Формирование концептуальной модели социального явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной
(формирования профессионального самоопределения у личности (старшеклассника))
При разработке концептуальной модели необходимо сформулировать определения понятий, которые будут применены для исследования объекта, т.е. процесса формирования профессионального самоопределения у личности (старшеклассника).
Профессия (по Э. Ф. Зееру) — социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.
Самоопределение - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.[7]
Личность (по Э. Ф. Зееру) - это субъект социальных отношений и активной деятельности, наделенный свойствами, качествами, способностями, позволяющими реализовать себя.
Обобщая простые концептуальные понятия, сформулируем сущностное определение явления, которое будет рассматриваться как источник формирования зависимой переменной.
Сущностное определение:
Профессиональное самоопределение личности - процесс и результат выбора субъектом социальных отношений и активной деятельности, наделенным свойствами, качествами, способностями, позволяющими реализовать себя, своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, то есть в социально-ценной области приложения физических и духовных сил человека, позволяющей ему получить взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.
Родовой признак:одна из возможных форм профессионального самоопределения, которой личность (старшеклассник) отдаёт предпочтение.
Родовое понятие: совокупность всех форм профессионального самоопределения, которым личность (старшеклассник) отдаёт предпочтение.
На основе сущностного разработаем содержательное определение, в котором укажем видовые признаки, позволяющие выделить данное явление (профессиональное самоопределение личности) среди других.
Содержательное определение:
Профессиональное самоопределение личности - процесс и результат выбора субъектом социальных отношений и активной деятельности, наделенным свойствами, качествами, способностями, позволяющими реализовать себя, своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, то есть в социально-ценной области приложения физических и духовных сил человека, позволяющей ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития в ходе определенной социальной ситуации и доминантной деятельности, задаваемой системой воспитания и обучения.
Видовые признаки: (особые признаки, позволяющие выделить данное явление среди других, входящих в общий класс):
ü определенная социальная ситуация, в которой формируется личность
ü доминантная деятельность, задаваемая в процессе воспитания и обучения субъекта
Пример: В качестве примера можно указать профессиональное самоопределение личности в дошкольном детстве (ролевые игры малыша), в младшем школьном возрасте (подражание взрослым), в подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, в зрелости (период реализации себя как личности), в пожилом возрасте (уход из профессиональной жизни).
Далее сформулируем рабочее содержательное определение, выделив и оставив в нём только одно содержательное свойство, имеющее наибольшее социальное (прикладное) значение.
Рабочее содержательное определение.
Профессиональное самоопределение личности - процесс и результат выбора субъектом социальных отношений и активной деятельности, наделенным свойствами, качествами, способностями, позволяющими реализовать себя, своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, то есть в социально-ценной области приложения физических и духовных сил человека, позволяющей ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития в ходе определенной доминантной деятельности, задаваемой системой воспитания и обучения.
Типологизация свойств объекта исследования – явления, рассматриваемого как источник определения зависимой переменной
Разработав рабочее содержательное определение объекта исследования, проведём типологический анализ, одного выбранного содержательного свойства в соответствии с теоретическими основами исследования.
Исходя из того, что в качестве теоретической основы исследования выбрана теория профессионального развития личности Э. Ф. Зеера, типологизировать это явление можно по «доминантной деятельности».
Основание типологии.
Проведём типологизацию свойств объекта – явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной, выделив в нём наиболее значимое содержательное свойство - доминантная деятельность (теория Э.Ф. Зеера).
Выделение типологических групп в исследовании.
Выделим типы «доминантной деятельности» в профессиональном самоопределении личности, исходя из того, что на эти типы оказывает различное влияние референтная группа (друзья).
Типы «доминантной деятельности» в разные периоды взрослости:
ü «Юность» (18-23 года). Характеризуется учебно-профессиональной, профессионально-образовательной деятельностью.
ü «Молодость» (24-27 лет). Характеризуется воспроизводящей (репродуктивной), частично-поисковой деятельностью.
ü «Зрелость» (28–60 лет). Определяется индивидуально ориентированной (саморегулируемой), стагнирующей, творческой (самостоятельной) деятельностью.
Вывод:В данном параграфе была разработана концептуальная модель объекта исследования (профессиональное самоопределение личности (старшеклассника)). На основе простых концептуальных понятий, сформулированных в выбранной нами теории Э. Ф. Зеера, было разработано сущностное определение профессионального самоопределения личности, из которого на основе выделения видовых признаков было сформулировано содержательное определение. Далее сформулировали рабочее содержательное определение, оставив в нём наиболее значимое содержательное свойство («доминантная деятельность»). На его основе провели типологизацию объекта исследования – явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной, выделив определенные этапы взрослости личности: «юность», «молодость», «зрелость» и соответствующие им типы «доминантной деятельности».
§3.Операционализация концептуальных понятий исследования формирования профессионального самоопределения личности
После проведения процедуры типологизации содержательных свойств явления, рассматриваемого в исследовании как зависимая переменная, необходимо провести операционализацию концептуальных понятий, описывающих данное явление, т.е. необходимо определить содержательные типы концептуальных понятий через свойства, которые поддаются наблюдению.