Упражнение 1. Подражание стуку
Содержание
Рекомендации по использованию упражнений для развития аутичных детей. Указания для читателя
Реестр 1
Возраст развития и содержание упражнений
Функциональная сфера
Раздел 1 Имитация
Раздел 2 Восприятие
Раздел 3 Грубая моторика
Раздел 4 Тонкая моторика
Раздел 5 Координация глаз и рук
Раздел 6 Познавательная деятельность
Раздел 7 Речь
Раздел 8Самообслуживание
Раздел 9 Социальные отношения
Реестр 2
Раздел 10 Особенности поведения
Раздел 11 Самостоятельные записи
Рекомендации по использованию упражнений для развития
Аутичных детей
С помощью этой книги мы хотим познакомить родителей, педагогов с опытом, собранным нами при разработке и практическом применении программ по индивидуальному развитию аутистов и детей, имеющих иные виды отставания в развитии в рамках школы, родительского дома и среды, окружающей таких детей. Из более чем 3000 упражнений, разработанных нами с начала нашей деятельности в 1966 году для группы по лечению и школьному развитию аутистов и детей, имеющих подобные виды нарушений коммуникации, мы выбрали 296 описаний упражнений, которые должны проиллюстрировать содействие развитию в пределах десяти функциональных сфер на различных стадиях развития ребенка.
Это руководство должно стать для читателя источником новых импульсов и подтверждением уже приобретенного практического опыта. Так как аутисты и дети, имеющие похожие нарушения в развитии, своими сильными и слабыми сторонами, а также отклонениями в поведении очень отличаются друг от друга, возникает необходимость установить для каждого ребенка индивидуальные цели обучения. Собранные здесь рекомендации должны разъяснить, как можно практически воплотить поставленную учебную цель.
Каждая рекомендация передается в начальном варианте так, как она была сформулирована членом группы ТЕАССН в сотрудничестве с родителями для какого-то определенного ребенка. В описании читатель найдет ссылки на специфические интересы и стиль поведения этого ребенка, и на основании этой информации он сможет сам решить насколько данное упражнение подходит ребенку, с которым он работает, и в какой части нужно внести изменения. Упражнения были частью программы домашнего развития и учебного материала в школе; в отдельных случаях они проводились и в школе, и дома. Проект ТЕАССН придает особое значение сотрудничеству родителей и учителей и обеспечивает таким образом комплексность, где новые навыки закрепляются одновременново всем окружении ребенка.
На протяжении многих лет группой ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития для таких групп детей, необычность которых часто неправильно объясняется. Речь идет о трех основных принципах:
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.
• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.
Предлагаемый сборник содержит большой выбор упражнений, применяемых в прошлом в работе с отдельными детьми в рамках проекта ТЕАССН. Отдельные упражнения были выбраны для этого сборника потому, что они являются составной частью программы развития, которая оказалась успешной для одного из наших детей. Успех всего проекта доказан эмпирически (Шоплер и др., 1981, Шоплер, Мезибов, 1982). Читатель должен помнить, что отдельные элементы каждого упражнения были разработаны специфически для конкретного ребенка и не могут быть автоматически перенесены на другого ребенкабез учета его индивидуальных особенностей.
Надеясь, что читатель продуманно будет применять упражнения к каждому ребенку, с которым он работает, мы хотим при помощи этого сборника помочь ему ответить на следующие 5 вопросов, которые он поставит себе, глядя на ребенка:
1. В каких сферах я хочу развить ребенка?
Данный сборник делится на 10 разделов, которые охватывают, исходя из нашего опыта, важнейшие сферы развития, 7 из них отвечают функциональным сферам развития. Дополнительно к этим семи разделам сборник содержит еще и такие:
8. Самообслуживание.
9. Социальные отношения.
10. Особенности поведения.
Хотя эти разные функциональные сферы в рамках одного упражнения часто накладываются друг на друга, они рассматриваются в отдельных разделах с целью лучшей идентификации.
2. Какое практическое значение имеет понятие возраст ребенка?
Все упражнения в рамках десяти сфер содействия развитию сгруппированы по различным ступеням развития. За упражнениями, относящимися к низшим ступеням развития, следуют упражнения для более высоких ступеней развития, т.е. за более легкими следуют более сложные. Мы считаем чрезвычайно важным то обстоятельство, что наша программа содействия должна подстраиваться под каждого ребенка согласно изменению профиля его развития. Если не учитывается неравномерное распределение способностей, обусловленное отставанием в развитии, то это часто приводит к дополнительной неуверенности ребенка и росту аутичных или других странных вариантов поведения. Степень сложности задачи определяется возрастом развития. Указанный в каждом случае возраст развития следует рассматривать как приблизительный показатель, который не должен быть универсальным пунктом обозначения развития.
3. Как программа содействия развитию может учитывать неодинаковый уровень развития в разных функциональных сферах?
Каждое включенное в сборник упражнение было разбито на компоненты. Простое упражнение на сортировку, например, служит развитию координации глаз и рук, но оно же требует определенных визуальных способностей и определенного понимания речи. Если мы работаем с аутичными детьми, то мы должны специально уделять внимание этим вторичным способностям, которые являются важными компонентами для каждого упражнения. Допустим, что ребенок справляется со всеми задачами в сфере тонкой моторики, которыми владеет обычно здоровый пятилетний ребенок, но в развитии своего визуального восприятия соответствует лишь двухлетнему ребенку. Если мы у этого ребенка хотим выработать координацию глаз и рук, то мы должны тщательно следить за те, чтобы выбирать лишь те задания, которые содержат незначительные требования к свойствам визуального восприятия. Чтобы облегчитьвыборпосильных заданий, в каждом компоненте упражнения указывается соответствующий возраст развития. Он указан во всех десяти разделах, чтобы избежать выбора упражнений, не подходящих по уровню развития ребенка. Одно и то же упражнение относится не только к какой-то одной функциональной сфере. По этой причине названия игр-упражнений содержат как первичные, так и вторичные способности, необходимые дляихвыполнения.
4. Какой материал я могу использовать при таком множестве упражнений?
Необходимые для выполнения упражнений материалы - это обычные предметы, которые, как правило, всегда есть в школе и дома. Этим достигаются сразу две цели.
Во- первых, известно, что особые проблемы для детей аутистов составляет обобщение или применение учебного опыта в новых условиях. Чем чаще ребенок сталкивается с материалами из учебной ситуации в своем привычном окружении, тем легче ему переносить приобретенные умения в другие ситуации.
Во-вторых, материал, применяемый в упражнениях, недорогой. Семьи с ограниченными материальными возможностями могут успешно работать с теми предметами, которые уже есть в доме. Школы могут настроиться ни индивидуальные программы содействия развитию, не выходя за рамки своего ограниченного бюджета. Излишне специализированные и дорогие вспомогательные средства имеют дополнительный недостаток: если родители или школы приобретают дорогие материалы, то они склонны к его постоянному использованию, хотя ребенок уже "вырос" из них. Кроме того, они стараются использовать его для всех детей, невзирая на актуальные индивидуальные требования, просто, чтобы окупилась дорогаявещь.
5. Какие проблематичные варианты поведения следует учесть во время работы?
В этом сборнике перечислены самые частые отклонения в поведении, которые мы встретили во время работы с такими детьми. Эти отклонения и их специфические проявления перечислены в 10-м разделе, а в остальных 9 разделах они принимаются во внимание по мере того, как встречаются. Каждый, кто работает с ребенком, проявляющим специфические проблемы поведения, может поискать их в списке нарушений поведения и найти там ряд мер, при помощи которых можно противодействовать этим отклонениям.
Чтобы читатель мог извлечь максимальную пользу из этого сборника, следует рассказать о том, как разрабатывались наши рекомендации по использованию упражнений: до недавнего времени специфические нарушения у аутичных детей рассматривались как результат эмоционального ухода от бесчувственных родителей и взрослых. Трудностиэтих детей в межличностных контактах, речевые отклонения, однообразное поведение и другие особенности поведения приписывались эмоциональному нарушению,за лечение которого отвечали психиатрические заведения. В связи с этим ложным предположением такие дети часто не посещали обычные школы, и подвергались несоответствующему лечению. За последние два десятилетия исследования и клинический опыт показали, что такая интерпретация проблемы этих детей неверна. С самого начала своей жизни они страдают неспецифическим нарушением развития с неблагоприятными воздействиями на их умственную деятельность, коммуникативную способность и поведение (Шоплер, Руттер, Чесс, 1979).
Когда мы стали лучше понимать этих детей, то нашли новую концепцию их лечения и обучения. Вместо того чтобы рассматривать родителей как причину такого состояния, мы начали с ними сотрудничать и сделали их сотерапевтами (Шоплер и Райхлер, 1971). Вместо того чтобы рассматривать отклонения детей как эмоциональный уход от негостеприимного окружения, мы сделали их отклонения в развитии предметом специального индивидуального содействия развитию. При поддержке средств, выделенных для исследований Министерством образования и здравоохранения, мы разработали обширную программу для штата Северная Каролина по лечению и школьному обучению аутистов и других детей, имеющих похожие коммуникативные отставания. В этот проект мы попытались вместить следующие аспекты: воспитание в семье, специальное педагогическое содействие в обычных школах, общественная помощь (Райхлер и Шоплер, 1976). Все это в тесной связи с родителями.
В то время когда дети еще не имели права посещать обычную школу, мы разработали программы содействия на дому и терапевтические меры влияния на поведение, которые родители могли применять дома. Основой этих программ содействия были упражнения, имеющие специфическую структуру, которые нужно было проводить за столом на протяжении от 15 минут до 1 часа (Шоплер и Райхлер, 1971). При этом мы установили следующее: если родителям удается с возрастающим усилием осуществлять индивидуальные программы содействия, то это оказывает положительное воздействие на их возможность действовать не только во время занятий с детьми, но также постоянно контролировать их поведение как дома, так и вне его.
По этой причине особое внимание в этом сборнике мы уделяем рекомендациям по использованию таких упражнений. Но они не должны представлять собой единого плана для всех детей, относящихся к одной диагностической категории, потому что тогда теряется необходимая индивидуализация, которую мы как раз и хотим продемонстрировать при помощи этого сборника.
Мы намеренно не разрабатывали общего плана для аутистов и детей, имеющих другие виды отставания, хотя со стороны школ постоянно есть спрос на такие программы.
Мы не включили в сборник программы по тренировке речи, например использование языка знаков или словесных картинок, а также тренировочные программы для других специфических функций. Вместо этого мы хотим представить тренировочные действия и терапевтические меры, направленные на корректировку поведения, которые могут быть интегрированы в учебный план с целью достижения индивидуализации, необходимой для каждого ребенка.
Мы публикуем эти рекомендации, чтобы сделать наш опыт доступным также и детям-аутистам вне проекта ТЕАССН. Методы и стратегии, вошедшие в этот сборник, были разработаны на основе многолетнего опыта. "Рекомендации по использованию упражнений для развития аутичных детей" должны служить справочником, который побуждает читателя с пользой применить проиллюстрированные в упражнениях методы и подходы к специфическим педагогическим требованиям и свойствам ребенка, с которым он работает.
Планы каталогизации наших программ домашнего развития существовали с тех пор, как мы начали собирать их в одно целое из пяти региональных центров ТЕАССН в Северной Калифорнии, но случилось это лишь тогда, когда наши сотрудники стали регулярно и настойчиво настаивать на том, что такой каталог будет очень полезным для подготовки учителей, которые будут работать с детьми-аутистами.
Данные рекомендации были сформулированы нашими психологами-воспитателями и разрабатывались в сотрудничестве с родителями каждого отдельного ребенка.
Таким образом, все сотрудники и родители на протяжении 15 лет вносили вклад в создание этого сборника. Их слишком много, чтобы перечислить все имена.
Если мы при составлении и издании этих рекомендаций где-то отклонились от оригинала, то это наша ошибка,а неколлектива сотрудников и родителей.
Особую благодарность каждому из них мы выражаем через клинических директоров различных центров ТЕАССН, которые достойны восхищения за свою работу по подготовке сотрудников к созданию этих программ - доктора Ли Маркуса из центра в Пьемонте, доктора Бернарда Харриса из Западного центра в Агиервилле, доктора Джерри Слоана из Южного центра в Виллингтоне, доктора Хола Шигли из Восточного центра в Гринвилле и доктора Джека Волла из Южного центра в Шарлотте. Мы благодарим Кэрол Лоджи за её помощь в систематизации материала, а также Питера Кугена за его многолетнее участие в составлении этого сборника.
Указания для читателя
Чтобы помочь читателю в правильном выборе упражнений для каждого конкретного ребенка, этим упражнениям предшествуют 2 реестра.
В реестре 1 все упражнения перечислены согласно порядковому номеру - так, как они даются в книге.
Реестр 1 указывает на содержание упражнений. Сначала они перечислены с учетом возраста развития, а потом - по функциональным сферам, к которым они относятся в первую очередь. Для каждого упражнения указан также необходимый материал.
У многих педагогов и родителей есть неуверенность относительно уровня развития их ребенка, а также желание иметь новые идеи для учебных целей и упражнений. Таким читателям поможет реестр 1, так как в нем приведен ряд навыков для каждого возраста развития, таким образом, читатель сможет сравнить изменяющиеся уровни развития. Кроме того, реестр дает указания, как может быть найден подходящий уровень для каждого конкретного ребенка. Кто интересуется, например, самостоятельным одеванием или определенными навыками коммуникации, но не знает, в каком возрасте дети развивают эти навыки, может просмотреть реестр 1. Если ребенок справляется с заданиями для первого года жизни, то нужно просмотреть следующую возрастную ступень (1-2 года), пока не встретятся задания, которые ребенок не в состоянии выполнить. Таким образом можно получить представление о возрастном уровне,накотором с ребенком нужно работать.
Аутичные дети развиваются в некоторых сферах обычно быстрее, чем другие. В плане самообслуживания ребенок может соответствовать трехлетнему возрасту, но в своих коммуникативных способностях быть на уровне годовалого. Просмотр реестра 1 позволяет читателю оценить уровень развития своего ребенка в пределах девяти различных функциональных сфер развития. Следовательно, читатель может взяться за выполнение заданий по самообслуживанию для трехлетних детей (например, застегивать пуговицы), а коммуникативные умения и речь тренировать на уровне годовалого ребенка (например, помахать на прощание ручкой), поскольку ребенокуже имеет задатки для выполнения заданий этого уровня и готов к дальнейшим шагам в учебе. Другие упражнения в этих же разделах могут служить читателю в качестве идей для новых учебных целей.
Детальное перечисление всех мероприятий, ориентированных на корректировку поведения, читатель найдет в реестре 2. Эти мероприятия сгруппированы по роду поведенческой проблемы, к которой они подходят, аутоагрессивные, агрессивные, нарушающие, стереотипные и дефицитные типы поведения. Если читатель выбирает какое-то корректирующее поведение мероприятие, то он должен учитывать понимание ребенком речи и убедиться, что дает указания в понятной ребенку форме.
Этот сборник предлагает ряд методических указаний, которые помогают при проведении упражнений с аутичными детьми. Они рекомендуют:
1. Хвалите ребенка за сотрудничество и внимание, даже если задание ему не удалось.
2. Разъясняйте ребенку с помощью показа, жестами, изображая руками.
3. Следите, чтобы нарабочем месте не было беспорядка и шума.
4. Помните о том, что аутичные дети непостоянны. Неадекватное поведение может обозначать переутомление или замешательство. Будьте гибкими, умейте сократить или облегчить задание.
Реестр 1: Возраст развития и содержание упражнений
Возраст развития 0 - 1 год
Функциональная сфера | Упражнение | Страница |
Имитация | 1. Подражание стуку (2 ложки, кастрюля) | |
2. Начальная имитация звуков 3. Подражать звукам 4. Подражать движениям, с помощью которых вызываются звуки | ||
Восприятие | 28. Находить спрятанную под платком игрушку (небольшой платок, любимая игрушка, что-нибудь из еды) 29. Следить взглядом за движениями (3 маленькие мисочки, печенье) 30. Поднять упавший предмет (маленькая миска, 5 цветных кубиков) | |
31. Найти кусочки пищи под кружкой (кружка, кусочки пищи) 32. Реагировать на сигнальный шум (громкий колокольчик) 33. Различать акустические сигналы | ||
Грубая моторика | 51. "Испечем мы хлебушек" 52. Садиться без помощи 53. Брать предмет (шнур, маленький зверек из ткани или другие игрушки) | |
Тонкая моторика | 94. Держать ложку (ложка) 95. Держать предмет (картонная коробка, 3 обычных предмета домашнего обихода средней величины) 96. Брать маленькие предметы (маленькая миска, 10 малых предметов) 97. Развитие захвата по принципу пинцета (пластилин, вазочка) | |
Координация глаз и рук | 120. Подготовка к строительству башни (небольшие картонные коробки; корзина для белья) 121. Подготовка к складыванию картинок - 1 (4 пустые банки, 4 пары носков) 122. Подготовка к складыванию картинок - 2 (упаковка из-под яиц, 10 больших бусин) | |
Познавательная деятельность | 159. Реагировать на собственное имя 160. Показывать облюбованный предмет (сладости или любимые игрушки) 161. Уходить и подходить на речевое требование | |
162. Садиться по речевому требованию (3 стула) 163. Игра "Стой/иди дальше" 164. Узнать себя в зеркале (зеркало в рост человека) | ||
Речь | 191. Первые звуковые выражения (банка с мыльным раствором) 192. Произносить согласные (картинки с изображением кур, гусей и коров) 193. Соединять звуки 194. Простые восклицания (мяч) 195. Первые слова (мяч, машина, кукла) | |
Самообслуживание | 226. Есть кусочки пищи (кусочки твердой пищи) 227. Пить из чашки (большая пластмассовая чашка, любимый напиток) | |
Социальные отношения | 245. Допускать физический контакт во время игры 246. Щекотать (кукла или матерчатый 208 зверек) 247. Смотри на меня (большое полотенце) |
Возраст развития 1 - 2 года
Функциональная сфера | Упражнение | Страница |
Имитация | 5. Подражая касаться различных частей тела | |
6. Подражая хлопать в ладоши 7. Имитация движения рук 8. Играть с предметами, вызывающими шум (2 пищащих зверька, два звоночка, 2 сигнальных свистка, коробок средней величины) 9. Имитация движения губ (зеркало) 10. Подражать письму (большие карандаши, бумага) 11. Подражать движениям по уходу за телом (расческа, мочалка, зубная щетка) 12. Подражательные упражнения 13. Подражать шумам, которые издают предметы (3 игрушки или предметы домашнего обихода) 14. Рисовать по образцу горизонтальные линии (3 карандаша, 3 листа бумаги) | ||
Восприятие | 34. Приносить определенные предметы (коробки средней величины, пары предметов из повседневного обихода) 35. Прятать предметы (3 разные чашки, 3 одинаковых чашки, кусочки пищи) 36. Раскладывать кубики по обозначенным местам (4 кубика, бумага или коробка, карандаш) | |
Грубая моторика | 54. Умение поймать предмет (мягкий моторика резиновый или пластиковый мяч средней величины) 55. Взбираться на препятствия и перелезать через них (коробки из-под обуви, низкая табуретка, толстый словарь, пакеты из-под молока) 56. Простой бег с препятствиями (различная мебель, канат) 57. Поднимать с пола игрушки (матерчатый зверек, кубик, мяч, маленькая коробка) 58. Носить предметы (4 большие коробки из-под обуви, цветная бумага) 59. Подняться по лестнице (лестница, канат, карандаш) 60. Катить мяч - 1 (большой мяч) 61. Катить мяч - 2 (большой мяч) 62. Бежать без поддержки (деревянная палка, веревка) 63. Идти в сторону и назад (игрушка со шнуром) 64. Гимнастика: коснуться носков 65. Открывать двери и ящики шкафов (мелкие игрушки, шкафы с ящиками) | |
Тонкая моторика | 98. Набирать ложкой сахар (ложка, сахар, 2 вазочки) 99. Поднимать копейки (копейки, банка из-под кофе с пластмассовой крышкой) 100. Открывать различные емкости (коробка из-под обуви, большой спичечный коробок, банка из-под кофе с пластмассовой крышкой, шкатулка) 101. Давать и брать (2 коробки среднего размера, 4 предмета разной величины и формы) 102. Нажимать кнопки (кнопки включения света, музыки, механические игрушки) 103. Снимать носки (большой носок, пластмассовая бутылка, небольшое вознаграждение) 104. Складывать бумагу (бумага) 105. Писать каракули (2 больших карандаша, бумага, маленький коробок) | |
Координация глаз и рук | 123. Пирамида из колец (пирамида из колец) 124. Строительство башни (4 деревянных кубика) 125. Укладывать кубик в банку (банка из-под кофе с пластиковой крышкой, кубики) 126. Доска с отверстиями (ручка от веника, коробка из-под обуви) 127. Доска с отверстиями (банка, коробка,4 карандаша) 128. Раскрашивание (карандаши, бумага) | |
Познавательная деятельность | 165. Систематизировать одинаковые предметы - 1 (4 пары одинаковых предметов, маленький коробок) 166. Систематизировать одинаковые предметы - 2 (4 пары одинаковых предметов, большой коробок) 167. Подобрать к картинкам предметы (5 предметов обихода, 5 соответствующих картинок) 168. Простая сортировка (2 емкости для сортировки, 4 карандаша, 4 бусины) 169. Показать названные предметы в 149 помещении (4 предмета домашнего обихода) 170. Выучить имена членов семьи (любые предметы домашнего обихода) 171. Различать слова, обозначающие действия (мяч) | |
Речь | 196. Здороваться и прощаться 197. Называть собственное имя (зеркало) 198. Подражать голосам животных и шумам из окружающей среды (машины, самолет, матерчатые звери: собака и кошка) 199. Слова, обозначающие действия(изображения людей, выполняющих повседневные действия) 200. Называть членов семьи (фотографии членов семьи) 201. Пение 202. "Больше" (кусочки пищи) | |
Самообслуживание | 228. Есть ложкой (ложка) 229. Вместо пальца использоватьложку (ложка) 230. Пить из чашки (небольшаячашка) 231. Снимать носки (большой носок,закрывающаяся бутылка) | |
Социальные отношения | 248. Лошадка - качалка (лошадка -качалка) 249. "Поцелуй!" 250. Вместе катить игрушечныйавтомобиль (грузовик, сладости) |
Возраст развития 2 - 3 года
Функциональная сфера | Упражнение | Страница |
Имитация | 15. Имитировать движения руки(бусины, нитка) 16. Имитационные упражненияспластилином (пластилин) 17. Имитируя, одновременно касаться двух частей тела 18. Подражательные упражнениянижней челюстью и языком 19. Имитационные упражнения с предметами домашнего обихода (деревянная ложка, кастрюля, мяч, тесто) 20. Подражать игре в куклы (2 куклы, 2 матерчатых зверька, маленькие полотенца, носовые платки, чайные ложки) 21. Подражать голосам животных(миниатюрные зверьки или изображения животных) | |
Восприятие | 37. Соотносить фигуры (бумага,фломастеры, карандаши) 38. Различать источники шума (3пары предметов, которые издают определенный шум) 39. Коробка с формами (коробкаиз-под обуви, 3 предмета, разных по форме и величине) | |
Грубая моторика | 66. Стоять на одной ноге (2 стула, деревянная палка) 67. Играть в футбол (два стула, большой мяч) 68. Стоять на носках 69. Гимнастика: прыжки (шнурок,мочалка) 70. Игра в кегли (большой мяч, молочные пакеты) 71. Бросать мешочки с бобами(2 мешочка с бобами, коробок) | |
Тонкая моторика | 106. Пускать мыльные пузыри(баночки с мыльной жидкостью) 107. Откручивать крышку (3маленьких баночки с закручивающейся крышкой, сладости) 108. Упражнения для пальцев 109. Тянуть за шнур (игрушечныечасы) 110. Упражнение для кисти (мочалка,мягкий резиновый мяч) 111. Бельевые прищепки (6 легкихпластмассовых бельевых прищепок, коробок из-под обуви) | |
Координация глаз и рук | 129. Нанизывать бусы – 1 (шнурок, бусы) 130. Нанизывать бусы – 2 (шток для чистки трубки, бусы) 131. Нанизывать бусы – 3 (бусы, шнурок от ботинка) 132. Пристегивать прищепки (6 пластмассовых бельевых прищепок, банка) 133. Подготовительное упражнение для рисования: рисовать одним пальцем (мелкая тарелка, сахар) | |
Познавательная деятельность | 172. Соотносить различные похожие предметы, которые отличаются друг от друга (рисунки похожих, но неидентичных предметов(например, сапоги и туфли)) 173. Уметь рассортировать предметыпитания по двум понятиям: "есть" и "пить" (картинки с различными продуктами питания и напитками) 174. Понимать указания, которыесостоят из нескольких слов (4 обычных предмета: ложка, чашка, банка, игрушечная машинка) 175. Указать в комнате на все предметыиз одной категории: одежда, еда и т.д. 176. Различать и соотносить похожие формы: круг, квадрат, треугольник (картон, фломастер) 177. Понимать наименование животных (3 игрушечные зверюшки или их рисунки) | |
Речь | 203. Выражать желание одним словом (лестница, мяч, велосипед) 204. Из двух данных предметов назвать нужный (предметы домашнего обихода) 205. Сказать, кому принадлежит предмет (ботинки отца, сумка мамы) 206. Отвечать на короткие вопросы словами "да" и "нет" (предметы домашнего обихода) 207.Без помощи назвать 4 животных (рисунки животных) 208. Назвать предметы, относящиеся к одной категории (предметы домашнего обихода) 209. Описать картинки простыми предложениями (картон, рисунки людей, которые бегут, сидят, едят) | |
Самообслуживание | 232. Есть вилкой (пластмассоваявилка) 233. Отличать съедобное отнесъедобного (булка, кубик, конфеты, бусинка) 234. Самостоятельно одеть куртку(широкая куртка или кофта) 235. Надеть брюки (брюки) 236. Самостоятельно ходить на горшок(детский горшок) 237. Самостоятельно умываться(мочалка, мыло) 238. Застегивание пуговиц - 1 (плотныйкартон, ткань, большая пуговица) | |
Социальные отношения | 251. Бросить бумагу в мусорное ведропо просьбе другого человека (бумага, ведро) 252. Спрятаться от кого-то или кого-то искать 253. Выполнить 3 - 4 последовательных действия (кукла, щетка для волос, мочалка) 254. Построить башню из кубиковвместе со взрослым человеком (кубики) |
Возраст развития 3 - 4 года
Функциональная сфера | Упражнение | Страница |
Имитация | 22. Имитируя положить руки на бедра, голову и т.п. 23. Делать простые фигурки изпластилина (пластилин) | |
Восприятие | 40. Сложить по образцу фигурку из кубиков (10 кубиков) 41. Соотносить 3 различные формы(картон или бумага) 42. Соотносить формы различного размера (бумага, картон, клей, ножницы) 43. Различать предметы по цвету (8 разных предметов, 2 блюда) 44. Поставить цветные кубики насоответствующее место (цветные кубики, бумага с цветными полями) 45. Распознавать и воспроизводитьпоследовательность шумов | |
Грубая моторика | 72. Подъем по лестнице переменным шагом 73. Бег с препятствиями среднейтрудности (стулья, веник, мебель и т.п.) 74. Прыжки "лягушкой" без остановки 75. Пропрыгать на одной или двухногах расстояние в 5 м 76. Сохранять равновесие во время одновременных движений руками и ногами 77. Перекатываться по полу 78. Идти по линии, не теряяравновесия (клейкая лента, мел) | |
Тонкая моторика | 112. Ощупывать различные предметыпо контуру (мяч, стол, книга и т.п.) 113. Сложить бумажную игрушку (2разного цвета полоски бумаги) 114. Отрезать кусочки от полоскибумаги (ножницы, бумага) | |
Координация глаз и рук | 134. Построить из трех деталейпростую конструкцию (ящик строительных моделей из дерева) 135. Вылепить из пластилинаразличные предметы (пластилин,мяч,миска, кубик) 136. Вылепить из пластилинаразличные предметы, изображенныенакартинках (пластилин, картинки) 137. Соединить рисунок, разорванный на две части (цветная и белая бумага, карандаши, ножницы, клей) 138. Взять щипцами небольшие предметы (щипцы, подставка для яиц, кубик, бусины) 139. Провести линию, соединив дветочки (бумага, карандаш) 140. Соединить ряд точек, чтобывыполнить простой рисунок (бумага, фломастеры) | |
Познавательная деятельность | 178. Соотносить кубики по цвету (разноцветные кубики) 179. Систематизировать предметы по их функциональной принадлежности (коробка, ложка и вилка, носок и ботинок, зубная щетка и паста) 180. Сортировать рисунки простых предметов по их функциям (рисунки предметов быта) 181. Сортировать предметы поих предназначению (носок, рубашка, штаны) 182. Понимать названия основныхцветов (цветные кубики, бусы, бумага) 183. Искать спрятанные предметы(несколько обычных предметов) | |
Речь | 210. Отвечать на вопрос словами"большой", "маленький" или подавать соответствующий знак (кубики, бусины) 211. Различать рисунки лиц мужского и женского пола, используя местоимения "он" и "она" (картинки из журналов) 212. Понимание и использование обозначений места: "на" и "под"(3 чашки, сладости) 213. Самостоятельно делать выбор: "или ... или" (вещи домашнего обихода) 214. Беседовать с кем-нибудь, отвечаяна простые вопросы (картинки из журналов, бусины, чашки) 215. Передать краткое сообщение 216. Образовывать множественное число (предметы быта) | |
Самообслуживание | 239. Расстегнуть и застегнуть куртку без помощи (куртка с большими пуговицами) 240. Наливать воду из кувшинавменьшую емкость (кувшин, прозрачные бокалы) 241. Самостоятельно чиститьзубы(зубная щетка и паста) | |
Социальные отношения | 255. Изобразить контакт куклы с куклой другого человека (две театральные куклы) 256. Игра на воображение 257. Вытереть тряпкой стол (поднос, губка, бумага) 258. Осознать понятие "брать" и "давать" (Коробка, игрушки, сладости) 259. Правильно разложить приборына столе (столовый прибор, тарелки) |
Возраст развития 4-5 лет
Функциональная сфера | Упражнение | Страница |
Имитация | 24. Подражать походке животных (3 игрушки животных или картинки животных) 25. Имитация различных поз тела (фотографии людей, находящихся в различных позах) 26. Последовательно подражать двум простым действиям 27. Осознанно воспринимать и подражать понятиям "тихо / громко", "быстро / медленно" (2 ложки, 2 сковороды) | |
Восприятие | 48. Игра в домино с партнером (коробка домино) 49. Разложить ряд фигур из бумаги слева направо (цветные формы из бумаги) | |
Грубая моторика | 79. Бросить мяч через подвешенную автомобильную шину (автомобильная шина, канат, мяч) 80. Бросить мяч так, чтобы он высоко подпрыгнул (большой мяч) 81. Кувыркаться 82. Сделать 10 шагов "слоновой" походкой 83. Пронести несколько метров в ложке картофелину (столовая ложка, картофелина) 84. Балансировать без помощи на балке (доска, кирпичи) | |
Тонкая моторика | 115. Три больших болта и гайки различной величины сопоставить без помощи друг с другом и соединить 116. Сложить бумагу и разрезать ее вчетырех местах (бумага, ножницы) 117. Развесить на веревке белье (бельевые прищепки, белье, полотенце, носки, веревка) | |
Координация глаз и рук | 141. Отрезать отмеченные полоски бумаги (бумага, ножницы, фломастеры) 142. Вырезать простые рисункибез помощи (книга с рисунками, ножницы, карандаш) 143. Навинтить три гайки на болтыодинакового размера (доска, болты, гайки) 144. Навинтить три гайки различногоразмера на соответствующие болты 145. Протянуть нить через отверстиевкартоне (картон, шнурок от ботинка) 146. Написать большие буквы,соединяя точки (бумага, карандаши, фломастер) 147. Соединить точки в кругиичетырехугольники (бумага, карандаши, фломастер) 148. Соединить точки в диагональныелинии и кресты (бумага, карандаши, фломастер) 149. Нарисовать простые геометрическиеформы (картон, карандаш, бумага) 150. Превратить геометрические формы в картинки (бумага, карандаши) 151. Написать буквами имя (цветнаябумага, белая бумага, картон) 152. Закончить простой рисунок(бумага, картон) 153. Рисовать простые формы, соединяяточки (бумага, картон, фломастеры | |
Познавательная деятельно< Наши рекомендации
|