Наблюдаемые проявления типов референтных групп
№ | Название типов | Теоретическое определение типа | Операциональное определение типа через наблюдаемые проявления |
«Семья» | Семья - это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. | Семья - это первичная социальная группа, в которой складываются условия физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития; источник удовлетворения ряда потребностей; малый коллектив, предъявляющий к индивиду разнообразные и достаточно сложные требования. | |
«Друзья» | Друзья – это люди, с которыми индивид связан дружбой. Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. | Друзья - это люди, с которыми индивид связан близкими отношениями, основанными на симпатии, взаимном доверии, привязанности, общности интересов; отношения, с которыми складываются весьма позитивно достаточно длительное время и бесконфликтно, на основе бескорыстной взаимопомощи и регулярных личных контактах. | |
«Одноклассники» | Одноклассники – это школьные товарищи по классу, учащиеся или учившиеся с индивидом в одном классе. | Одноклассники - это школьные товарищи, отношения с которыми складываются в процессе общения в учебном коллективе, основанные на взаимопомощи, взаимоподдержке и регулярных личных контактах в ходе учебы. | |
«Учителя» | Учитель – это профессия образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. | Учитель - это субъект учебной деятельности, который передает знания, умения, навыки в ходе воспитания, образования, обучения; помогает учащимся социализироваться; закладывает основы профессиональных ориентаций. | |
«Ближайшие соседи» | Ближайшие соседи – это люди, проживающие вблизи, по соседству с индивидом. | Ближайшие соседи - это проживающие вблизи люди, с которыми поддерживаются дружеские отношения, характеризующиеся нерегулярными контактами и не тесным общением. |
Из перечисленных выше типов референтных групп для исследования по критерию степени влияния на зависимую переменную исследования, выберем второй тип – «друзья».
Так как для исследования был выбран второй тип – «друзья», необходимо рассмотреть наблюдаемые проявления данного типа более подробно.
Типу «друзья» соответствует формирование близких отношений, основанных на симпатии, взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Следовательно, можно выделить следующие его наблюдаемые проявления:
ü Степень близости отношений
ü Степень симпатии к другу
ü Степень доверия к другу
ü Степень привязанности к другу
ü Степень общности интересов
ü Степень бескорыстной помощи другу
ü Степень влияния друзей на ценностные ориентации
Вывод: В данном разделе была проведена операционализация концептуальных понятий предмета исследования – явления, рассматриваемого как источник формирования независимой переменной. Были выделены содержательные типы концептуальных понятий, из которых по критерию степени влияния на зависимую переменную, выбран второй тип референтной группы – «друзья», в котором указали наблюдаемые проявления этого типа.
§4. Обоснование и определение переменных исследования влияния референтной группы (друзья)
Так как операциональные понятия создают только исследовательскую базу, необходимо отобрать лишь те понятия, которые будут использоваться в исследовании референтной группы (в частности, друзей), оказывающей влияние на профессиональное самоопределение личности (старшеклассника). Все отобранные операциональные понятия будут представлять собой кандидатуры для независимойпеременной исследования.
Итак, операциональными понятиями, которые описывают характеристики референтной группы (друзей), будут вышеприведенные наблюдаемые проявления типа «друзья». Эти операциональные понятия являются независимыми по отношению к переменным исследования профессионального самоопределения личности (старшеклассника). Их изменение выступает в качестве причины изменения уровня профессионального самоопределения личности (старшеклассника).
Из-за ограниченности ресурсов в рамках данного исследования невозможно рассмотреть все перечисленные операциональные понятия в качестве переменных. Необходимо выбрать такую кандидатуру в переменную, которая в наибольшей степени показывала бы степень влияния на зависимую переменную исследования. В качестве независимой переменной исследования выберем степень влияния друзей на ценностные ориентации.
Вывод:В данном параграфе было проведено обоснование и определение операциональных понятий, выступающих в качестве кандидатур в независимую переменную. Из приведенных кандидатур по критерию степени влияния на зависимую переменную, была выбрана независимая переменная - степень влияния друзей на ценностные ориентации.
Общая схема концептуальной модели исследования
Окружающий мир
Социальная среда
|
|
|
|
|
Профессиональное самоопределение личности
Юность Молодость Зрелость
Доминантная деятельность на определенном этапе взрослости
Социализация личности
Личность