
нет ответа 11,3
Наличие и частота совместного посещения культурных мероприятий (театров, музеев, выставок и пр.) с друзьями постоянно 1,0
часто 3,1
время от времени 12,3
редко 37,9
никогда 38,5
нет ответа 7,2
Наличие и частота совместного посещения развлекательных мероприятий (концертов, кинотеатров, дискотек и пр.) с друзьями постоянно 13,8
часто 28,2
время от времени 37,4
редко 13,8
никогда 4,1
нет ответа 2,6
Наличие и частота совместных поездок заграницу, на дачу, в лагерь и пр. с друзьями постоянно 7,7
часто 12,3
время от времени 15,9
редко 24,6
никогда 33,3
нет ответа 6,2
Наличие и частота совместных прогулок и времяпровождения с друзьями постоянно 43,6
часто 32,3
время от времени 12,8
редко 5,6
никогда 2,6
нет ответа 3,1
Наличие и частота нахождения дома, игры в компьютерные игры и т.д. постоянно 15,4
часто 22,6
время от времени 19,0
редко 21,5
никогда 16,9
нет ответа 4,6
Степень стремления старшеклассника к власти (к занятию высокой должности) очень сильно стремлюсь 24,6
скорее сильно, чем слабо стремлюсь 53,8
скорее слабо, чем сильно стремлюсь 16,4
совсем не стремлюсь 2,6
нет ответа 2,6
Степень стремления старшеклассника получать новые знания, умения, навыки очень сильно стремлюсь 35,9
скорее сильно, чем слабо стремлюсь 47,2
скорее слабо, чем сильно стремлюсь 10,8
совсем не стремлюсь 2,1
нет ответа 4,1
Степень стремления старшеклассника быть материально обеспеченным очень сильно стремлюсь 56,4
скорее сильно, чем слабо стремлюсь 37,4
скорее слабо, чем сильно стремлюсь 3,6
совсем не стремлюсь 1,5
нет ответа 1,0
Степень стремления старшеклассника заниматься любимым делом очень сильно стремлюсь 73,3
скорее сильно, чем слабо стремлюсь 19,0
скорее слабо, чем сильно стремлюсь 4,6
совсем не стремлюсь 1,0
нет ответа 2,1

Итак, опираясь на полученные данные, можно сделать некоторые выводы о состоянии объекта данного исследования, то есть о профессиональном самоопределении молодежи (старшеклассников, учащихся 9 - 11 классов).

Теперь непосредственно переходим к описанию самой зависимой переменной исследования.

Исходя из полученных первичных данных по 195 респондентам, проанализируем общую тенденцию развития, стремление в самореализации старшеклассников посредством профессионального самоопределения и ценностные ориентации современных старшеклассников, живущих в Москве и Московской области.

Оказывается, что только половина опрошенных старшеклассников удовлетворены жизнью – так ответили 99 человека (50,7%), учитывая то, что из этих 99 человек полностью удовлетворены своей жизнью лишь 27 человек, что составляет 13,8%.

81 человек, что составляет 41,5%, скорее психологически жизнью не удовлетворены, из них 18 человек (9,2%) крайне не удовлетворены своей жизнью; 9 человек (4,6 %) не смогли точно ответить, удовлетворены ли они жизнью или нет; 6 старшеклассников (3,1%) вообще не ответили на данный вопрос.

Как ни странно, несмотря на то, что половина из опрошенных нами 195 респондентов скорее удовлетворены своей жизнью, абсолютное большинство – 163 человека (83,6%) хотели бы перемен в жизни; 31 опрошенных (15,9%) в жизни устраивает все, и они не хотят ничего менять; и лишь один человек (0,5%) отказался отвечать. Это говорит том, что молодые люди, по своей сути, не любят долгое время сидеть на одном месте, они желают многое попробовать, многое узнать, а потому, их желание в жизненных переменах вполне обоснованно.

Основная масса опрошенных школьников стремится к установлению новых связей, знакомств – это 151 человек (77,4%); 42 человека – 21,5% не хотят устанавливать новые знакомства; по 2 респондентам (1%) данных нет. Это говорит о том, что молодые люди коммуникабельны, подвижны, мобильны и, соответственно, большая их часть стремится часто устанавливать новые связи, знакомства.

При этом из 195 опрошенных респондентов возможностью завязать новое знакомство воспользуются 159 опрошенных – 81,6% (притом, что из этих 159 человек 69 человек (35,4%) всегда используют предоставленный случай познакомиться); остальные 35 человек (18%) скорее не будут знакомиться, притом, что 10 из них (5,2%) не хотят ни с кем знакомиться вообще; 1 респондент (0,5%) не ответил на данный вопрос.

Большинство опрошенных старшеклассников проводят свободное время со своими друзьями – это 174 человека (89,2%); 18 респондентов (9,2%) ответили отрицательно; 3 респондента (1,5%) не ответили на данный вопрос.

В основном, школьники каждый день встречаются со своими друзьями. Отсюда мы делаем вывод, что, скорее всего они просто вместе учатся в школе. По полученным данным, 89 респондентов (45,6%) каждый день видят своих друзей; около 16 раз в месяц с друзьями встречаются 21 респондент (10,7%); около 8 раз в месяц с друзьями встречаются 51 респондент (26,1%); около 4 раз в месяц с друзьями встречаются только 12 человек - 6,1%. 22 человека (11,3%) не стали отвечать на данный вопрос. Это может свидетельствовать о том, что вопрос был не совсем адекватно воспринят и понят старшеклассниками и потому дал такой большой процент пропуска. В целом, современные старшеклассники достаточно много времени проводят со своими друзьями.

Затем следует блок вопросов, касающихся того, как именно старшеклассники проводят свой досуг вместе со своими друзьями. Были получены интересные, хотя и легко прогнозируемые данные.

Культурные места (театры, музеи, выставки) регулярно посещают только лишь 8 человек (4,1% опрошенных) из 195 респондентов, из них лишь двое постоянно посещают данные места; 24 человека (12,3%) время от времени ходят культурно просвещаться; абсолютное большинство опрошенных – 149 человек, что составляет 76,4%, крайне редко посещают театры, музеи, выставки, учитывая то, что из этих 149 человек 75 человек (38,5%) заявили, что никогда туда не ходят. Не сочли нужным отвечать 14 человек (7,2%).

Развлекательные мероприятия (кафе, кинотеатры, дискотеки) вместе с друзьями очень часто посещают 82 человека (42%), из них – 27 человек (13,8%) постоянно; время от времени развлекаются в данных местах – 73 человека (37,4%); и только 35 человек (17,9%) редко ходят в кафе, кинотеатры, на дискотеки (учитывая, что из этих 35 человек 8 опрошенных (4,1%) никогда туда не ходят. 5 человек (2,6%) решили воздержаться от ответа.

Большинство опрошенных старшеклассников – 113 человек, что составляет 57,9%, крайне редко ездят со своими друзьями на дачу, в лагерь или за границу (учитывая, что 65 человек (33,3%) никогда этого не делают); часто вместе с друзьями на отдых отправляются 39 человек – 20% (из них 15 человек (7,7%) постоянно); графу «время от времени» выбрали 31 респондент (это 15,9%); 12 человек (6,2%) решили не отвечать на данный вопрос.

Самым популярным видом проведения досуга вместе с друзьями у опрошенных старшеклассников является прогулка по городу – так ответили 148 человек (75,9%), из них 85 человек (43,6%) постоянно гуляют; время от времени выходят на улицу вместе с друзьями 25 человек (12,8%); и только лишь 16 человек – 8,2% опрошенных крайне редко гуляют (учитывая, что 5 человек (2,6%) никогда этого не делают). 6 человек (3,1%) не ответили на вопрос.

Что касается «сидения» дома и проведения досуга за компьютером вместе с друзьями, мнения респондентов разделились - часто это делают 74 респондента (38%) из 195 опрошенных, из них – 30 человек (15,4%) постоянно; время от времени – 37 человек (19%); редко – 75 человек (38,4%), из них 33 человека никогда дома вместе с друзьями не сидят; 9 респондентов (4,6%) не сочли нужным отвечать на данный вопрос. Так как количество тех респондентов, которые постоянно сидят дома за компьютером, и тех, что редко это делают, практически равны, делаем вывод, что опрошенные старшеклассники лишь иногда сидят дома за компьютером вместе с друзьями.

На основе полученных данных, подытожим наши результаты - проранжируем по популярности виды совместного досуга с друзьями, которым сегодня отдают предпочтение старшеклассники:

1. Прогулки по городу – 53,7%

2. Дома за компьютером – 18,9%

3. Посещение кафе, кино, дискотек – 17%

4. Отдых на даче, в лагере, за границей – 9,4%

5. Посещение театров, музеев, выставок – 1,3%

Далее мы спросили у старшеклассников: «Что является для Вас определяющим при выборе профессии?» и получили следующие данные.

Занять в будущем высокую должность стремится основная масса респондентов – 153 человека – это 78,4% опрошенных, при этом 48 человек из них (24,6%) отметили свое желание, как крайне сильное; только 37 человек (19%) не имеют цели занимать высокую должность, учитывая тот факт, что из них 5 человек (2,6%) вообще не хотят высокой должности и еще 5 человек (2,6%) отказались отвечать на вопрос.

Также достаточно велико желание у респондентов получить от будущей профессии максимум знаний, умений и навыков – 162 человека (83,1%) из 195 опрошенных, сильно к этому стремятся (из них 70 человек – 35,9% крайне сильно); всего лишь 25 человек (12,9%) отметили степень своего желания получать новые знания, умения и навыки, как низкую (учитываем здесь 4 человек (2,1%), которые вообще к этому не стремятся; 8 респондентов не ответили на данный вопрос (4.1%).

Абсолютное количество опрошенных старшеклассников хотят получать в будущем высокую заработную плату – 183 человека (93,8%), из них 110 человек (56,4%) выделяют зарплату, как определяющий критерий их будущей профессии; только лишь 10 человек (5,1%) указали, что зарплата для них незначительна (трое (1,5%) вообще не стремятся к высокой зарплате). 1% респондентов (2 человека) не ответили.

Также в анкете был задан вопрос о возможности заниматься любимым делом: 180 человек (92,3%) сильно стремятся заниматься любимым делом (из них 143 респондента – 73,3% отметили свое желание, как крайне сильное); 11 человек (5,6%) к этому не стремятся, учитывая, что 2 человека (1%) считают данный критерий совсем незначительным; 4 респондента (2,1%) не указали ответа.

Проанализировав полученные данные, мы построили рейтинг определяющих критериев выбора старшеклассниками будущей профессии. И получили несколько неожиданные результаты. По нашим респондентам получилось, что определяющим критерием для большинства старшеклассников является не должность и даже не зарплата (хотя этот критерий тоже немало важен), а возможность заниматься любимым делом, то есть получать удовольствие от работы; а высокая должность уступает критерию получение новых знаний, умений и навыков:

1. Возможность заниматься любимым делом – 38,5%

2. Высокая зарплата – 29,6%

3. Получение новых знаний, умений и навыков – 18,9%

4. Высокая должность – 12,9%

Вывод: Итак, на основе всех вышеприведенных данных, выделим следующие особенности состояния объекта исследования:

ü Современные старшеклассники не испытывают чувства психологической удовлетворенности от жизни и стремятся к переменам

ü Большинство опрошенных стремятся к новым связям и знакомствам и с удовольствием воспользуются предоставленным случаем познакомиться

ü Самым популярным видом совместного досуга старшеклассников с друзьями является прогулка по городу, а самыми редко посещаемыми школьниками местами – театры, музеи, выставки

ü Определяющим критерием выбора профессии для старшеклассника является возможность заниматься любимым делом.

§4. Особенности влияния референтной группы (друзей) на формирование профессионального самоопределения личности (старшеклассника) (описательный анализ состояния социального явления, рассматриваемого как источник определения независимой переменной исследования)

В этом параграфе изложены результаты исследования, касающиеся проблем влияния друзей как референтной группы на профессиональное самоопределение старшеклассника, то есть основной задачей в данном параграфе будет являться рассмотрение независимой переменной, ее анализ через полученные эмпирические сведения, посредством описания показателей данной переменной.

Для каждой переменной были составлены показатели, к каждому из которых был составлен ряд индикаторов. Говоря о состоянии предмета, в первую очередь необходимо проанализировать индикаторы.

В таблице приведены частотные распределения ответов респондентов на вопросы анкеты, которые касаются измерения независимой переменной (исходные таблицы: см. Приложение 2).

В составленной анкете индикаторы независимой переменной прослеживаются через вопросы: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 21.

Наши рекомендации

Эмпирический индикатор Градуированный эмпирический индикатор Ответы, %
Близость дружеских отношений старшеклассника с его друзьями очень близко общаемся 33,8
близко общаемся 45,1
достаточно близко общаемся 5,6
плохо друг друга знаем 10,3
я вообще никому ничего про себя не рассказываю 5,1
нет ответа
Высота авторитета друзей старшеклассника в их кругу очень высокий авторитет 3,1
скорее высокий, чем низкий 60,0
скорее низкий, чем высокий 4,6
очень низкий авторитет 24,6
другое 7,2
нет ответа 0,5
Наличие общих интересов у старшеклассника и его друзей да 93,8
нет 6,2
нет ответа
Степень схожести интересов старшеклассника с интересами его друзей много общих интересов 12,3
скорее много, чем мало общих интересов 64,6
скорее мало, чем много общих интересов 19,0
мало общих интересов 3,1
нет ответа 1,0
Частота согласия старшеклассника с мнением друзей всегда соглашаюсь 1,5
очень часто соглашаюсь 13,3
часто соглашаюсь 3,1
редко соглашаюсь 33,8
очень редко соглашаюсь 40,0
никогда не соглашаюсь 4,6
другое 2,6
нет ответа 1,0
Самооценка старшеклассника завышенная самооценка 16,4
высокая самооценка 45,6
я не лучше и не хуже других 28,2
низкая самооценка 5,1
заниженная самооценка 4,1
нет ответа 0,5
Сила влияния авторитета друзей на старшеклассника сильное влияние 29,7
скорее сильное, чем слабое 51,3
скорее слабое, чем сильное 4,1
слабое влияние 4,1
никак не влияют 6,7
другое