Методы защиты от таких заблуждений
Из всех этих заблуждений наиболее ошибочно то, в котором пустота сводится к концептуальному пониманию. Сараха указывает на это в следующей цитате:
Придерживаться ничто
Еще более глупо.
Нагарджуна соглашается:
Не развитый интеллект вызывает свое собственное падение
Неправильно разумея пустоту.
Таков великий взгляд абсолютного нигилизма. Следствием его будет падение в нижние миры, как сказано, что тот, кто придерживается абсолютного отрицания нисходит в нижние миры. Дже Гампопа поясняет:
Сводя пустоту к разряду разумения,
Выказывают отсутствие понимания, даже если не имеют никакого цепляния.
Медитатор не должен становится жертвой и всех других заблуждений. Пусть даже прочие медитационные заблуждения малы по сравнению с подобного рода неправильно понятыми взглядами на реальность, они не смогут привести к постижению, сполна проникающему в пребывающую реальность. То, что обозначается как Махамудра, является по присущему ей свойству непроисходящей [пустотой], совершенно лишенной чего-то свойственного, будь то существующее или несуществующее, преходящее или вечное, действительное или нереальное. И все же, из ее непрекращающегося общего "тона" происходят всевозможные феномены [взаимозависимое происхождение]. Таким образом, понимая, что пустота является сердцем взаимозависимого происхождения и что взаимозависимое происхождение внутренне пусто, [осознавание медитатором] пустоты не будет уходить в сторону интеллектуального заблуждения. «Муламадхьямака-карика» объясняет:
Нет ничего, что не происходит не взаимозависимо;
Посему, нет ничего, что не пусто.
«Бодхисаттвабхумивритти» иллюстрирует:
Видимая реальность обозначается как пустота; пустота неотъемлема от видимой реальности.
Воспринимая Махамудру, присущую обыкновенному осознаванию природу, подобною властелину, олицетворяющему собой или распоряжающемуся всеми вещами, включая основание существования, путь и завершение, медитатор может избежать отклонения от природы пустотности на пути самореализации.
В этом отношении Сараха увещевает:
Ум должен исследовать ум на предмет чистого осознавания,
Ибо оно соединяет в себе всю опору существования, путь
И просветление в один вкус.
Он продолжает:
Медитировать на невообразимом самовозникающем осознавании
Значит медитировать на окончательном достижении.
Он заключает:
Беспрепятственное завершение всегда внутри тебя.
Поэтому, не замыкай свое сознание ни страхом ни сомнением.
Арьядева поясняет:
Одна субстанция представляет собой все иные субстанции;
Все субстанции воплощают природу одной субстанции[265].
Дже Гампопа резюмирует это так:
Теперь я понимаю, что это сокровенное осознавание,
Ясное и пустое, есть Дхармакая.
Сейчас я понимаю это безначальное, чистое осознавание
Как неотъемлемое завершение.
Ох! В этом безбрежном просторе драгоценного ума,
Источнике циклического существования,
Хранится спонтанное внутреннее осуществление.
Отклонение от пустоты вследствие пренебрежение духовными противоядиями не случится с медитатором, стоит ему понять единство всех вещей и узнать, что ментальное осквернение и осознавание, объект избавления и средство лечения, суть самопроизвольное совозникновение одинакового вкуса. «Хеваджра-тантра» утверждает:
Нет ни малейшей разницы
Между совершенным осознаванием
И различающими мыслями на плане существования.
Опять она говорит:
Циклическое существование, ненависть и иные эмоции
В самом деле олицетворяют собой нирвану.
Нагарджуна учит:
Не существует какого бы то ни было различия
Между сансарой и нирваной.
Майтрипа говорит:
Лежащее в основании ментального загрязнения – это великое осознавание.
Медитатор не станет заблуждаться, интеллектуализируя пустоту, если несет печать Дхармы, т.е., благодаря пониманию неизменяемой Махамудры как властелина, который распоряжается всеми явлениями и существованиями, и если он тем самым уразумеет, что присущая визуализации и всем таким практикам природа – это ничто иное как естественная, чистая пустота. Вирупа разъясняет:
Счастье, страдание и все другие вещи, несущие знаки двойственности –
Лишь манифестации внутренне присущей природы, Махамудры;
Даже и в качестве проявлений они нереальны, непостоянны и изменчивы,
Но они не несут ничего кроме печати пребывающей пустоты,
Коя является подлинной природой всех вещей.
Шавари говорит:
Мысли всегда всплывают не иначе как
Из всеохватывающей реальности.
Майтрипа резюмирует:
Когда осознают присущую себе природу,
Осознают все явления и существования
Как Махамудру, всепроникающую Дхармакаю.
Далее, Дже Гампопа говорит о двух других отклонениях: (1) отклонение от точной оценки реализации в сторону возвышенных ощущений, и (2) отклонение от понимания [присущей им пустоты] в сторону возвышенных ощущений. Первое, по получении переживания ощущений блаженства, ясности и неразличения, полагает, что они являются непревзойденным состоянием. Но эти ощущения являются просто следствиями медитации на присущей уму природе, коя применяет особую технику по согласованию животворных энергий в физических центрах центральной нервной системы. Последнее отклонение происходит в медитации, когда медитатор фокусируется на стремлении к возобновлению этих ощущений или на нежелании их отсутствия. Чувства блаженства, ясности и неразличения – побочный продукт его ума, в котором проблеснула благодаря благословениям гуру сущность ума, как лишенная чего-либо свойственного или какой бы то ни было сущности. Дже Дрикхунгпа разъясняет:
Это блаженное блаженство и его ясная ясность
Иногда возникают, иногда пропадают!
Медитатор, который страстно желает их
И который медитирует на погружении,
Сродни ребенку, таращемуся на призрачную радугу.
Она делается все более тусклой и тускнеет
До тех пор пока не исчезнет в небе!
В связи с этим высказывались некоторые критические замечания, как например следующее:
Намерение отбросить четыре заблуждения
Является дуалистическим различением; оно несовместимо с Махамудрой.
Если бы оно не было дуалистической мыслью, от него нельзя было бы избавиться;
Если же можно избавиться, пусть там и нет дуалистического мышления,
Тогда почему же присущая всем Махамудра не рождается в чувствующих существах без всякого усилия?
Если бы это была действительная медитация Махамудры,
Там не могло бы существовать областей заблуждения или отклонения.
Там, где они присутствуют, на может быть Махамудры.
Этот комментарий был сделан исключительно чтобы покритиковать нашу систему. Каково объяснение ему? Благодаря вышеупомянутым изречениям Майтрипы и другим, таким как "самораскрывающаяся мысль представляет собой великое осознавание", было доказано, что на уровне постижения пребывающей природы мыслей, они спонтанно становятся Махамудрой. Наша система не допускает, в качестве Махамудры, такое возникающее ментальное познание, которое подразумевает избавление от общих медитационных заблуждений. Поэтому, такая критика несправедлива. Если бы нельзя было удалить [врожденные] осквернения в отсутствии всех дуалистических мыслей, высказывания цитируемые ниже были бы неправильными. «Сутраламкара» утверждает:
Не переставая добиваясь гармонии
С силой неразличающего осознавания,
Разумные медитаторы уничтожают густой лес осквернений,
Так же как сильное лекарство выводит яд.
«Бодхичарьяватара» объявляет:
Пустота – это контрмера непроглядному туману
Знания и эмоциональности.
Тот, кто думает скоро обрести просветление,
Должен медитировать на пустоте.
Подтекст критики подразумевает, что те, кто медитируют на неразличении, не были бы способны устранить внутренние недостатки, и что чувствующие существа остались бы свободными от какого бы то ни было дуалистического различения, что было бы нелепо. Заявляя, что никакие заблуждения или отклонения не имеют место в медитации на Махамудре, критик отрекается от своего собственного заявления:
Большинство невежественных людей медитация на Махамудре могла бы привести к перерождению в мире животных.
И опять критик объявляет, что никакие заблуждения или отклонения не встречаются в медитации на Махамудре. Если на то пошло, невероятно, чтобы вообще имело место какое-либо отклонение на любых этапах пути к просветлению. Такая позиция навлекла бы на себя серьезное опровержение со стороны [Буддистской] доктрины и логики.
Удаление трех отклонений
Эта часть имеет три подраздела:
1. Частные опыты, как возможная почва для заблуждений
2. Как заблуждения превращаются в отклонения
3. Методы предупреждения появления отклонений