Формирование концептуальной модели социального явления, рассматриваемого как источник формирования независимой переменной (влияния референтной группы (друзей))
При разработке концептуальной модели необходимо сформулировать определения понятий, которые будут применены для предмета исследования, т.е. процесса влияния референтной группы (друзей) на формирование профессионального самоопределения личности (старшеклассника).
Влияние – это и процесс, и результат существенного изменения смысловых образований, установок, систем ценностей и т.д., а также поведенческой активности человека при взаимодействии с другими в условиях совместной деятельности и общения.[8]
Группа (по Р. Мертону) – это большое количество людей, которые взаимодействуют друг с другом по установленным моделям.
Референтная группа – это сообщество, представляющее интересы, установки, ценности, на которые ориентируются индивиды; такая группа, которой индивид может принадлежать и не принадлежать, но на которую он ориентируется в формировании установок и конструирования своего поведения.
Обобщая простые концептуальные понятия, сформулируем сущностное определение явления, которое будет рассматриваться как источник формирования независимой переменной.
Сущностное определение:
Референтная группа - это группа, к которой индивид может принадлежать и не принадлежать, но на которую он ориентируется в формировании установок и конструировании своего поведения при взаимодействии с другими в условиях совместной деятельности и общения; процесс и результат существенного изменения смысловых образований, установок, систем ценностей и т.д., а также поведенческой активности человека.
Родовой признак:один из возможных видов влияния референтной группы (друзей), которому группа отдает предпочтение.
Родовое понятие: совокупность всех влияний референтной группы (друзей).
На основе сущностного разработаем содержательное определение, в котором укажем видовые признаки, позволяющие выделить данное явление (влияние референтной группы) среди других.
Содержательное определение:
Референтная группа - это группа, к которой индивид может принадлежать и не принадлежать, но на которую он ориентируется в формировании установок и конструировании своего поведения при взаимодействии с другими в условиях совместной деятельности и общения; процесс и результат существенного изменения смысловых образований, установок, систем ценностей и т.д., а также поведенческой активности человека, сравнивающего свои поступки с действиями других людей, с которыми он действительно общался и был в постоянных отношениях, или с людьми, обладающими таким же статусом или той же самой социальной категорией, однако прямой социальный контакт между ними не считается обязательным, или с теми, кто обладает другим статусом или относится к другой социальной категории.
Видовые признаки: (особые признаки, позволяющие выделить данное явление среди других, входящих в общий класс):
ü сравнение своих поступков с действиями других людей, с которыми индивид действительно общался и был в постоянных отношениях
ü взаимодействие с людьми, обладающими таким же статусом или той же самой социальной категорией, однако прямой социальный контакт между ними не считается обязательным
ü общение с теми, кто обладает другим статусом или относится к другой социальной категории
Пример: В качестве примера других родовых признаков можно указать такие виды влияния референтной группы: явное навязывание своих ценностных ориентаций, утверждение своих взглядов без явного давления на участников группы, латентное распространение точки зрения группы среди её участников.
Далее сформулируем рабочее содержательное определение, выделив и оставив в неё только одно содержательное свойство, имеющее наибольшее социальное (прикладное) значение.
Рабочее содержательное определение:
Референтная группа – это группа, к которой индивид может принадлежать и не принадлежать, но на которую он ориентируется в формировании установок и конструировании своего поведения при взаимодействии с другими в условиях совместной деятельности и общения; процесс и результат существенного изменения смысловых образований, установок, систем ценностей и т.д., а также поведенческой активности человека, сравнивающего свои поступки с действиями других людей, с которыми он действительно общался и был в постоянных отношениях.
Типологизация свойств предмета исследования (явления, рассматриваемого как источник определения независимой переменной)
Разработав содержательное определение предмета исследования, проведем типологический анализ. Для этого необходимо выбрать одно содержательное свойство в соответствии с теоретическими основами данного исследования.
Исходя из того, что в качестве теоретической основы исследования выбрана теория референтно-группового поведения Р. Мертона, типологизировать это явление можно по уровню влияния других людей, с которыми человек действительно общается и находится в постоянных отношениях.
Основание типологии.
Проведём типологизацию свойств предмета – явления, рассматриваемого как источник формирования независимой переменной, выделив в нём наиболее значимое содержательное свойство – влияние других людей, с которыми человек действительно общается и находится в постоянных отношениях (теория референтно-группового поведения Р. Мертона).
Выделение типологических групп в исследовании.
Выделим типы референтных групп, исходя из того, как эти типы оказывают влияние на профессиональное самоопределение личности (старшеклассника) по Ч. Кули.
Типы референтных групп:
ü Семья. Она является первой группой, благодаря которой осуществляется процесс социализации личности.
ü Друзья. Характеризуются тем, что отношения строятся на взаимной симпатии, доверии, взаимопомощи и регулярных личных контактах.
ü Одноклассники. Школьные товарищи по классу, учащиеся или учившиеся в одном классе.
ü Учителя. Характеризуются тем, что обучают, воспитывают, социализируют учащихся.
ü Ближайшие соседи. Определяются как проживающие вблизи, рядом люди, с которыми поддерживаются отношения.
Вывод:В данном параграфе была разработана концептуальная модель предмета исследования (влияние референтной группы (друзей)). На основе простых концептуальных понятий, сформулированных в выбранной нами теории Р. Мертона было разработано сущностное определение референтной группы, из которого на основе выделения видовых признаков было сформулировано содержательное определение. Далее сформулировали рабочее содержательное определение, оставив в нём наиболее значимое содержательное свойство (влияние других людей, с которыми человек действительно общается и находится в постоянных отношениях). На его основе провели типологизацию предмета исследования – явления, рассматриваемого как источник формирования независимой переменной, выделивтакие типыреферентной группы, как «семья», «друзья», «одноклассники», «учителя», «ближайшие соседи».
§3.Операционализация концептуальных понятий исследования влияния референтной группы
После проведения процедуры типологизации содержательных свойств явления, рассматриваемого в исследовании как независимая переменная, необходимо провести операционализацию концептуальных понятий, описывающих данное явление, т.е. необходимо определить содержательные типы концептуальных понятий через свойства, которые поддаются наблюдению.