Этапы добродетельной практики
Здесь три раздела:
Понимание системы начального погружения
Собственно определение спонтанного совозникновения
Удаление изъянов и понимание смысла медитации
ПОНИМАНИЕ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПОГРУЖЕНИЯ
Делится на две части:
Определение пребывающей природы ума
Объяснение безусловного значения спонтанного совозникновения
Определение постоянной природы ума
Здесь рассматриваются три вещи:
Сущность ума
Природа ума
Свойства ума
Сущность ума
Хотя пребывающая природа ума обыкновенно характеризуется тремя терминами, а именно, сущностью, природой и свойствами, фактически они не являются чем-то отличным от сущности ума. «Амнаяманджари» сообщает:
Пустота представляет собой присущую всем вещам [ментальным и материальным] природу. Сущность такой пустоты не отличается от того, что было обозначено как само-природа ума и его способ проявления. Однако с точки зрения [способа рассмотрения ума], она была разложена на три характеристики: сущность, природу и свойства, которые идентифицируются соответственно.
Относительно этого преподобный Гампопа писал:
Сущность ума состоит из трех аспектов: сущности, природы и свойств. Его сущность – это состояние ясности и непонятийности, его природа лишена всякого субстанционального способа возникновения, становления и прекращения, а его свойства рассматриваются как дуалистические явления циклического существования и постоянный покой [сансара и нирвана].
Снова он поясняет:
Ум состоит из природы, сущности и свойств. Термин «природа ума» подразумевает, что по присущей ему природе ум чист и не сотворен, и таким образом, охватывает все миры сансары и нирваны. Термин «сущность» означает, что сокровенное осознавание непричастно возникновению и прекращению. Термин «свойства» означает всевозможные явления образов, происходящих за счет обусловленных психических отпечатков.
Дже Пхагмо Трупа соглашается:
Махамудра означает недвойственное [осознавание].
Ее три аспекта –
Сущность, природа и свойства.
«Сущность» означает пустоту, как свободу
От возникновения, прекращения, или мысленного представления.
«Природа» означает беспрепятственную ясность[222].
«Свойства» означают всевозможные явления
На уровнях сансары и нирваны.
О сущности и природе ума говорится как, в действительности, тождественных. Выражение ума тождественно свойствам. Так утверждает Дже Рангджунгпа [третий Кармапа]:
Сущность ума – пустота, его само-природа – сияние,
А его выражение состоит из разнообразных, непрекращающихся явлений.
Сущность ума искони лишена всякого субстанционального происхождения, пребывания или прекращения. Она не запятнана двойственными концепциями о психофизических скоплениях компонентов жизни, элементах и органах чувств. Она наделена той же природой, как и те феномены, что лишенны какой бы то ни было само-сущности, но являются всеобъемлющей равеностностью.
Это подчеркивается в «Гухьясамадже»:
Он пуст, свободен от всех субстанций
И дуалистических различий,
Таких как скопления, элементы, органы чувств.
Он бессамостный и равностный.
Этот ум изначально не рожден,
Потому что он пуст по своей внутренней природе.
Ссылаясь на сущность ума, как на бодхи, «Бодхичиттавиварана» объясняет:
Просветленные умы [бодхи] будд
Не затуманены никаким двойственным видением –
«Себя» и скоплений компонентов жизни –
Потому что свойства этих умов
Пустота во все времена.
Как ранее было сказано, когда заглядывают и проникают в присущую уму природу, то не находят совершенно никакого субстанционального основания. Вместо этого переживает то, что аналитический процесс успокаивается или изглаживается сам. Такое состояние описывается, как абсолютная реальность, всеохватывающая пустота, присущая всем вещам и всем временам. «Денньи» («Сатьядвая») сообщает:
Видимая реальность возникает так, как это происходит,
И все же [оказывается] пустой, не имеющей ни какой субстанции,
После того как ее подвергнут тщательному логическому исследованию.
Это обнаружение [пустоты] представляет собой абсолютную истину,
Свойственную всем вещам и всем временам.
Такая присущая уму пустотность – действительно, пустотность всех вещей, охватывающая все явления и существования сансары и нирваны. Арьядева поясняет:
Одна субстанция представляет собой сущность всех прочих субстанций;
Все другие субстанции представляют собой сущность одной субстанции.
Арьядева говорит так же в «Чатухшатаке»:
Пустота одной вещи
Воспроизводит пустоту всех вещей.
«Сатьядвая» заявляет:
В пустоте вовсе нет никаких различий,
Ни в малейшей степени.
Природа ума
«Гьетонгпа» («Астасахасрика-праджняпарамита-сутра») учит:
Природу ума составляет сияющая ясность.
«Ланкаватара» сообщает:
Природу ума составляет сияющая ясность,
Присущая Татхагате природа.
Таких отрывков, описывающих природу ума как сияющую ясность, – много. Термин «сияющая ясность» означает, что ум чист, незапятнан различающими мыслями, такими как происхождение, пребывание, или прекращение. Неоскверненный [никакими ментальными пороками] и свободный от частиц скоплений, ум во всякое время остается неизменным, как пространство, или даже неотделимым от природы пространства. «Упалипарипричча» объясняет:
Ум по природе чист и ясен.
Он несубстанционален, незапятнан, и не составлен ни из каких субатомных частиц.
«Гью Лама» («Уттаратантра») говорит:
Эта сияющая ясность, будучи природой ума,
Неизменна, как пространство.
«Ешей Нангва Гьен» («Джняналокаламкара-сутра») подробно расписывает:
[Будда:] О Манджушри, просветление по своей внутренней природе есть сияющая ясность, потому что присущая уму природа – сияющая ясность. Почему она так обозначается? Присущая уму природа свободна от всяческого внутреннего осквернения и обладает, или же одинакова с природой пространства, вместе с тем обнимая пространство посредством тождественных ему свойств. Ввиду всех этих соображений ее обозначают сияющей ясностью.
«Намнанг Нгенджанг» («Вайрочанабхисамбодхи») замечает:
Природа ума чиста, и все же ее нельзя помыслить дуалистически, как внешнюю, внутреннюю, или промежуточную.
И снова говорит:
Все, что является природой пространства, является природой ума. Что бы ни было природой ума, то – есть ум просветления. По этой причине, протяжение пространства, и ум просветления – недвойственны и нераздельны.
«Гухьясамаджа» объясняет:
Так как все вещи по своей природе – сияющая ясность,
Они изначально чисты, как пространство.
Раз это так, некоторые неразумные медитаторы, испытывая какой-либо вид внутренней ясности, считают, что это – сияющая ясность ума, и даже принимают ум за лучезарное, как солнечный свет сияние. Это очень серьезная ошибка, потому что, как было показано предыдущими цитатами, термин «сияющая ясность» использовался просто, чтобы обозначить присущую уму чистоту, незапятнанную различающими мыслями или эмоциональными расстройствами. Если бы природа ума представляла собой что-то лучезарное или окрашенное, ум должен был бы быть светом и иметь цвет. Тогда [буддийская] доктрина, полагающая природу ума чистой, т.е., лишенной всякой само-сущности, оказалась бы неправильной.
Ну, тогда, как насчет известных переживаний, когда йогины воспринимают самоосознавание с самоясностью, как если бы это было психическим проявлением, внутренним светом, превосходящим обычные явления, нормальный цвет или свет? Наропа так поясняет в «Това Дхордю» («Дристисамксепа»):
Все вещи восприятия и существования
Не существуют вне самоосознавания,
Ибо вещи видятся и выкристаллизовываются
В точности так же, как, например, ум переживает
Свое собственное самоосознавание.
И опять он говорит:
Такое самоосознавание свободно от различения;
Оно проявляется будучи внутренне пустым;
Будучи пустым, оно проявляется.
Видимость и пустота, поэтому, нераздельны.
Они вроде отражения луны в воде.
Такое [указанное переживание мистиков] – просто внутреннее зарождение осознавания и сияния ума. Хотя этот внутренний опыт сейчас, для практических целей созерцания, и обозначен как осознавание, он все еще находится на уровне двойственности и не может, как таковой, быть подлинным осознаванием, потому что он не является ни верховной пустотой, лишенной всех форм, ни всеобъемлющей силой. Великий комментарий к «Дюкхор» («Калачакра») [«Вималапрабха»] объясняет:
Тогда, что такое осознавание? Ответ следующий, это осознавание, так обозначаемое, является сокровенным осознаванием неразличающего типа. Оно – верховная пустота, лишенная всех форм. Кроме того, будучи неизменным и блаженным осознаванием, оно запредельно всем концепциям. Такое осознавание – хозяин причины и следствия. Причина и следствие сращены с ним, как свет и жар с пламенем.
«Джампал Тшанджо» («Манджушринама-самгити») описывает осознавание:
Оно – всезнающее, законченное и абсолютное осознавание.
Как таковое оно выходит за границы сознания.
И снова:
Оно всесторонне охватывает все, – себя и других.
По этой причине Дже Дрикхунгпа[223] говорит:
То, что названо великой печатью, есть это сокровенное осознавание.
Все формы осознавания, показанные здесь в качестве объектов медитации, должны пониматься в свете приведенных отрывков. Но так или иначе, то внутреннее восприятие, которое переживают мистики, нельзя истолковывать, как распознающее осознавание и присущее уму сияние. «Самадхинирмочана» объясняет:
Распознающее осознавание покоится в недвойственном состоянии.
«Сангва самгьи микхьябпай гью» («Гухьяцинтья-тантра») сообщает:
Оставляя этернализм и нигилизм,
Происхождение и прекращение, и другие такие крайние взгляды,
Ум достигает запредельного осознавания,
Изначально свободного от каких бы то ни было дуалистических искажений.
Смысл этого, действительно, покоится вне понятийного измерения.
Таким образом, говорится, что осознавание [или постижение] каждой стороны реальности значит недвойственность и внеположность понятийному измерению. Смысл присущего уму сияния уже объяснялся ранее.
Свойства ума
Присущая уму чистота была затемнена временным загрязнением. Образовавшаяся в результате запутанность исказила сознание из его естественного состояния. Вследствие взаимодействия ума и фундаментального различения возникли чувствующие существа шести сфер существования, с их [способностью переживания] преходящего удовольствия и страдания. Когда загрязнения устраняются, актуализируется присущая уму природа, и такой процесс взаимодействия, устанавливающий сознание «себя», завершается, тогда достигают просветления абсолютной реальности, таким образом что ее высшие иллюзорные манифестации станут проявляться ради блага живых существ. «Дристисамксепта» комментирует:
Увы, шесть уровней живых существ суть
Эманации заблуждающихся умов.
По бесконечному миру пространства
Они бродят, невообразимо страдая и ошибаясь.
И снова этот текст указывает:
Ло! Из неоскверненных умов возникают
Эманации в высших формах.
Проявляющиеся в виде чистых земель
И просветленных собраний во всевозможных формах,
Эти великолепные эманации
Наполняют бесконечное космическое пространство!
Сараха говорит:
Один лишь ум является семенем всех реальностей,
Из которого распускаются сансара и нирвана.
«Сампута» объясняет:
Ум, оскверненный страстью и иными неконтролируемыми побуждениями –
Вот, действительно, ум циклического существования.
Раскрытие присущей уму ясности – вот, действительно, освобождение.
Незагрязненный вожделением и эмоциональными нечистотами,
Незатемненный никакими двойственными восприятиями
Высочайший ум – вот, в самом деле, высшая нирвана!
Если ум в его естественном состоянии с самого начала чист, его нельзя замарать никакой преходящей грязью. Если же это возможно, то ум после очищения от грязи, может снова быть запачкан. Нечистота ума была обозначена как временная, так как ее можно удалить. Она – не что-то возникающее вдруг ниоткуда. В действительности, нечистота ума искони сосуществовала с самим умом. «Уттаратантра» объясняет это обращаясь к аналогии:
Внутренняя чистота [бодхи] подобна Будде в обыкновенном лотосе,
Подобна мякоти зерен в мякине, и золоту в грязи,
Подобна кладу в земле, и семенам в стручках,
Подобна образу Будды завернутому в тряпье,
Подобна принцу в утробе простой женщины,
Подобна драгоценности в комке грязи.
Таким образом, природа просветления остается скрытой во всех живых существах,
Которые находятся под влиянием временного осквернения.
До тех пор пока ум остается в пелене преходящих загрязнений, пусть даже присущее ему состояние и чисто, качества просветления не выкристаллизовываются сами. Они, однако, самопроизвольно возникнут, когда будет убрано умственное загрязнение. «Хеваджра-тантра» утверждает это:
Все чувствующие существа – будды,
Они лишь подпали под временное загрязнение.
Они становятся буддами в момент устранения их осквернения.
Нагарджуна разъясняет:
Хотя драгоценная вайдурья
Всегда отсвечивает свет,
Но оставшись не ограненной,
Она не блестит.
Так и всеохватывающая реальность [дхармадхату];
Хотя внутренне и не запачкана,
Покрыта грязью.
Поэтому она остается сокрытой в сансаре,
Но сама кристаллизуется по достижении нирваны.
Свойства [ума] так описываются как то, что проявляется в разнообразных формах сансары и нирваны.
Мистики нашего времени испытывают даже проявления ума, как нечто разное неопределяемое и не имеющее преград. Из-за силы разных врожденных тенденций, они воспринимают внутренние проявления, как внешние реальности. Те возникают в точности так, как назначено или изменено взаимодействием кармы и врожденных тенденций медитаторов. Даже если присущая [уму] природа и не меняется, его проявление принимает всевозможные формы, подобно шерстяной ткани, меняющейся от использования красителей. «Ланкаватара-сутра» разъясняет:
Ум по своей природе остается чистым и ясным. И тем не менее, он проявляется в точности так, как соизволит интеллект, все равно как белая шерсть изменяется при покраске.
Для того чтобы определить действительное состояние ума и то, как он проявляется в разных формах, обычно изучают экзегетические тексты о восьми видах сознания включая источник-сознание и ментальные категории. Однако я здесь дал лишь самую необходимую информацию.