Характеристики возникающего постижения

Что касается аналитической медитации постижения посредством распознающей мудрости, некоторым медитаторам (не смотря на все их настойчивые исследования) не удавалось добиться полного постижения внутренне присущей реальности вследствие излишнего напряжения успокоенного ума. Как бы часто они ни проводили анализ, они тем не менее оказывались в спокойном погружении. По мере этого у них зарождалось чувство уверенности в том, что смысл анализа раскрывается в успокоенном состоянии. Они ошибочно отождествляли это переживание с постижением присущей уму природы. Некоторые медитаторы испытывали в медитации успокоения мощное чувство нереальности, бессущностности всех феноменов, которое они по ошибке принимали за постижение присущей уму природы. В таких случаях медитатор сразу же должен использовать методы предписанные [учителем], чтобы прояснить ощущение и опыт успокоения, и очистить цепляние ума к нему. Удаляя туман такого чувства из своего сокровенном осознавании и медитируя на постижении, медитатор добьется результата.

Однако, некоторые люди с серьезным ментальным осквернением и низким интеллектом не могут обрести постижение ума, не зависимо от того, как много они его исследуют. Им надо на время посвятить себя практике развития добродетели и устранению осквернений, а после этого с возросшей ясностью медитировать успокоение. Только потом им следует возобновлять медитацию постижения. Некоторые [медитаторы] с хорошими интеллектуальными способностями ошибочно принимали интеллектуальное понимание абсолютной природы ума за проблески постижения. Иные, хотя и ученые и красноречивые при передаче рассуждений о доктрине, не имеют просветляющего опыта. Третьи же, у которых отсутствует способность к красивым проповедям, получают переживание, соразмерное соответствующему уровню медитации. Для медитаторов такое понимание различных уровней весьма существенно.

Как бы ни была хороша медитация, без постижения он не более, чем обыкновенная медитация, известная приверженцам догмы[220] или буддистам мирянам. Если этот вид медитации не сопоставим даже медитации Первичной Колесницы [Хинаяны], тем более нет необходимости говорить, что она не сможет сравниться с медитацией срединного пути Махаяны, в особенности с медитацией Махамудры [великой печати]. Из всего этого следует то, как в высшей мере важен акцент на медитации постижения.

Каким образом определяют раскрывшийся уровень постижения? Безошибочное постижение[221], которое прямо воспринимает истину всеохватывающего пространства реальности, нельзя реализовать не находясь на верхнем уровне состояния неразличения. Постижение же, о котором теперь говорится просто приблизительно постижение, рождающееся в уме обыкновенного человека. Это постижение сравнивают с прибывающим Месяцем, который, в действительности, выполняет ту же функцию, что и сама Луна; Следовательно, обозначение Луна применимо к обоим. Постижение на данном этапе, должно состоять из (1) понимания того, что все дуальности, включая ум, его проявляющиеся мысли и видения, – в абсолютном смысле не имеют никакого абсолютного способа происхождения, становления, или прекращения, и (2) осознавания с глубочайшей уверенностью, что все эти дуальности лишены истинной сущности или само-природы.

Авторитетные высказывания уже были или еще будут процитированы. Если медитатор не добьется [даже этого простого постижения], ему следует стремиться понять то, что мастера данного медитационного ордена считают постижением начинающих. Такое постижение должно состоять из гармоничного сочетания присущих уму характеристик: само-постигающего, само-кристаллизующегося осознавания и присущей ему пустоты, лишенной всякой сущности. Так, первоначально обретя это постижение, медитатор постепенно добьется также непогрешимого постижения.

Относительно образцового уровня реализованного постижения, медитативная традиция сутр придерживается того мнения, что идеальное постижение достигается тогда, когда медитация постижения вызывает большее ощущение легкости, чем ранее достигнутое в медитации успокоения. Постижение более низкого уровня означает приблизительное постижение. Однако наш медитационный орден не придерживается данной дифференциации. Большинство систем сущностных наставлений полагают, что то, как сосредоточенная концентрация (еще до достижения совершенной легкости) уже представляет собой медитацию успокоения, так и общий подробный анализ медитации постижения (прежде, чем она достигла совершенной легкости) попадает в разряд постижения. Кроме того, уместно ввести в рассмотрение темы постижения так же и его классификацию из различных типов постижения, например, постижение, происходящее из совершенного подразделения вещей, и три других типа, такие как постижение, происходящее в результате анализа характеристик восприятия, и так далее.

«Шравакабхуми» сообщает, что четыре ментальных применения, которые разъяснялись в разделе об успокоении, применимы и к медитации постижения. Поэтому, не будет противоречия в том, чтобы рассматривать [четыре ментальных применения] начиная с непрерываемого напряжения и далее вниз, как относящиеся к области постижения, поскольку на этой стадии медитатор достигает непрерываемого состояния постижения. Такое разъяснение методов достижения успокоения и постижения, дающее идентификацию их характеристик и сочетающее оба медитационных состояния, основано на системе живых сущностных наставлений, в противовес разнообразным иным методам, подробно изложенным в сутрах и тантрах.

Наши рекомендации