Определение ума как пространственного, открытого и непроисходящего
Этот раздел следует объяснять по пяти пунктам:
1. Название, значение и время [процесса] определения ума
2. Определение пребывающей природы ума
3. Наблюдение внутренней грани ума как базиса определения
4. Осознавание непроисходящей открытости ума
5. Пребывание в состоянии определенного осознавания в течение всего дня и ночи
Назание, значение и время определения ума
Термин "лада" обозначает осознавание уверенности вне всяких сомнений, [кое достигается в процессе определения]. В данном случае он имеет смысл узнавания [в ходе аналитического определения] того, что присущая уму природа являет собой непроисходящую [пустоты], великую открытость, обособленную от любых концептуальных вариантов абсолютного возникновения, прекращения или растворения, и не принадлежащую ни каким трем периодам времени. Тилопа точно все поясняет:
Наблюдай то, что было определено,
Без какой бы то ни было ментальной активности.
Сараха описывает его:
Получение живых наставлений от своего гуру –
Вот средство достаточное для созерцания
Не имеющей основания присущей уму реальности.
Он добавляет:
Вот – изначально непроисходящая [пустота].
Сегодня осознание пробудилось [во мне]
Благодаря объяснению моего великолепного гуру.
Шавари советует:
Находись в состоянии неразличения, непонятийности и первозданной чистоты
В течение всех промежутков времени.
Тилопа заявляет:
Ум без направляемого фокуса есть Махамудра.
Майтрипа резюмирует:
Все вещи внутренне одинаковы, словно пространство;
Отсюда и обозначение Махамудры.
Эти изречения демонстрируют [название Махамудры и его значение], что соответствует традиции данного Медитационного Ордена, который придерживается [первоначального] намерения несравненного Такпопы в том виде, как оно было раскрыто в его "развертывании тайных наставлений". За последнее время приверженцы этой медитации изложили множество методов фокусировки на осознавании уверенности.
Что касается удобного для поддержания осознавания уверенности времени, оно наступает, когда медитатор, убрав сильные ощущения блаженства, ясности и неразличения, добивается ясного осознавания вкупе с пустотностью, в точности похожего на пространство, которое тянется в течение всего дня и ночи или по меньшей мере в продолжении целого дня. Либо оно наступает, когда медитатор познает с четким вниманием каждую вытекающую мысль через [неотделимые] от нее пустоту и ясность или пустоту и движение, и познает каждое явление шести чувств как соединение видимости и пустоты. Короче говоря, медитатор в совершенстве определяет [пребывающую природу внешних и внутренних реальностей] тогда, когда испытывает зарождение определенного осознавания ее вкупе с иллюзорным ощущением, воспринимая всякую мысль как союз ясности и пустоты, а каждое явление как союз кажимости и пустоты.
Если медитатор начинает процесс определения преждевременно, у него не только не получится построить надежного основания духовного опыта, и не получится обрести осознавание уверенности, но возможно также что он скатиться к простому уразумению доктрины, и тем самым станет выродившимся учеником Дхармы, склонным к хвастовству и тщеславию. Потом его победят страсть и заблуждение. Даже если другие и воспринимают его как реализовавшегося человека, он останется тем же человеком, с обманчивой наружностью без внутреннего содержания, вроде привлекательного, но заброшенного дома. Так ему не удастся осознать истинной цели Дхармы, и он будет обманывать других.
Если же медитатор слишком опоздал, чтобы начать процесс определения присущей мышлению и видимости природы, он может не достигнуть знания о ней. Предуготовленные медитаторы реализуют внутреннее освобождение глядя на свой ум как на духовного проводника и смиряя его стремление и прилипание к возвышенным ощущениям и переживаниям. Но многие медитаторы могут быть снесены, уклонившись в сторону того, что характеризуют выражением "великие медитаторы скованные томлением по переживаниям", вследствие их всевозрастающего цепляния к мысли о хорошем переживании. Дже Гъяре поясняет:
Многие медитаторы знают как медитировать,
Но лишь немногие знают как сбросить [ментально прилипание].
В процесс определения включены особые наставления. Коль скоро они применены в правильное время, они станут наиболее эффективным средством, следуя которому медитаторы мгновенно достигают освобождения. Они будут помогать другим медитаторам быстрее продвигаться с нижнего на верхние уровни четырех йог Махамудры. Сказано, что эти методы помогут и медитаторам с безразличным отношением или даже заблуждающимся умом осознать смысл медитации за несколько дней, что при других условиях потребовало бы многих лет практики.