Задачи психологического курса для детей 6-7 лет
1. Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
6. Формировать этические представления.
7. Способствовать развитию полоролевой идентификации.
8. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
9. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Цели и задачи взрослых:
1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
2. Способствовать развитию мышления.
3. Формировать произвольность всех психических процессов.
4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
8. Продолжать формировать этические представления.
Новообразования:
1. Внутренний план действий.
2. Развитие произвольности всех психических процессов.
3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.
4. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.
5. Возникновение первой целостной картины мира.
Возрастные нормы психического развития ребенка
К 7 годам (критерии результативности)
Мотивационная готовность к школе.
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память.
Зрительная образная: объем – 7-8 предметов.
Слуховая образная – 7 звуков.
Слуховая вербальная - 7 – 8 слов.
Тактильная - 7 предметов.
Словесно – логическая.
Произвольность памяти.
Внимание.
Объем - 7 – 8 предметов.
Устойчивость – 25-30 минут.
Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение.
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы.
Анализ.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений.
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение.
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
Выполнениесериации по всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8 – 10 последовательных картинок.
Выполнение операции классификации по существенным признакам.
Волевая сфера.
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера.
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.
Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
Тематическое планирование психологических занятий
Для детей от 6 до 7 лет
(1 занятие в неделю по 25 минут, всего 31 занятие)
Месяц | № | Темя занятия | Кол-во часов | |
Сентябрь | Сказки для школьной адаптации: | |||
Создание «Лесной школы». Букет для учителя. Смешные страхи. Игры в школе. | ||||
Октябрь | Школьные правила. | |||
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды: | ||||
Собирание портфеля. Белочкин сон. Госпожа Аккуратность. | ||||
Ноябрь | Жадность. Волшебное яблоко (воровство). Подарки в день рождения. | |||
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям: | ||||
Домашнее задание. | ||||
Декабрь | Школьные оценки. Ленивец. Списывание. Подсказка. | |||
Январь | Сказки о здоровье, в том числе психическом: | |||
Бабушкин помощник. Прививка. Больной друг. | ||||
Февраль | Сказки о школьных конфликтах: | |||
Ябеда. Шапка-невидимка (демонстративное поведение). Задача для Лисенка (ложь). Спорщик. | ||||
Март | Обида. Хвосты (межгрупповые конфликты). Драки. Грубые слова. | |||
Апрель | Дружная страна (межполовые конфликты). В гостях сказки. Диагностика. Диагностика. | |||