Подготовительная к постижению практика
«Самадхинирмочана» говорит, что «совершенное видение, происходящее в результате слушания и размышления являются условиями реализации постижения». Средняя «Бхаванакрама» упоминает три источника постижения. Они суть связь со святыми людьми, частое слушание [дхармы], и затем ее совершенное исследование. Святые люди в данном случае означают тех, кто реализовали успокоение и постижение. Без такой реализации нельзя усвоить истинной цели жизни, какими бы высоко учеными они ни были в концептуальной доктрине с приписываемыми ей значениями[199]. Частое слушание Дхармы подразумевает слушание тех безупречных писаний, что раскрывают высшую абсолютную доктрину. Можно слушать учения о видимой истине с концептуальной терминологией, но они не раскрывают смысл несомненного [знания]. То же касается и тщательного изучения, где следует применять наставления переданные через тех, кто сам реализовал учение, потому что священная истина выходит за рамки диалектического исследования и рассуждения.
Можно спросить о разнице между писаниями, содержащими целесообразный или намеренный смысл, и – содержащими истинный смысл. Первые в основном объясняют видимую реальность путем концептуальных терминов и дефиниций, в то время как последние показывают взгляд абсолютной реальности, глубокий и невообразимый. «Лодро Мицепае Танпа» («Аксаяматинирдеша-сутра») сообщает:
Какие сутры являются абсолютным руководством и какие целеполагающим руководством? Сутры, которые излагают средства реализации видимой или условной истины, обозначаются «содержащими намеренно выдуманный смысл». Сутры, которые показывают средства реализации абсолютной истины, обозначаются «содержащими истинное значение». Что касается сутр, которые раскрывают различные точки зрения, они обозначаются, как содержащие вымышленный смысл, задуманный для последовательного ведения приверженцев к глубочайшей истине. Сутры показывающие то, что глубоко, что трудно воспринять, и тяжело реализовать, называются содержащими истинный смысл.
Что тогда сами – видимая и истинная реальности? Видимая реальность относится к преходящим аспектам феноменов, таким как «я», жизнь, чувствующие существа, живые существа, и т.п. Абсолютная реальность означает [всепроникающую пустоту] феноменов характеризуемую как непроисхождение, отсутствие самости, и т.п. Та же сутра далее сообщает:
Разъяснение видимой истины дано в тех сутрах – обозначаемых, как содержащие выдуманные значения – посредством различных концепций и терминов, таких как: «я», жизнь, чувствующие существа, живые существа, человеческие существа, личность, носитель кармы, продукт кармы[200] и исполнитель кармы. Кроме того, сутры с целеполагающим руководством говорят о «я», когда в действительности такого «я» не существует, – просто для того чтобы искусно вести искателей к сияющей истине. Разъяснения абсолютной истины хранятся в тех сутрах, которые несут смысл дверей к освобождению, таких как пустота, беззнаковость, бесцельность, невозникающая и нерожденная нереальность различения, сознания, жизни, личности, «я» и врожденного наблюдателя.
«Самадхираджа» повторяет те же пункты:
Пустота раскрываемая Тем, Кто Достиг Высшего Покоя [Сугата], должна быть понята
Посредством особых сутр, содержащих истинное значение.
Сутры, имеющие отношение к чувствующим существам, личности,
Человеческим существам, и всем подобным вещам должны пониматься,
Как содержащие выдуманные значения.
Это действительно так. Сказано, что фактор, который вызывает возникновение постижения, это понимание видения реальности. Такое понимание можно получить посредством знания, происходящего в результате слушания и изучения классических трактатов – будь то учения Будды или их экзегетические тексты великих святых и ученых – которые разъясняют непогрешимо и ясно действительное значение. За этим следует медитация со всеми необходимыми процессами, а именно, удалением тупости и мысленного потока, контролем чувственных способностей, бдительностью в поведении и умеренностью в еде. Данный медитационный орден, в частности, считает, что для того, чтобы реализовать видение истинной реальности, жизненно необходимы созерцание гуру йоги и горячее обращение за благословением. Второй раздел «Хеваджра-тантры» разъясняет:
Спонтанное совозникновение[201] не может быть ни описано никакими внешними средствами,
Не может быть обнаружено ни каким другим способом,
Кроме как своевременного получения посвящения от гуру
И добродетели своих собственных духовных заслуг.
Опять тот же текст говорит:
Это сокровенное воспринимающее осознавание выходит за рамки всех вербальных выражений.
Будучи объектом созерцания, оно возникает
Через благословения гуру.
Таково осознавание всеведущих.