Для начала, надо понять безусловные правила
Сперва пытаются культивировать то, что «Абхидхармасамуччая» называет пять принципов, ведущих к освобождению. [Первый принцип], личная нравственность приверженцев, – это ощущение неприязни и неприятие физически и ментально насилия над другими, и укрепление ненасильственного отношения. Бодхичарьяватара призывает:
Где бы рыба и кто другой ни нуждались в защите,
Перенеси их бережно не давая умереть.
Развив отношение ненасилия,
Достигнут вон того берега нравственности.
Приверженцам следует внимательно и бдительно держаться заповедей, полученных в обете [приверженца мирянина] и других посвящениях[172], при этом воздерживаясь от любых неоправданных обид, контролируя себя. Как описывает «Сухриллекха»:
Все равно как земля поддерживает все движущиеся и статичные вещи,
Так и нравственность – фундамент всех добродетелей.
«Шиласамьюкта-сутра» заключает:
Точно так же как слепой человек не видит никаких форм,
Так и безнравственный человек не видит Дхармы.
[Второй принцип] касается контроля за чувственными импульсами. Шесть чувственных способностей возбуждаются посредством взаимодействия между шестью объектами и шестью органами чувств, и затем изменяются умственной способностью становясь причиной или привязанности или неприязни ко всякому чувственному объекту. Благодаря тому, что не цепляются к познавательному образу или знаку восприятия, не только защищаются от жадности и ненависти, но также приводят ум или в добродетельное или нейтральное состояние. Цитата из сутры повторяет вышеприведенный отрывок:
Даже если глаза и видят формы, они не хватаются за них, ни как за познавательные образы, ни как за воспринимаемую реальность.
[Третий принцип], применять бдительность, означает, что когда бы ни занимались каким-либо действием – физическим или другим – надо действовать тщательно и с бдительностью, сознательно различая, что положительно или отрицательно, что принять или отвергнуть. На это указано в отрывке из «Бодхичарьяватары»:
Снова и снова наблюдают
Состояние тела или ума;
Каждое такое наблюдение подразумевает
Наблюдение с величайшей бдительностью.
«Праджняпарамита-самучаягатха» поясняет похожим образом:
Бдительность следует сохранять при каждом движении,
Когда гуляют, отдыхают или когда сидят.
Суттра говорит:
Сознавай всякое действие, которым занят:
Сейчас осознаешь то, что стоишь,
Сейчас внимателен к тому, что сидишь.
«Ратнакута-сутра» описывает назначение бдительности:
Если постоянно применять осознавание и бдительность,
То на тебя не смогут воздействовать никакие искаженные мысли.
[Четвертый принцип] касается регулирования ежедневного питания. Скудная еда делает голодным и слабым. Излишнее количество вызывает тяжесть в теле, увеличение вялости и сонливости. Прием пищи, которая тяжело усваивается или неподходящим образом ухудшает уже существующую болезнь, вызывает новые болезни и делает тело непригодным для практики добродетелей. Пища добытая из жадности или путем насилия, будучи пищей оскверненной злым умыслом, приводит к невыразимым бедам и делает ум неконтролируемым. Медитаторы должны вместо этого есть пищу в умеренных количествах, но не такого типа как только что упоминалось.
Славный Нагарджуна в «Сухриллекхе» сообщает:
Глядя на пищу как на лекарство,
Едят, нетревожимые жадностью или ненавистью,
Не для того чтобы утолить голод,
Ни для удовлетворения чувственности,
Ни даже для приобретения привлекательной наружности,
Но просто для того, чтобы поддержать тело.
Регулируют ли свое питание или нет, зависит от отношения к последствиям жадного стремления наесться. Поэтому размышляют таким образом: «Из-за переедания тут же возникнет отвратительное ощущение, все равно что увидеть противную рвоту, и может даже появиться болезнь, и в то же время увеличится количество грязных отходов, которые придется убирать. Кроме того, [часто бедный медитатор] из-за поисков пищи и провизии страдает от таких лишений. Еда бывает причиной вожделения, ненависти и запутанности, заставляет совершать вредные поступки, так что, в конце концов, перерождаешься в нижних мирах». На предмет умеренного потребления пищи, пробужденный мастер Васубандху сказал, что когда едят умеренно, удается пробудить доброжелательное отношение к жертвователю. Надо так же поддерживать сострадательную мысль о служении чувствующим существам и заботу о кормлении микроскопических организмов в своем теле.
[Пятый принцип] касается того, как надо прилагать усилия, чтобы заниматься медитацией на рассвете и в сумерках. Приверженец должен стремиться медитировать внимательно и с бдительностью не только в течение большей части дня, но также и в течение двух третей ночи, т.е., на рассвете и в сумерках. В «Дхо Дхупа» («Праджняпарамита-самучаягатха») говорится о стремлении медитировать:
Старание не может вызывать упадок добродетели;
Оно позволяет обнаружить сокровище победоносного Будды –
Безграничное осознавание.
«Сухриллекха» поясняет в той же манере:
О мастер мудрости, медитируй на мантрах
В течение большей части дня, на рассвете и в сумерках.
Не трать ночной покой
Ты должен созерцать пока не уснешь.
Вы спросите, подразумевают ли [предыдущие] высказывания какой-то определенный способ еженощного уединения? Их целью было показать четыре его аспекта. (1) Относительно положения тела, – в течение средней из этих трех третей ночи лежат расслабленно как лев, на правой стороне, причем левая нога находится на правой. Сказано, что эта поза, по природе, не вызывает ни физической инертности ни глубокого сна, и вместе с тем помогает поддерживать осознавание даже во время сна, и предохраняет от возмущающих снов и совершения каких-либо вредных поступков. (2) «Осознавание» удерживает сознательный образ дневного созерцания, пока не заснешь, что поднимает медитатора на добродетельное состояние даже во время сна. (3) Бдительность позволяет уму мгновенно улавливать нечистые мысли, с тем чтобы удалить их. Это защитит от [неудобства] во сне и заблуждений в сновидениях. (4) Желая проснуться, медитатор должен твердо решить встать вовремя на следующее утро и практиковать медитацию. Он идет спать на некоторое время, для того чтобы улучшить физическое самочувствие, так как соответствующий отдых питает производящие элементы в теле. Во время сна он должен визуализировать диск света, на котором фокусируется. Это предохраняет от надвигающейся на ум темноты, дает сну свет, позволяет проснуться вовремя, и делает энергичным для утренней медитации.