Наблюдаемые проявления типов «доминантной деятельности» на определенном этапе взрослости личности в профессиональном самоопределении

Название типов стадий Теоретическое определение типа Операциональное определение типа через наблюдаемые проявления
«Юность» (18-23 года) Юность – это завершающий этап первичной социализации, физического созревания юношей и девушек, характеризующийся потребностью в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребностью в достижениях определенных целей. Юность - это период формирования профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.
«Молодость» (24-27лет) Молодость – это возраст начала самостоятельной трудовой деятельности, вступления в брак и установления семейных отношений. Молодость - это период индивидуализации технологий выполнения деятельности, выработки собственной профессиональной позиции; высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.
«Зрелость» (28–60 лет) Зрелость – это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего профессионального потенциала. Зрелость - это период высокой творческой и социальной активности личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности.

Из перечисленных выше типов «доминантной деятельности» на определенном этапе взрослости в профессиональном самоопределении личности для исследования по критерию социальной значимости выберем первый этап взрослости личности – «юность», основной ведущей деятельностью которого является профессиональное самоопределение старшеклассника.

Необходимо рассмотреть наблюдаемые проявления данного типа более подробно. Соответственно этапу «юность» соответствует формирование профессиональных намерений старшеклассника, познавательных и профессиональных интересов, поиск своего места в мире профессий. Следовательно, можно выделить следующие его наблюдаемые проявления:

ü Степень удовлетворения личностных потребностей в профессиональной деятельности

ü Уровень влияния социально - экономического развития общества на формирование профессиональных намерений, познавательных и профессиональных интересов

ü Степень стремления получить высокое положение (статус) в обществе, связанный с выбором «престижной» профессии

ü Степень стремления получить высокую заработную плату

ü Уровень стремления развивать науку

ü Уровень стремления в самореализации старшеклассника посредством профессионального самоопределения

Вывод: В данном разделе была проведена операционализация концептуальных понятий объекта исследования – явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной. Были выделены содержательные типы концептуальных понятий, из которых по критерию социальной значимости, выбран первый этап взрослости личности и соответственно первый тип «доминантной деятельности» - «юность», в котором происходит профессиональное самоопределение старшеклассника, также указали наблюдаемые проявления этого типа.

§4. Обоснование и определение переменных исследования формирования профессионального самоопределения личности

Так как операциональные понятия создают только исследовательскую базу, необходимо отобрать лишь те понятия, которые будут использоваться в исследовании формирования профессионального самоопределения, складывающегося под влиянием референтной группы (в частности, друзей). Все отобранные операциональные понятия будут представлять собой кандидатуры для зависимойпеременной исследования.

Итак, операциональными понятиями, которые описывают формы профессионального становления личности в соответствии с типами «доминантной деятельности», будут вышеприведенные наблюдаемые проявления этапа «юность». Эти операциональные понятия являются зависимыми по отношению к переменным исследования референтной группы. Их изменение выступает в качестве следствия изменения степени влияния референтной группы.

Из-за ограниченности ресурсов в рамках данного исследования невозможно рассмотреть все перечисленные операциональные понятия в качестве переменных. Необходимо выбрать такую кандидатуру в переменную, которая в наибольшей степени показывала бы социальную значимость объекта исследования. В качестве зависимой переменной исследования выберем уровень стремления в самореализации старшеклассника посредством профессионального самоопределения.

Вывод:В данном параграфе было проведено обоснование и определение операциональных понятий, выступающих в качестве кандидатур в зависимую переменную. Из приведенных кандидатур по критерию социальной значимости была выбрана зависимая переменная - уровень стремления в самореализации старшеклассника посредством профессионального самоопределения.

Раздел II. Теоретические основы социологического исследования ВЛИЯНИЯ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ (ДРУЗЕЙ) НА ФОРМИРОВАНИе ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (СТАРШЕКЛАССНИКа)

(явления, РАССМАТРИВАЕМОГО КАК ИСТОЧНИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕзависимОЙ переменнОЙ исследования)

§1. Выбор и обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию (концепции исследования) влияния референтной группы (друзей) на формирование профессионального самоопределения личности (старшеклассника)

Для исследования явления, рассматриваемого как независимая переменная, необходимо определить теоретические основы и выделить основные понятия из теоретических подходов, которые будут использоваться при описании свойств предмета исследования и характера их взаимосвязи. Мы выбрали следующие теоретические основы для обоснования независимой переменной исследования:

· Теория референтно-группового поведения Р. Мертона

· Понятие «первичная группа», введенное Ч. Кули

1) Теория референтно-группового поведения Р. Мертона

В данном социологическом исследовании используется теория референтно-группового поведения Р. Мертона потому, что именно вклад Р. Мертона в теорию референтных групп представляется наиболее значительным.

Термин «референтная группа» предложен для обозначения социальных общностей, реальных или воображаемых, под воздействием которых индивиды постоянно оценивают ситуацию и свое поведение.

Вся жизнь индивида связана с постоянным выбором или не-выбором тех или иных групп в качестве референтных. И индивидуальный набор таких референтных групп постоянно подвергается изменениям.

Мертоновская теория референтных групп, одна из наиболее развитых теорий среднего уровня, пытается объяснить, почему индивиды выбирают именно эти системы реферирования, именно эти социально-культурные миры, а не другие; почему идентифицируют себя именно с этими группами и индивидами, а не другими.

Р. Мертон выделяет три вида референтных стандартов:

v На установки или оценки людей влияет сравнение с ситуацией других людей, с которыми они действительно общались, были в постоянных социальных отношениях

v На установки или оценки людей влияет сравнение с ситуацией других людей, которые обладают таким же социальным статусом или той же самой социальной категорией, однако прямой социальный контакт между ними не считается обязательным

v На установки или оценки людей влияет сравнение с ситуацией других людей, которые обладают другим социальным статусом или относятся к другой социальной категории.

По Р. Мертону, люди берут в качестве основы для сравнения ситуацию людей, с которыми они находились в прямом социальном взаимодействии: в первую очередь внутреннюю группу друзей и знакомых.

Теория референтных групп стремится систематизировать решающие факторы и последствия тех процессов оценки и самооценки, в которых человек принимает ценности и стандарты других людей и групп в качестве референтной системы координат.

Согласно теории Р. Мертона, существует огромное количество референтных групп: любые группы, в которых человек является членом (их сравнительно немного), а также группы, в которых человек не является членом (их множество), могут стать референтной основой для формирования собственных установок, оценок, поведения.

Исходя из этого, он выделяет членскую и не-членскую референтные группы, где членская группа подразумевается в качестве первичной группы.

Так как теория референтно-группового поведения Р.Мертона недостаточно полно раскрывает исследуемое в данном социологическом исследовании явление, будем использовать понятие «первичная группа», введённое Ч. Кули.

2)Понятие «первичная группа» Ч. Кули

Согласно Ч.Кули первичная группа – общность, состоящая из людей, имеющих общую систему ценностей, цели, стандарты поведения и тесные межличностные контакты. Такая группа является наиболее устойчивой и способна оказывать более сильное, чем другие социальные группы, воздействие на психологию, поведение и развитие человека.

Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.

Первичные группы формируют личность. В них происходит процесс социализации личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных интересов.

Ч. Кули выделяет следующие типы первичных групп:

ü Семья. Она является первой группой, благодаря которой осуществляется процесс социализации личности.

ü Друзья. Характеризуются тем, что отношения строятся на взаимной симпатии, доверии, взаимопомощи и регулярных личных контактах.

ü Одноклассники. Школьные товарищи по классу, учащиеся или учившиеся в одном классе.

ü Учителя. Характеризуются тем, что обучают, воспитывают, социализируют учащихся.

ü Ближайшие соседи. Определяются как проживающие вблизи, рядом люди, с которыми поддерживаются отношения.

Вывод: Теория референтно-группового поведения Р. Мертона и понятие «первичная группа» Ч. Кули наиболее полно раскрывают сущность тех понятий, которые мы используем при разработке концептуальной модели предмета теоретико-прикладного социологического исследования, позволяя нам оперировать такими основными понятиями, как «влияние», «группа», «референтная группа».

§2. Выбор, обоснование и определение концептуальных понятий исследования влияния референтной группы (друзей)

Этот параграф посвящен разработке концептуальной модели предмета исследования. Исходя из теории выбранной в § 1 (теория референтно-группового поведения Р.Мертона), дадим обоснования выбора и сформулируем определения понятий, которые далее используются для составления понятийной модели явления, рассматриваемого как источник определения независимой переменной исследования: влияние, группа, референтная группа.

Наши рекомендации