Созерцательное сочетание с совершенным состоянием гуру для вовлечения в духовное благословение

Сутры и тантры единодушно сообщают, что руководство гуру составляет корень пути, по которому идут к освобождению. Кроме того, они описывают характеристики, которые должны быть у учителя, как к нему следует подходить, а так же цель или извлекаемые из этого духовные блага. Трактаты Мантраяны в особенности поясняют, что эзотерический мастер является источником реализации, и вместе с тем обстоятельно обсуждают то, как надо максимально беречь связь с ним.

В частности, данный медитационный орден, обладающий силой передачи духовного благословения, отстаивает два способа (1) получения нового опыта через медитацию и (2) совершенствования его. Тот и другой зависят от благословения гуру. Следовательно, медитатор должен по возможности максимально пытаться осуществить чистейшее состояние гуру путем интенсивной медитации. Если спросят об обосновании этого, оно дано в «Манджушринама-самгити»:

Он – объект поклонения, восхваления и простирания.

Он – достоин постоянного служения.

Он – превосходный, заслуживает уважения.

Он – высочайший гуру, заслуживающий почитания.

Другой комментарий о гуру говорит:

Его тело соединяет в себе всех будд;

Он – истинная суть Ваджрадхары.

Он – корень трех драгоценностей.

Он – гуру; я простираюсь перед ним.

Цель [гуру йоги] – обрести временную, а так же абсолютную (окончательную) реализацию, вот как это объяснено словами Бхавилхи[167]:

Причина, сказал Ваджрадхара, состоит в том, что

Реализация зависит от эзотерического наставника.

Снова говорится:

Следует склониться перед лотосовыми стопами гуру

Ибо он – источник достижения уровня великолепного Ваджрасаттвы.

Касательно способа медитации на гуру, «Ваджрахридаяламкара» учит:

Ученик, который почитает гуру

Должен смотреть на него таким образом:

Гуру – равносилен всем буддам,

Он – Ваджрадхара всех времен.

«Ваджрапанджара» сообщает:

Тот, кто известен как Ваджрасаттва,

Принял тело эзотерического наставника.

Ради благополучия всех чувствующих существ,

Он [Ваджрасаттва] проявил себя в обычном теле.

Бхавилха так же говорит:

Не смотрите на вашего гуру и Ваджрадхару,

Как на две раздельные сущности.

«Ваджрадакини» описывает способ медитации на гуру, как мастере, который объединяет в себе всех будд:

Его тело, по природе, представляет всех будд;

Его члены тела представляют бодхисаттв;

Волосы в его порах представляют архатов;

Его корона представляет пять классов будд;

Его сиденье представляет существ преходящего мира;

Лучи представляют богов изобилия, таких как Ноджин Санг и других.

Йогины всегда должны смотреть на его тело

Как на выражение всех этих атрибутов.

Похожее заявление сделано и в корневом тексте «Дордже Данжи» («Чатух-питха») и его комментарии. Делая отсюда вывод, надо знать больше. Цель гуру-медитации, согласно мастеру Шантипе, состоит в том, чтобы «зародить себе одинаковое доверие и к Ваджрадхаре и своему гуру, сделать устойчивым свое сокровенное осознавание Ваджрадхары, и полностью и быстро реализовать его путем накопления духовных заслуг с наименьшим приложением усилия». «Панчакрама» подробно описывает блага, получаемые в результате совершения особых подношений своему гуру, таким образом:

Отказавшись от всех остальных видов подношений,

Следует делать совершенное подношение своему гуру.

Угодив ему таким образом, реализуют высшее осознавание.

«Гухьясамаджа» сообщает:

Поклонение только одному волосу на теле своего гуру

Приносит больше заслуги,

Чем поклонение всем буддам трех периодов времени.

«Сампута» предлагает:

Своему гуру подносят

Всякий прекрасный предмет не ожидая ничего взамен.

«Ваджрахридаяламкара» сообщает:

С постоянным усилием,

Поклоняйтесь своему гуру, который являет собой Будду Ваджрадхару.

Угождая ему, приходясь ему по сердцу,

В действительности угождаешь всем буддам.

Бхавилха говорит:

Тот, кто желает осознать неисчерпаемую этовость,

Должен поднести гуру особый подарок –

Такой, который придется ему по сердцу.

Сделавший это, поклонится

Всем буддам всех времен.

Благодаря такому поклонению возникают духовные заслуги,

Благодаря которым, в свою очередь, возникает высочайшая реализация.

Говоря о том, почему такое поклонение гуру следует делать с сильным доверием и почитанием, «Дашадхармака-сутра» поясняет:

Иметь веру в духовного руководителя,

Который выпутывает из внутреннего рабства,

Находится в соответствии с высшей колесницей.

По этой причине мудрый человек

Обращается к нему с доверием.

Никакое положительное качество ни когда не произрастет

В человеке без веры,

Ибо никакой зеленый побег не появится из жженого семени.

«Ратнолка-дхарани» дает такой ценный комментарий:

Вера предшествует [каждой практике] или рождает ее как мать,

Она защищает всякое хорошее качество и развивает его,

Она устраняет сомнения и переправляет через реку [сансары];

Вера символизирует город покоя и совершенства,

Она кристаллизует ум, а не запутывает.

Будучи корнем благоговения, она устраняет самомнение.

Вера подобна богатству, подобна сокровищу, подобна замечательным ногам;

Она подобна руке, которая собирает, вера является корнем всего.

Вспоминая духовные блага возникающие благодаря гуру, пробуждают такую веру и стремление, что становятся взволнованными до слез. «Гандавьюха-сутра» описывает роль духовных руководителей:

Будда: «Чжонну Норзанг (Кумара Судхана), духовные друзья не дают свалиться в нижние миры, помогают осознать равностность всех вещей, показывают способ различения пути счастья и страдания, дают советы по практикам для завершения совершенствования, показывают путь к городу всеведения, переправляют в мир всеведения, берут с собой в океан всеохватывающей реальности, раскрывают океаническое знание трех периодов времени, и посвящают в мандалу собрания пробужденных. Духовные друзья помогают улучшить практику добродетели. Такая любовь к ним волнует почти до слез.

Если имеют веру и благоговение, обязательно получают духовные благословения [своих гуру]. С благословениями гуру приходит реализация, как было указано во втором разделе «Хеваджра-тантры»:

То, что возникает спонтанно [т.е. сокровенное осознавание],

Никак нельзя описать в каких-либо внешних выражениях,

И нельзя найти нигде.

Поймите, что оно возникает внутри

Благодаря своевременному руководству гуру и искусным методам

И также как результат накопления духовных заслуг.

Нагарджуна разъясняет следующим образом:

Раз свалился с вершины Горы Шумеру,

Продолжаешь падать, несмотря на желание обратного.

Если открыл просветляющий путь благодаря доброте своего гуру,

Обязательно достигнешь освобождения,

Даже если желаешь возможно иного.

Высокоуважаемый Гампопа заключает таким образом:

Наше – это линия духовных благословений. Глубокое понимание Махамудры невозможно без вливания благословения гуру. Такое вливание благословения может происходить без всяких осложнений. Оно приходит благодаря просьбе исходящей из доверия и благоговения. Приверженец с глубокой верой получает мощное благословение. Со средней верой получает среднее благословение. С малым доверием получает меньшее благословение. Природа вещей такова, что нельзя получить духовное благословение без веры. Для тех практикующих, которые не имеют глубокого понимания, нет другого пути кроме пути поклонения гуру с верой и медитации с просьбой о его благословении. Даже те, кому удалось найти понимание, должны продолжать сохранять доверие к своему гуру в качестве средства усиления и совершенствования своего внутреннего развития.

Способ обращения к гуру должен сообразовываться с практиками такого порядка медитации:

Медитатор обращается, даже когда ходит,

Когда сидит или пробуждается ото сна.

Методы медитации гуру йоги были установлены мастерами живых наставлений. Для того чтобы вести медитацию раскаяния, в случае если [приверженец], на пути, ослабил свое священное обязательство, медитацию следует начинать визуализируя гуру как руководителя, или стоящим впереди или сидящим [в позе лотоса] над макушкой головы [приверженца]. В этой [экзотерической медитации] будет не правильно, если приверженец, функционирующий на нормальном, человеческом уровне, визуализирует получение полномочий [от гуру]. [Сперва] он должен медитационно трансформироваться в реализационное божество[168], и тогда визуализировать над своей макушкой гуру в форме Будды Ваджрадхары, который соединяет в себе всех будд. Он затем демонстрирует преданность через поклонение гуру с внешними, внутренними, и сокровенными подношениями[169], и обращается к нему с сильной верой. В медитации он визуализирует себя получающим мистическое посвящение. В конце [лучезарный гуру] растворяется в нем. [Он остается в состоянии осознавания.] Этот метод замечателен, тем что он, как явствует, заключает в себе многие жизненно важные аспекты пути, имеющие целью активизировать внутренний потенциал и достичь освобождения.

Касательно центров тела медитатора, в которых надлежит визуализировать гуру, «Абхидхана» сообщает:

Визуализируя милостивого гуру

В центре своего сердца или на макушке

Или в ладони руки,

Медитатор реализует

Аттрибуты тысячи будд.

Высокопочитаемый Гампопа сказал, что надо визуализировать гуру в пространстве над и перед собой. Преподобный Йангонпа[170] сказал:

Когда поклоняются [гуру] с подношениями и ритуальными угощениями,

Визуализируют [его] в пространстве над и перед собой.

Когда обращаются [к нему], визуализируют его на макушке головы;

И всегда визуализируют гуру в сердечном центре.

Теперь я опишу знаки, получаемые благодаря настойчивой медитации на доктрине и благодаря практике на подготовительной стадии. Результатом медитации на непостоянстве должно явиться отвращение, как в мыслях, так и в поступках, от материалистических стремлений в этой жизни и от привязанности к чувственным удовольствиям. По мере того, как убеждаются в тщетности таких целей, начинают воспринимать преходящую реальность жизни, усмиряя восемь мирских эмоций[171], одновременно добиваясь успокоения ума. В результате медитации прибежища, медитатор достигает внутреннего покоя, радости, дружелюбия и безмятежности. Подношение мандалы приводит к тому, что взгляд становится лучистым, и возникает чувство благополучия, так что больше не ощущают голода, даже когда воздерживаются от еды. Кроме того, переживают сияние ума и улучшение умственных способностей. Что касается внутренних переживаний, медитатор будет видеть во сне восход солнца или луны, цветы, или будет подниматься на вершины. Медитация на Ваджрасаттву и декламация мантры приведет медитатора к достижению легкости тела, уменьшения зависимости от сна, чувству благополучия и сердечной радости. Медитатору могут сниться [как знак очищения] гной и кровь вытекающими из тела, рвота или опорожнение внутренностей, и т.п. Медитация гуру йоги вызывает такое восхищение своим гуру и стремление к нему, что хочется прикоснуться его тела или обращаться к нему и днем и ночью. Так же испытают растворение застывших восприятий и всеохватывающее внутреннее свечение. Будут сниться [как хороший знак] встречи с гуру, получение его объяснений, или полномочий. Значение снов рассматривается в работах мастеров данного медитативного ордена.

Те, кто считают подготовительные практики просто средством установить начинающих в медитации, но не существенными на более позднем этапе, показывают тем самым свое огромное неведение относительно необходимых факторов Дхармы, потому как такие практики являются центральным столпом пути Махаяны. Эти практики очень важны, как корень Дхармы и опора пути. Я не мог дать детального описания, а лишь частичное описание, из опасения чересчур увеличить объем моего изложения. Однако, приверженцам особенно важно сперва усиленно изучать, слушая и исследуя учения, включенные в стадии до просветления, а потом определять их полное значение во всей тонкости.

Наши рекомендации