Конец первой (диагностической) части статьи
Технология проведения коррекционной работы по программе формирования
Произвольной регуляции психической деятельности
При реализации коррекционной программы необходимо учитывать:
- выявленный уровень сформированности произвольной регуляции деятельности;
- выявленный актуальный уровень двигательного, когнитивного, аффективного и эмоционально-личностного развития ребенка;
- общие законы и закономерности нормативного развития, в том числе законы и этапы развития двигательных актов и овладения пространственными представлениями, закономерности аффективного развития;
- ведущий тип мотивации деятельности;
- поэтапность в формировании новых видов деятельности в соответствии с теорией П.Я. Гальперина.
Коррекционная работа состоит из ряда последовательных этапов. Работа над каждым следующим этапом должна проводиться лишь в том случае, если у ребенка достаточно сформированы регуляторные механизмы, отрабатываемые на предыдущем этапе.
Проверить подобного рода сформированность можно с помощью описанных выше диагностических процедур, сравнивая получаемые результаты с результатами первичной диагностики как на уровне регуляции движений, так и возможность произвольной регуляции собственной речевой активности, и других высших психических функций.
В случае возникающих трудностей возможно и необходимо “возвращение” на соответствующий этап коррекционной работы.
Помимо этого можно сформулировать наиболее важные параметры развивающей или коррекционной работы. К ним можно отнести:
· форму проведения коррекционной работы;
· продолжительность и режим занятий;
· подбор и комплектация групп.
Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы определяется в первую очередь структурой развития, а также возрастом и выраженностью аффективных проблем ребенка.
Также вывод на индивидуальные занятия необходим в том случае, если ребенок резко выбивается из темпа “движения” группы внутри решения коррекционных задач за редким исключением.
При этом наполняемость групп при каждом конкретном виде коррекционной работы должна быть обоснована. Наши представления об оптимальной наполняемости групп для
Программа формирования произвольной регуляции деятельности
Программа состоит из четырех основных усложняющихся этапов, общей целью которых является формирование произвольной регуляции деятельности ребенка.
Каждый этап представляет собой серию усложняющихся заданий, направленных на развитие возможности произвольной регуляции деятельности того или иного уровня и сложности. Например, второй этап направлен на формирование произвольной регуляции на уровне “двигательных программ”: от самых элементарных до чрезвычайно сложных, состоящих из большого количества последовательных движений различных частей тела.
В соответствии с основными принципами коррекционной работы все задания, преимущественно игровые, должны быть построены по принципу образности, имеют возрастную соотнесенность, то есть учитывают общий уровень развития ребенка (в том числе и мотивационные аспекты).
Каждый из этапов состоит:
· из основной части (собственно задания направленные на формирование необходимых навыков, входящих в задачи этапа;
· из контрольных заданий и/или сенсибилизированных заданий, основной задачей которых является оценка правильности сформированности и “прочности” овладения произвольными навыками, входящими в структуру этапа
Длительность каждого этапа не ограничена какими-либо жесткими сроками, а предполагает, при необходимости, возврат на более ранние, предыдущие этапы работы.
Этап 1.
Подэтап 1А.
Задача: работа над собственным телом, формирование произвольной двигательной регуляции на уровнях целостного тела.
Наиболее важным на этом этапе является фиксация внимания на ощущениях (на уровне мышечных) полного расслабления или, напротив, полного напряжения.
Основное условие подэтапа: работа проходит в основном в положении “лежа на спине”.
Пример задания:упражнение “Бережок”. Детям предлагается представить, что они находятся на бережку на солнышке. При этом основная задача заключается в том, чтобы все мышцы лица, шеи, тела в целом были максимально расслаблены. По команде ведущего: “Подул сильный ветер, стало холодно!” - дети должны максимально напрячь все мышцы (лица, шеи, всего тела) одновременно.
Длительность напряжения не должна превышать 5 – 7 секунд.
После этого необходимо, чтобы дети вновь расслабились. Комментарий ведущего: “Ветер стих, снова тепло, тихо, приятно”.
Задача ведущего: обязательное отслеживание качества расслабления и напряжения каждого ребенка.
Подэтап 2А.
Задача подэтапа: формирование произвольной двигательной регуляции рук и ног (частей тела).
Работа последовательно проводится с отдельными мышечными комплексами: напряжение, а затем полное расслабление отдельных частей тела в четкой последовательности:
* начиная от лица к плечам;
* от головы к рукам;
* от рук к туловищу и ногам;
* затем к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам предплечья);
* к группам мышц кистей рук и стоп.
Игровые задания ориентированы на выполнение изолированных напряжений и расслаблений конечностей и частей тела в описанной выше последовательности: лицо, рука (правая, левая) и так далее, заканчивая мышцами голени и стопы.
Пример задания:“Ветер в лицо”.
Основное условие поэтапа: Дети лежат или сидят на ковре. По команде взрослого: “Ветер в лицо!”, дети должны сильно напрячь все мышцы лица. При этом плечи, руки, остальные части тела (и желательно диафрагмальная область) должны оставаться расслабленными.
Длительность напряжения не должна превышать 5-7 сек.
По команде ведущего: “Ветер стих!”, - дети расслабляют лицо, а ведущий должен проверить отсутствие напряжения не только на лице, но и в других частях тела. Аналогично в рамках игровых заданий проводится работа с изолированным напряжением-расслаблением других частей тела и конечностей.
Контрольные задания этапа: контрольные задания к этапу см. в диагностической части протокола.
Этап 2.
Задача этапа: произвольное удержание двигательной программы (работа над последовательной серией произвольных движений).
Условия проведения занятий этапа: этап проводится как лежа на спине, так и в положении “сидя” и “стоя”.
Примечание. Следует обратить особое внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) непосредственно на контроль за собственными действиями самим ребенком (интероризация навыка по П.Я. Гальперину).
Подэтап 2А.
На подэтапе 2А выполнение серий произвольных движений должно происходить первоначально по образцу (показу) и одновременно по развернутой речевой инструкции, когда пошаговый контроль обеспечивается специалистом.
Пример: “Зарядка Буратино”. Под счет взрослого ребенок поднимает одну или обе руки вверх, затем сгибает в локтях по прямой линии к ушам, вновь распрямляет руки в локтях, затем возвращает руки в исходное положение. При этом следует обратить особое внимание на отсутствие тонуса в кистях и предплечьях, а так же в других областях тела.
Задания выполняются либо каждой рукой (ногой) в отдельности или одноименной рукой и ногой одновременно, либо обеими конечностями одновременно.
Примечание. Поочередное взаимодействие рук и ног на данном подэтапе не предусмотрено.
Далее специалист организует следование программе и контроль (проверка напряжения или расслабления той или иной группы мышц). На этом промежуточном этапе контроль за правильностью выполнения тех или иных движений распределен между специалистом и ребенком.
Следующим может быть выполнение задания (оно должно иметь четкое название) только по речевой инструкции.