Восприятие: слуховое, 0-1 год
Учебная цель:узнавать собственное имя
Задание: смотреть на то лицо, которое зовет ребенка по имени
Материал: отсутствует
Несколько раз в день называйте имя Филиппа громким, но спокойным голосом. Если он посмотрит на Вас, то дайте ему небольшое вознаграждение. Если он не реагирует, то переместитесь в его поле зрения и повторите его имя. Начинайте с того, что подходите близко к нему и пару минут повторяйте его имя. Всегда хвалите его, если он повернет к Вам голову, хотя и не встретится с Вами взглядом. Если он начинает реагировать, то постепенно увеличивайте расстояние между ним и собой, когда Вы называете его имя. Эту реакцию можете тренировать, используя любую возможность, например, выполняя с Филиппом другое упражнение, или просто играя с ним.
Упражнение 160. Показать на желаемый предмет
Познавательная деятельность: понимание речи, 0-1 год
Восприятие: слуховое, 0-1 год
Учебная цель: сообщать о потребностях неречевым способом
Задание: без помощи показать на желаемыйпредмет илипротянуть за ним руку
Материал: сладости или любимая игрушка
Покажите Марку одну из его любимых игрушек или что-то сладкое и положите это перед ним на стол. Не разрешайте ее брать, пока Вы ему не поможете, указав на нее или протянув к ней руку. Если Марк посмотрит туда, то покажите сами на нее. Возьмите его руку и покажите также на нее, прежде чем ему разрешить взять ее. Повторяйте это как можно чаще. Если Марк уже несколько привык к этому действию (даже если Вы ему еще должны помогать), то используйте каждую возможность в течение дня для того, чтобы приучить его к показыванию. Постепенно уменьшайте свою помощь, если Марк замечает, что он может продемонстрировать свои желания соответствующими жестами. Если Марк начинает самостоятельно показывать, то дайте ему на выбор два предмета и заставьте его показать на тот, который он хотел бы иметь. Не забывайте похвалить Марка, если Вы заметите, что он спонтанно показывает на то, что хотел бы иметь. Очевидно, сначала он продемонстрирует свое желание, протягивая только руку за желанным предметом. Постепенно научите его показывать указательным пальцем, беря его и помогая ему направлять его в правильное положение.
Упражнение 161. Прийти по речевому вызову
Познавательная деятельность: понимание речи, 0-1 год
Учебная цель: понимание речевых вызовов
Задание: прийти по речевому вызову
Материал: отсутствует
Для этого упражнения используются два лица ("учитель" и "помощник"). Оба должны держать наготове какое-то небольшое вознаграждение. "Учитель" и его "помощник" должны сидеть напротив друг друга (на расстоянии приблизительно 1,5 - 2 м). Светлана должна стоять рядом с "помощником". "Учитель" говорит: "Иди сюда!" - и протягивает ей вознаграждение. Очевидно, "помощник" Светланы сначала должен сделать маленький толчок, чтобы привести ее в движение. Если она пойдет к "учителю", то получит награду. Затем "учитель" повернет ее так, чтобы она увидела "помощника". Затем "помощник" протягивает ей награду и процесс повторяется. Каждый раз делайте 4-5 переходов. Постепенно отказывайтесь от маленького толчка и следите, двинется ли она сама по речевому вызову. Если она уходит еще до вызова, то удерживайте ее, пока она не услышит вызов. Если она во время этого упражнения приходит на вызов, то начинайте постепенно следующим образом переносить понимание слова на другие ситуации:
а) несколько раз в течение дня попросите ее подойти. Привлеките ее внимание, прежде чем дать ей поручение;
б) позовите ее, если она на Вас как раз не смотрит;
в) позовите ее также, когда Вы стоите именно за ней так, чтобы она вынуждена была повернуться, чтобы подойти.
Всегда продвигайтесь не спеша. Следите, чтобы она действительно усваивала предыдущее упражнение, прежде чем Вы перейдете к следующему заданию.
Упражнение 162. Садиться по речевому требованию
Познавательная деятельность: понимание речи, 0-1 год
Имитация: моторная, 0-1 год
Учебная цель: понимание речевых требований
Задание: садиться по речевому требованию
Материал: 3 стула (1 из них детский стульчик)
Поставьте 3 стула так, чтобы 2 из них стояли напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. В этом упражнении используются 2 человека. Один человек садится на отдельный стул напротив Клавдии и помощника. Клавдия и помощник становятся перед своими стульями. Глаза Клавдии должны находиться на уровне рта сидящего учителя. Учитель говорит чистым сильным голосом: "Садись!". Помощник садится и помогает Клавдии сесть. Учитель хвалит ее за это. Многократно повторяйте упражнение, пока Клавдия не поймет речевого требования и больше не будет нуждаться в поддержке помощника.
Упражнение 163. Игра "Стой /иди дальше"