Метод сочетания погружения и состояния после погружения
Совсем не легко описать как в точности происходит соединение погружения и состояния после погружения, главным образом из-за того, что люди испытывают его по-разному. Я не видел особенно много трактатов об этом. В одном из записанных диалогов с Дже Гампопой, он обращается с вопросом: "Что значит термин «сращение сущности ровного погружения[262] с сущностью состояния после погружения»?" Он ответил:
Такое сращение происходит, если ум всегда пребывает в самой своей сути сознающим присущую ему природу,
Не разлучаясь с его сияющей ясностью
На протяжении всех четырех периодов ежедневного поведения.
Когда спросили, значит ли "отсутствие сращения", что внимание блекнет и ум познает различая, а по возвращении внимания, начинает осознавать присущую ему природу? – Гампопа ответил: "Это отсутствие сращения".
Дже Дрикхунгпа комментирует:
Тот, кто овладел погружением и состоянием после погружения на раздельных уровнях,
Называется Бодхисаттвой.
Тот, кто в совершенстве соединил погружение с состоянием после погружения,
Называется Буддой или махасиддхой.
Как видно, согласно этой цитате, истинное сращение ровного погружения и состояния после погружения не происходит до тех пор, пока медитатор не достиг великого уровня одного вкуса и «не медитации» [последних этапов йоги]. Вместе с тем сказано, что окончательная, сияющая ясность ума, который уже умиротворил дуалистическое различение, не возникает даже по достижении состояния после погружения на верхнем уровне неразличения. Твердые чувственные явления воспринимались бы моментами и на среднем уровне одного вкуса.
Дже Гомтсюл задал Гампопе следующий вопрос:
Каково мерило сращения погружения и состояния после погружения? Можно ли заниматься разными делами [после погружения] не разлучаясь с сосредоточенным погружением? Совместимы ли состояние после погружения и дуалистическое различение? Тождественно ли состояние после погружения сну или иллюзии? Устанавливают ли те, кто восприняли дуалистическое различение в состоянии после погружения, присущую ему природу?
В ответ на вопрос о том можно ли заниматься делами [после погружения], будучи не вовлеченным в сосредоточенное погружение, Дже Гампопа говорил:
Если переживаешь его так же как указывалось в первом вопросе, это прекрасно, хотя и редко случается. Что касается второго вопроса [тождественно ли состояние после погружения сну или иллюзии], да, так должно быть. Что касается последнего вопроса, то если двойственное различение остается обыкновенным, лишенным точно определенного осознавания присущей ему природы, сращение погружения и состояния после погружения не имеет места.
Заключая из высказываний некоторых старых гуру, принадлежащих к нашему Медитационному Ордену, как мне кажется, не возникнет противоречия, если употреблять термин "сращение погружения и состояния после погружения, когда находишься на верхнем уровне неразличения". Когда имело место такое сращение, весь опыт в состоянии после погружения не обязательно заключается только в сияющей ясности, но его вполне можно связать и с подобными иллюзии мыслями. Как сказано, когда ум непроизвольно рассеивается на короткое мгновение, надлежит немедленно воспринять пребывающую природу такой апперцепции и тем самым восстановить то, что было уже точно определено. Такой опыт имеет место сразу же перед или на верхнем уровне неразличения. «Праджняпарамита-самучаягатха» сообщает:
Это погружение свободно
От различающих чувств пребывания в нем или ухода из него,
Ибо оно воплощает собой законченное осознавание
Присущей всем феноменам природы.
Приведенный довод подтверждает то, что, когда есть понимание истинной природы феноменов, обязательно есть сращение ровного погружения и состояния после погружения. Шавари подтверждает:
Осознав присущую "себе" природу,
Даже рассеянный ум пробуждается к Махамудре.
Таким образом высказано, что когда осознают внутренне присущую реальность, переживают зарождение медитативного состояния, не зависимо от того внимательны ли они или рассеянны. Подходящий момент приходит даже на верхней ступени неразличения, на которой медитатор может испытать сращение равновесного погружения и состояния после погружения. Я опишу способ согласования ровного погружения и состояния после погружения. Такое согласование, как предполагается, имеет место на любом уровне четырех йог; однако, необходимо все еще не забывать про то, как оно переживается на каждой из ступеней.
Идеальное сращение погружения и состояния после погружения отсутствует на этапе сосредоточенности, потому что ум еще не очистился от прилипания к внутреннему ощущению и переживанию. Тем не менее на данном уровне может присутствовать поверхностное сращение погружения и состояния после погружения. В продолжение известного периода практики состояния после погружения на среднем уровне сосредоточенности то, что было сильной апперцепцией или видимостью, теперь стихает само. Мало помалу она возникает все реже как твердая действительность. Когда всплывает апперцепция или видимость, она или успокаивается или исчезает. Это показывает некоторую тенденцию к слиянию до известной степени созерцательного погружения и состояния после погружения на своем уровне. Упоминание о нескончаемом восприятии внутреннего ощущения и переживания на верхнем уровне сосредоточения надо рассматривать как сращение погружения и состояния после погружения на своем же уровне. Идеальное сращение погружения и состояния после погружения происходит на уровне неразличения. Однако в течение состояния после погружения, на среднем уровне неразличения, медитатор не всегда может достичь осознавания присущей уму природы, и все же хорошее внимание присутствует и в сознании после погружения. В это время, когда медитатор переживает осознавание и его пустотность, и видимость и ее пустотность, и медитация приходит очень просто, это указывает на легкое слияние погружения и состояния после погружения.
На верхнем уровне неразличения, когда медитатор способен поддерживать погружение в течение суток без перерыва, в состоянии не вовлеченном ни в какие внутренние ощущения, его следует признать слиянием погружения и состояния после погружения. Подобным же образом, на среднем уровне одного вкуса, медитатор испытывает гораздо меньше заблуждений после погружения от возникновения явлений благодаря своей медитации. Таким образом, на этой ступени достигается легкое слияние погружения и состояния после погружения.
После погружения, на верхнем уровне одного аромата, медитатор воспринимает без какого бы то ни было цепляния всевозможные явления как ясные и пустые, словно видение эфемерной иллюзии, что надо трактовать как слияние погружения и состояния после погружения. На основании этих причин великое трио Гампопа и его два племянника, а также Дже Пхагмо Трупа и Дже Гъяре, вместе с их учениками, утверждали, что естественное слияние погружения и состояния после погружения могло бы иметь место на уровне одного аромата. Помимо этого, существует много других отличий между добродетельной практикой, погружением и состоянием после погружения йоги неразличения и йоги одного вкуса. С ними мы будем иметь дело позднее.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПЫТА ЧЕРЕЗ МЕДИТАЦИЮ: