Понятие о науке. Признаки научности знания

Курсовая и выпускная квалификационная (дипломная) работа студентов, а также реферат по учебному предмету относятся к видам научно-исследовательской работы студентов. Поэтому в нашей работе, прежде чем рассмотреть особенности донных видов работ и требований к их выполнению, обратимся к представлению специфики научного знания.

В середине XIX века Огюст Конт (фр. философ), основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал следующие последовательно сменяющие одна другую формы знания:

1) мифологическое – основанное на иллюзорности восприятия бытия, формирующееся в процессе жизнедеятельности человека как результат активной избирательности мировидения самого человека;

2) религиозное – основанное на традиции и индивидуальной вере;

3) философское – основанное на интуиции и или той или иной концепции в субъективном опыте человека;

4) научное – основанное на современных теориях и концепциях;

5) экспериментальное – основанное на фиксации фактов, подтвержденное опытным путем.

Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.

Кроме того, термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Каждая научная теория – всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментом. В этой связи Карл Раймундт Поппер (англ. философ) сформулировал правило: «Мы не знаем – мы можем только предполагать». Как человек, идея рождается необязательно и случайно, но умирает неизбежно и закономерно.

Отсюда ученые выводят критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.

Виды научного знания:

- эмпирическое, полученное посредством органов чувств (основной используемый метод – наблюдение);

- теоретическое, полученное посредством операций мышления чувств (основной используемый метод – рациональная обработка интуитивных догадок).

Путь развития науки в самом обобщенном виде можно представить так: единичный факт, эмпирическое обобщение, проективная модель, закономерность, закон, теория, наука.

Идеалом научного поиска считается теоретическое объяснение действительности.

Принципы научного знания:

- верифицируемости – принцип фактической подтверждаемости теории (Огюст Конт фр. философ));

- фальцифицируемости – принцип потенциальной опровержимости теории (Карл Раймунд Поппер (англ. философ).

К основным категориям научного знания относятся следующие понятия: парадигма, теория, методология, метод, методика.

Парадигма – система основных научных достижений, по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знания.

Парадигма – это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это – правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день до очередной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой.

Теория – форма организации научного знания, дающая целостное представление об определенной области действительности. Это внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (Т. Кун).

Методика – алгоритм применения теорий и методов.

Исследователь – это человек, который, может быть иногда испытывает ощущение достаточности знания о чем-то, но это переживание тут же сменяется ощущением недостаточности, неполноты, «нестыковки» и побуждает восполнять эту неполноту не только фантазиями, но и каким-либо действием, неважно каким: «внутренним», мыслительным, либо внешним.

Если человек осознал, что его субъективный мир и мир объективной реальности – это «две разные разницы», если он понял, что нет людей, абсолютно похожих друг на друга, если в его сознании или подсознании живет чувство недостатка своих знаний о субъективном мире других людей и причинах их поведения, то у него есть шанс стать исследователем не только по названию.

Личностные особенности экспериментатора, его жизненный опыт влияют на выявляемые им феномены. На результаты влияет тип личности и состояние экспериментатора:

· биосоциальные качества (возраст, пол, раса, культурно-религиозная, этническая принадлежность и т.д.);

· психосоциальные качества (уровень тревожности, потребность в социальном одобрении, агрессивность, враждебность, авторитарность, интеллект, социальный статус, дружелюбие);

· ситуационные переменные (знакомство с испытуемым, настроение).

Для эффективного преодоления субъективных факторов при проведении психологического исследования экспериментаторы используют следующие приемы: метод «двойной слепой опыт», метод «скрытого» эксперимента, метод экспертных оценок и пр.

Рассмотрев понятие о научном знании и его признаках, переходим к описанию системы методов научно-педагогического исследования.

Наши рекомендации