То, как сутры и тантры изображают четыре стадии йоги
«Ланкаватара-сутра» говорит:
Махамати: О Сияющий Победитель, все Бодхисаттвы и Махасаттвы, которые обладают четырьмя Дхармами достигают йоги великого свершения. Каковы эти четыре Дхармы [стадии йоги]?
[Будда:] Они такие: (1) медитация на сиянии ума, (2) отказ от взгляда [абсолютного] возникновения, присутствия, или исчезновения, (3) понимание того, что внешняя действительность лишена субстанции, и (4) сильнейшее стремление к распознающему осознаванию. О Махамати, все Бодхисаттвы и Махасаттвы, которые располагают сими четырьмя Дхармами достигнут великой стадии йоги.
Этот пассаж демонстрирует четыре стадии йоги.
Теперь я разъясню их последовательно. Фраза: "медитация на сиянии ума" указывает на сосредоточенную йогу [первая стадия]. Та же самая сутра говорит:
Махамати: Как Бодхисаттвы и Махасаттвы достигали искусности в медитации на сиянии их ума?
[Будда:] Они созерцали таким образом: "Три плана космического существования – всего лишь ум. Ум [по присущей ему природе] – неизменен, свободен от двойственности "я" и "моего", а также от беспокойства по поводу утверждения или отрицания. И все же он с незапамятных времен был запятнан привязанностью к постыдному психическому перетеканию и тесно связан с действиями совершенными в предыдущих жизнях на трех планах. Потому человек следует за своим заблудившимся умом, за телом, собственностью, привычками и движениями."
Этот отрывок из сутры в целом соответствует тому, что значит сосредоточенная стадий йоги.
Говоря об "уходе от точки зрения абсолютного возникновения, присутствия, или исчезновения", эта сутра описывает неразличающую йогу [вторая стадия]:
Махамати: Как Бодхисаттвы и Махасаттвы избавлялись от взгляда абсолютного возникновения, пребывания или исчезновения?
[Будда:] Они избавлялись от этого таким образом. Они познавали, что все феномены подобны эфемерной иллюзии и сну, что они свободны от двойственности себя и других, и что они посему являются нерожденной [пустотой]. Они фокусировались на манифестациях ума и познавали внешнюю реальность, как нереальную. Воспринимая нереальность феноменов, они прекращали перетекание чувственного сознания. Ввиду того, что они познавали нереальность своих психосоматических скоплений и взаимодействующих условий трех планов космического существования, как имеющих источник в их спутанном уме, они видели, что внешние и внутренние феномены лишены какой-либо неотъемлемой природы и превосходят все концепции. Оставив точку зрения абсолютного возникновения [феноменов], они осознавали призрачную природу и тем самым добивались постижения нерожденной Дхармы [пространства пустоты].
Толкование сутры отвечает значению стадии йоги неразличения.
Фраза сутры об искусности "в понимании того, что внешняя реальность лишена субстанции" изображает йогу одного вкуса [третью стадию]. Все та же «Ланкаватара-сутра» сообщает:
Махамати: Как Бодхисаттвы и Махасаттвы достигали умения понимать, что внешняя реальность не имеет субстанции?
[Будда:] Они добивались этого проникая в присущую феноменам пустоту и воспринимая их самоприроду подобной миражу, сну, или расческе запутанной в волосах. Они делали так, понимая, что с незапамятного времени всякая самостоятельная реальность брала начало в уме с его привязанностью к различным постыдным психическим течениям.
Это описание сутры соответствует значению стадии йоги одного вкуса.
Фраза сутры о "глубоком стремлении к распознающему осознаванию" обозначает йогу не медитации [четвертую стадию]. Та же сутра говорит:
Махамати: Как Бодхисаттвы и Махасаттвы достигали такого проникающего аналитического осознавания?
[Будда:] Они достигали его таким образом. Вслед за обретением – силой терпеливости – постижения непроисходящей [пустоты] всех вещей, Бодхисаттвы пребывают на восьмой ступени просветления. Они добивались состояния осознавания благодаря своему проникающему осознаванию мышления, ментальных событий, ментального сознания, пяти чувств, природы сих пяти чувств, и двух видов несамости.
Это описание соответствует значению стадии йоги не медитации.
«Ланкаватара-сутра» далее сообщает:
Не представляй себе внешнюю реальность,
Делая логические заключения о ней в уме.
Фокусируй ум на таковости [пустоты]
А затем переступи по ту сторону самого ума!
Установи ум в пустоте видимости
Выйдя по ту сторону феноменов видимости.
Йогин, который установил ум в пустоте видимости,
Воистину увидит Махаяну.
Смысл этой цитаты, разъясненный в «Бхаванакраме» и в «Праджняпарамитоподеше», отвечает значению четырех стадий йоги. «Сангва Самгьи Микхъяпай Гью» показывает: что четыре уровня спокойного погружения и четыре стадии йоги тождественны:
Во-первых, спокойное погружение – все равно что лев на отдыхе –
Оживляет сознание
И устанавливает сосредоточенное, неподвижное состояние.
Затем рассветает самопознающее осознавание,
И появляется внутреннее тепло и власть над перерождением.
Во-вторых, подобное иллюзии спокойное погружение
Приводит к великому неразличающему равновесию.
Тем самым вступает в силу невообразимое погружение,
И неуклонно начинает всходить кульминация пробуждения.
В-третьих, спокойное погружение великого героя
Вызывает сверхнормальное познание разных реальностей,
Как одного вкуса.
Бодхисаттва достигает десятой ступени просветления,
И станет сыном Будд трех времен,
Будет непреклонно стремиться исполнять желания
Других чувствующих существ.
Благодаря своей силе терпения
Он устранит несчастья существ нижних миров.
В-четвертых, подобное алмазу спокойное погружение
Выводит на возвышенное состояние неразличения,
Так что [пробужденный] медитатор узнает
Невообразимо чистый мир всеведущих.
И тогда он достигнет уровня спонтанного исполнения
Великой, высочайшей Дхармы!
«Хеваджра-тантра» также описывает [четыре стадии йоги]. Стадия сосредоточения изображается в следующем отрывке:
Останови ум в равновесии на весь день и ночь,
Будто плавный поток реки,
Словно устойчивый язык пламени.
Стадия неразличения описывается таким образом:
Сущность, форма и видящий – все нереально.
Звук и слушающий – также нереальны.
И еще так:
Начало, середина и конец – нереальны;
Равно как сансара и нирвана!
Стадия одного вкуса показана вот как:
Состояние одинаковости достигается
Путем медитации на одном вкусе.
Стадия немедитации показана так:
Нет ни медитации ни медитатора.
Сараха комментирует по поводу стадии сосредоточения:
Будь спокоен, как младенец,
Оставив раздвоение на субъект и объект.
О стадии неразличения он говорит:
Медитируй на том, что пусто, не имея какого-либо реального базиса.
И о стадии одного вкуса он говорит:
Все вещи имеют природу одного сплошного вкуса.
Это невообразимое высочайшее осознавание!
Таким образом все упоминания о сосредоточенном погружении находящиеся в сутрах, тантрах и живых наставлениях, следует рассматривать как йогу сосредоточения; ссылки на состояния невозникающей [пустоты], лишенной любых концептуальных вариантов, следует считать йогой неразличения; ссылки не нереальность и равностность следует считать йогой одного вкуса; ссылки на [потустороннее] состояние, свободное от всякого дуалистического беспокойства или размышления по поводу того, что надо принять или отбросить, уничтожить или доказать, следует рассматривать, как йогу немедитации.
Дже Янггонпа и другие полагали, что система четырех стадий йоги возникла из личного опыта реализации Дже Такпопы [Гампопы], между тем как термин "четыре йоги" содержится в тантрических трактатах и, как известно, имеет то же значение. Мы обязаны Дже Гампопе за составление четкого разъяснения каждой из четырех йог Махамудры с тончайшим разделением на высокие и нижние уровни опыта и понимания, с тем чтобы помочь современным медитаторам. Не проработанное в тонкости употребление термина "четыре стадии йоги" очевидно уже существовало в совсем ранние времена. Как говорилось прежде, этот термин присутствует в тантрическом трактате, озаглавленном «Сангва Самгьи Микхьбпай Гъю», а так же в «Лхенчик Кьеджор», который был передан Гонпаве Атишей. Система из четырех стадий йоги содержится в песнях великого мастера Миларепы. Методы осуществления успокоения и постижения посредством медитации имелись в прошлом и тем более теперь. Я не встречал иных орденов, располагающих такой системой как наши, для определения уровня внутреннего ощущения и понимания, возникающего в медитации [успокоения и постижения], и располагающих методами усиления прогресса или подразделения на верхние и нижние стадии реализации. Наша система демонстрирует непревзойденные характеристики ордена Такпо Кагью.